UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Чуть правее — Адалары, чуть левее — это Я»?

Могу понять обеспокоенность российских коллег, оказавшихся в невероятно занятной (прежде всего с ...

Автор: Валентина Самар

Могу понять обеспокоенность российских коллег, оказавшихся в невероятно занятной (прежде всего с профессиональной точки зрения) ситуации: они больше суток не могли определить местонахождение своего президента, отбывшего утром в пятницу в Крым. Последний раз В.Путина в компании с Л.Кучмой пополудни видели в «Артеке». Все попытки журналистов узнать, где же находится глава РФ в субботу и чем занят, были безуспешными. Ни в Москву, ни в Сочи, тревожились российские веб-издания, Путин не возвращался, и именно поэтому якобы традиционное субботнее заседание совбеза было отменено. И так продолжалось аж до середины воскресенья. Пока к поискам не подключился «Интерфакс-Украина», который, со ссылкой на свои источники, сообщил, что В.Путин отбыл на Родину в субботу вечером.

Всем понятно, что переход через Керченский пролив на коммерческом «Ейске» (спешно покрашенном и не успевшем обсохнуть до прогулки президентов, из-за чего многие перепачкались) — наспех придуманный повод для встречи перед вторым туром украинских выборов. Нетрудно предположить, что президенты обсуждали в пятницу вечером и что могло им портить аппетит в субботу за завтраком. И совсем необоснованно, мне кажется, коллеги предположили: «затянувшийся» визит Путина к Кучме означает, что «позиции не совпали» и искать консенсус приходилось с переменой команд к готовности президентского борта с 16 часов на 12, а затем обратно. Просто судьба В.Януковича — не единственное, что занимало внимание двух президентов.

Как свидетельствуют очевидцы, кроме 6-й госдачи, в которой В.Путин уже традиционно останавливается во время визитов в Крым, в этот раз он воспользовался случаем лично оценить достоинства еще одного элитного уголка Южнобережья. Бывшие первую и вторую госдачи принято называть «брежневскими», хотя отдыхали там и Н.Хрущев, и Ю.Андропов, и М.Горбачев — пока не построили «Зарю» в Форосе. В мешковско-бандитский период истории Крыма в Нижней Ореанде стали хозяйничать какие-то подозрительные типы из якобы «афганской ветеранской» фирмы. А с 1997 года госдачи стали вотчиной Государственной налоговой администрации Украины, которая и образовала на их базе пансионат «Глициния». В бывших романовских владениях сохранился роскошный парк в 27 гектаров, по которому гуляли, кроме вышеперечисленных товарищей, множество иноземных лидеров дружественных стран. Особняки, построенные в хрущевские времена, благодаря заботам ведомства
г-на Азарова теперь соседствуют с двумя элитными корпусами, крытым и открытым бассейнами с морской водой, саунами и прочими SPA-прелестями.

Напомним читателям «ЗН»: еще в марте мы сообщали, что восточный президент благосклонно отнесся к идее обрести в Крыму дачу, и главы президентских администраций Медведев и Медведчук весной проводили смотрины некоторых украинских госдач. И теперь в сопровождении Л.Кучмы В.Путин инспектировал еще один «уголок России» в Крыму. Говорят, на «Глицинию» Владимир Владимирович согласился еще летом, а потому, утверждают некоторые крымские депутаты, сделка уже состоялась. К сожалению, на сегодняшний день не удалось достоверно узнать, на каких условиях проводится приватизация «Глицинии» и насколько она соответствует закону. Одно известно наверняка — охранные обязательства на Малоливадийский парк, являющийся памятником национального значения, не оформлялись. А строить, судя по свидетельствам хорошо знающих тему специалистов, россияне намерены именно в парковой зоне — потому что больше негде.

Поэтому пока можно только сказать: спасибо российскому президенту, что не претендовал на Ливадию или Ореанду. Во-вторых, я искренне надеюсь, что чем больше в Крыму будет VIP- собственников, тем спокойнее у нас будет жизнь. И во время выборов никакая политтехнологическая голова не сможет отважиться на антитатарский сценарий а-ля Марков: «беспорядки в Крыму перекинутся в Киев». И уровень престижности крымских курортов поднимется на порядок. И очень жаль, что в конце 90-х годов долго водили за нос белорусского президента А.Лукашенко, который предлагал полюбовно — через продажу одной из украинских госдач — закрыть разногласия со взаимными долгами. Кто знает, может, благодаря южнобережному климату проблема признания госграниц была бы решена еще тогда. Опять же, продать 5-ю госдачу безуспешно просил арендующий ее Кирсан Илюмжинов, и не для себя, а для открытия в Крыму (читай — в Украине) штаб-квартиры ФИДЕ. Обидели человека, а теперь возмущаемся — почему он так не любит украинских шахматистов. Шутка, конечно.

Владимиру Путину, понятное дело, отказать не посмели. Но Владимир Владимирович должен быть обижен на исполнителей его воли в Украине, потому что решение о приобретении у ведомства г-на Азарова припасенного на черный день госимущества «засветилось» именно в период выборов. Роль в которых В.Путина и так весьма одиозна. Теперь же, под завесой полной секретности факта отчуждения ценной украинской госсобственности все выглядит так, как будто Россия в лице ВВП не покупает, а берет. И все это происходит на фоне и в ряду беспардонного «дерибана» побережья, который ведут высшие украинские чиновники, провластные политики и близкие им бизнес-структуры.

Совет министров Крыма выдает одно постановление за другим, разрешая и согласовывая продажу десятков гектаров земли на побережье, а еще больше — на долгосрочную аренду. Без всяких конкурсов «АероСвіт» получил право на покупку 37 гектаров земли в Форосе и еще 30 получил в аренду на 49 лет. Свободной земли в Форосе, надо полагать, уже не осталось: разрешения на выкуп и аренду вслед за «АероСвітом» получили фирмы «Ист Инвестментс», «Бетта компани» и Нижнеднепровский трубопрокатный завод. А затем ВР Крыма вывела из перечня объектов, не подлежащих приватизации, и санаторий «Форос». И кто будет новым хозяином — мало кто сомневается. Из перечня был выведен и ММЦ «Гурзуф», и на прошлой неделе крымские депутаты изумили даже тех, кто уже привык ко многому: по одному лишь письму от общественной организации с неоднозначной репутацией парламент изменил условия приватизации (путем выкупа, а не по конкурсу ) и дал разрешение на продажу этого объекта санаторно-курортного комплекса. Депутатам раздали всего один документ, который в профильных комиссиях не обсуждался, — обращение за подписью народного депутата Украины Г.Самофалова (фракция «Регионы Украины»), возглавляющего правление Всеукраинскогго благотворительного фонда «Профессионал», с просьбой разрешить приватизацию ММЦ «Гурзуфский» путем выкупа. После небольшой полемики — депутаты из меньшинства требовали продать ММЦ по конкурсу — просьбу удовлетворили. И даже не заметили, что ошиблись, вслед за просителем, в названии объекта! Международный молодежный центр, ранее входивший в систему «Спутника», называется «Гурзуф», а не «Гурзуфский», а такое название носит центральный военный санаторий МО. Это по соседству. И по Фрейду, как оказалось.

Хорошо информированные в гурзуфских делах крымские депутаты утверждают: приватизация благотворительным фондом, который называют детищем Н.Азарова, ММЦ «Гурзуф» — своего рода компенсация за «Глицинию», которая пришлась по душе В.Путину. Есть информация, что к ММЦ «прирезают» также санаторий «Пушкино» и часть территории с пляжем военного санатория «Гурзуфский». Странные вещи рассказывают местные знакомые: якобы Николай Янович лично приезжал на «планерки», на которых местному голове настоятельно советовали отменить все разрешения на землеотводы в пределах планируемого «владения», а то, что уже начали строить, — снести. Под удар попали не только мелкие частники, но и имеющие вполне системный бизнес в Украине. А пока объект не приватизирован — из госбюджета полился финансовый поток для реконструкции коммуникаций, ремонта дорог и т.д.

Если же окинуть взглядом соседний — в сторону Аю-Дага — объект, то популярную артековскую песню «Чуть правее — Адалары, чуть левее — это я» должны с особой радостью подхватить и другие давно уже не пионеры. Как известно, ныне «Артек» находится в ведении Госуправления делами. Как и все престижные объекты, попавшие в это ведомство, он передавался с «целью сохранения, развития и повышения» всего и вся. Для начала новые руководители МДЦ набрались кредитов в нескольких банках под правительственные гарантии — на реконструкцию лагерей. Затем десятки миллионов гривен в виде спонсорской помощи пришли из ведомства Г.Кирпы — на строительство школы. И вдруг на прошлой неделе ВР Украины, согласившись с доводами правительства о плачевном состоянии МДЦ, принимает решение о возобновлении госфинансирования «Артека»! При этом никто не спросил у ДУСа: а правда ли, что гостиница «Скальная» и еще парочка дач уже ушли в частные руки? Соответствует ли действительности информация о том, что территория приблизительно в 40 га «левее Адаларов» — между лагерями «Лазурный» и «Кипарисный» уже «отчуждена»? О презентации водочных марок с дегустациями на «недетской» территории «Артека», которые могли наблюдать этим летом журналисты, и слухах об открытии казино я пока молчу. Главное — сколько получила от приватизации «ненужных» объектов казна, или деньги пошли на счет «госпредприятия» ДУСи?

О том, как это ведомство, используя созданные при себе же госпредприятия, например, «Укрiнвестбуд», лихо обходится с отчуждением южнобережной госсобственности, много говорилось в выводах Счетной палаты. Объекты двух элитных здравниц — санаториев «Днепр» и «Южный» — были переданы «Укрiнвестбуду» без всяких условий и обязательств. «При этом передача объектов санатория «Днепр» началась уже через месяц после того, как он был подчинен Госуправлению делами, а оставшиеся на балансе санатория лечебные корпуса не позволяют ему осуществлять деятельность, определенную положением об этом санаторно-курортном заведении, — сообщала Счетная палата в сентябре. Проще говоря, был санаторий «Днепр»— и нету. А при отчуждении объектов госсобствености все деньги получает не бюджет, а «Укрінвестбуд». При этом Счетная палата, к сожалению, не сообщает, как и кем теперь используется Харакский парк — тоже памятник национального значения.

И — самое крупное потрясение избирательного периода — указ Президента Украины «Об утверждении границ Ялтинского горно-лесного заповедника», по которому его площадь определена в 14 176 га — в соответствии с результатами инвентаризации, проведенной Госкомитетом по земельным ресурсам и постановлением Совета министров УРСР от 20.02.1973 г. Однако, утверждает лидер крымской организации Партии зеленых Украины Юрий Комов, в 1976—78 годах к указанной площади заповедника были присоединены еще около 350 гектаров. В основном это были лесистые земли совхоза-завода «Ливадия». «О том, что площадь Ялтинского горно-лесного — 14,5 тысячи гектаров, знает каждый крымский школьник, и вы можете в этом убедиться, заглянув в любой справочник или путеводитель по Крыму, — говорит Ю. Комов. — Как они могли потеряться при подготовке указа Президента?»

Для понимания того, что же происходит, еще раз верну наших читателей к мартовской публикации «На диком краю Ойкумены». В качестве одного из вариантов «увода» особо ценных земель на ЮБК мы рассказывали о попытке ялтинского мэра и его соратников при разработке генплана развития Большой Ялты, земельные ресурсы которой уже практически исчерпаны, добиться смены статуса заповедника на национальный парк, чтобы несколько тысяч гектаров земли привлечь для нового строительства. Часть ялтинских депутатов и экологические организации Крыма подняли шум — и заповедник удалось отстоять. Но строительство на его территории коттеджей идет полным ходом. Под угрозой оказался даже водозабор крупнейшего источника питьевой воды Хоста-Баш, из которого «пьют» Алупка и Симеиз. Особнячки меж вековых сосен там строят вопреки полдюжине законов. И для легализации всего этого необходимы совсем другие границы заповедника. Эту «урезанную» площадь президент и утвердил своим указом, а Совмин автономии, в свою очередь, должен «обеспечить» ее теперешние границы.

«Вы знаете, кто такой Курочкин?» — когда меня в третий раз за один день спросили в связи с разными интересными объектами на ЮБК, стало понятно, как его, теперь очень известного исполнительного директора «Русского клуба» Максима Курочкина, у нас много. Он фактически везде. Начиная от победы на выборах мэра Ялты — бывшего директора «Ореанды» С.Брайко и заканчивая всеми важными процессами на территории Большой Ялты. Утверждают, что в реализации идеи с изъятием заповедных земель он также играет немаловажную роль. Крымские депутаты уверяют, что 350 «потерявшихся» гектаров заповедника уже разбиты на участки по 10 и более гектаров для 30—32 фирм, и Совет министров вот-вот должен дать разрешение на их продажу.

На побережье уже так тесно, что «новые крымские» наступают друг другу на ноги. Строительная фирма «Профессионал», которую связывают с именем зятя Н.Багрова — председателя бюджетной комиссии ВР автономии А. Припутникова, торопясь уложиться в отведенные для начала строительства в Партените комплекса жилых домов, может сильно испортить отношения с ИСД, ставшим владельцем части дома отдыха «Айвазовское». Строительная площадка «Профессионала» разместится над владением донецких товарищей, и, если опасения геологов о том, что для строительства снесут межоползневый гребень, не напрасны, — быть беде. Я не о конфликте собственников, а об экологии целого поселка, гибели уникальной 200-летней маслиновой рощи, краснокнижной фисташки и иглицы понтийской, уникального парка «Айвазовское» — памятника садово-паркового искусства, активизации оползня и угрозе селя.

Если же вспомнить, что часть Никитского ботанического сада уже застроена элитным жильем фирмой «Консоль», что в Голубом заливе при строительстве аквапарка была уничтожена можжевеловая роща, а противооползневые работы не проводились, — впору говорить о начале изменения экосистемы Большой Ялты, утверждают экологи. Последние, кто еще поднимает голос протеста против бездумного и рваческого «освоения» Крыма. Однако совсем скоро, возможно, и этот голос заставят умолкнуть. Строительная компания «Профессионал» в судебном порядке пытается взыскать от ассоциации «Экология и мир» и крымской организации ПЗУ 545 тысяч гривен — компенсацию за упущенную выгоду и вынужденный простой техники и рабочих. Случилось это ввиду длительного сопротивления жителей домов, прилегающих к парку им. Гагарина, в котором компания строит элитный жилой дом. Бабушек, своими телами защищавших от вырубки деревья, строители все же решили не таскать по судам. Всю ответственность возложили на экологические организации, поддержавшие жителей микрорайона. Если аппеляционный суд Севастополя оставит без удовлетворения жалобу экологов, на имущество «Экологии и мира» и крымских зеленых наложат арест, и старейшие на постсоветском пространстве экологические организации могут исчезнуть. А ведь в конце 80-х им удалось добиться решения ЦК КПСС о прекращении строительства Крымской атомной станции! Вы еще помните, как на заре свободы мы были едины и бесстрашны?