UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что делать с законом, закрывающим рты?

О том, что авторы нового закона о выборах в Верховную Раду намерены подложить всем отечественным СМИ изрядных размеров свинью, «ЗН» писало еще летом...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

О том, что авторы нового закона о выборах в Верховную Раду намерены подложить всем отечественным СМИ изрядных размеров свинью, «ЗН» писало еще летом. Когда документ был только проектом. Но ни тогда, ни долгое время после принятия закона почему-то никто не обращал внимания на присутствующие в нем нормы, существенно ограничивающие свободу масс-медиа. И только с приближением начала избирательной кампании журналисты, юристы и прочий неравнодушный к судьбе украинского информационного пространства люд стал бить тревогу. Повод для этого более чем весомый. Достаточно лишь вчитаться в один из абзацев избирательного устава: «В случае нарушения средствами массовой информации требований частей пятой и девятой этой статьи по представлению Центральной избирательной комиссии или соответствующей окружной избирательной комиссии средствам массовой информации временно (до окончания избирательного процесса) в установленном законом порядке приостанавливается действие лицензии или выпуск (печать)».
В упомянутой пятой части статьи закона говорится о запрете призывов к ликвидации независимости Украины, смене конституционного строя насильственным путем, подрыву безопасности страны и прочих ограничениях, упоминающихся в украинском законодательстве, помимо закона о выборах. Другое дело, что санкции к тем, кто нарушает подобные требования, как и сам факт их виновности, до сих пор должен был определять суд. Что же касается другой, девятой, части статьи, то здесь и вовсе не обойтись без судебного разбирательства: «Запрещается распространение заведомо неправдивых или клеветнических сведений о партии (блоке)… или о кандидате в депутаты». Кто будет определять степень правдивости информации об участниках выборов? И достаточно ли одного заявления кандидата о том, что его оклеветали, чтобы СМИ, на которое он укажет, было закрыто?
Из закона вытекает: каким бы ни было нарушение, оно приведет к закрытию СМИ. При этом никто не станет оценивать, является ли это нарушение серьезным, влияет ли оно на результаты выборов, сознательно ли оно допущено. Таким положением дел озаботился, как известно, даже Совет Европы. В резолюции Парламентской ассамблеи СЕ отмечается, что предусмотренная украинским законом о выборах возможность приостановления деятельности СМИ, в том числе без предварительного решения суда, способствует злоупотреблениям. ПАСЕ призвала органы власти Украины как можно быстрее исправить эти положения закона. Однако тот же избирательный закон запрещает вносить в него коррективы позже, чем за 240 дней до выборов. Каков выход из сложившейся ситуации?
Лидер парламентской фракции «Вперед, Україно!» Игорь Шаров предлагает, например, выработать разъяснения к закону о выборах, согласовав их между Верховной Радой и Центризбиркомом. «Эти разъяснения, — считает Шаров, — можно было бы утвердить в виде постановления парламента». По его словам, он уже обратился к спикеру ВР Владимиру Литвину с просьбой поспособствовать созданию рабочей группы, которая занялась бы подготовкой разъяснений, и привлечь туда менеджеров СМИ, авторитетных журналистов, юристов, членов ЦИК и Нацсовета по телевидению и радиовещанию. «Если оставить возможность закрытия телеканала или газеты за «неправильное» освещение деятельности политиков и партий во время выборов, кто-нибудь непременно захочет ею воспользоваться в интересах своей политической силы. Ведь скандал вокруг этого может стать бесплатным пиаром для аутсайдеров кампании», — считает народный депутат.