UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что тайного в оборонных закупках, не связанных с оружием?

Министерство обороны Украины должно быть лидером прозрачности и доброчестности

Автор: Владимир Даценко

Последний скандал вокруг закупочных цен на продукты питания для воинских частей выявил много острыхвопросов, касающихся рисков секретности оборонных контрактов. Сейчас министр обороны говорит о создании Military Prozorro для закупок ведомства, что должно сохранить «некоторые ограничения», но обеспечить доверие общества. Проект DOZORRO Transparency International Ukraine разобрался, что покупает Минобороны и действительно ли это тайные закупки.

Читайте также: Тыловые крысы Минобороны во время войны «пилят» на продовольствии для ВСУ больше, чем при мирной жизни

Вооружение и военная техника

Начнем с наиболее секретных закупок. Закупки вооружения и военной техники (ВВТ) в Украине традиционно были тайной за семью печатями. Государственный оборонительный заказ (ГОЗ) всегда был под грифом. Любаяинформация о закупках, связанных с оружием, считалась уязвимой.

Можно было бы, наверное, согласиться, что в этой категории закупок важна секретность, но в действительности это далеко не всегда так.

Дело в том, что в современном мире не имеет смысла скрывать сам факт разработки, производства илииспользования определенного оружия. Ведь так или иначе эта информация оказывается в публичном поле.

Например, ни для кого не было секретом, что Украина разрабатывала противокорабельный комплекс «Нептун».Более того, в публичном пространстве есть вся информация об этапах разработки и принятия этого комплекса на вооружение.

Есть отдельные специализированные издания, которые публикуют информацию о количестве оружия в каждой стране, новейших разработках и трендах технологического развития.

Соединенные Штаты уже поняли, что полностью засекречивать оборонные закупки не имеет смысла. Важно сохранять в секрете характеристики оружия, а не его количество.

В отличие от украинского ГОЗ, на страницу оборонного бюджета США может свободно зайти кто угодно ипосмотреть, какое оружие покупает Пентагон, сколько и по какой цене. Например, можно увидеть, что на 2023 годСША планируют закупить 4764 ракеты GMLRS для комплексов HIMARS по цене 165,6 тыс. долл. за штуку (см. рис. 1). Это именно те ракеты, которыми ВСУ уничтожают склады боеприпасов и штабы врага.

Рис. 1. План по закупкам ракет и комплектующих к ним оборонного бюджета США на 2023 год
 

В отчетах об оборонном бюджете США вы можете видеть информацию даже о количестве и стоимостипатронов, закупаемых на средства налогоплательщиков. Кроме этого, публичными являются результаты аудитаоборонных закупок. Благодаря этому формируется доверие налогоплательщиков. Потому что они знают, что их средства расходуют эффективно.

Конечно, в условиях широкомасштабной войны большую часть закупок вооружения и военной техникидействительно нужно скрывать. Ведь это может создать определенное тактическое преимущество и позволить накопить резервы, на которые не рассчитывает враг.

Так что реформу публичности в сфере закупок оружия, наверное, следует отложить до завершения войны. Но как быть со всем остальным?

Читайте также: Рада приняла в первом чтении законопроект о прозрачности в оборонных закупках

Закупки, не связанные с оружием

Структуры Министерства обороны Украины тратят десятки миллиардов гривен на закупку военной одежды, обуви, питания, топлива и сотен разных бытовых изделий и систем: от генераторов и спальных мешков догрузовиков.

Эти закупки и до 2022 года вызывали много вопросов.

И этот список сомнительных закупок очень длинный.

Хорошо было бы, если бы во время войны коррупция исчезла из оборонных ведомств вообще, но сложноповерить, что такое возможно.

Многие старые кадры продолжают играть по старым правилам. Это когда судьбу контрактов Минобороны решали не принцип состязательности участников и лучшая цена, а кулуарные договоренности, лоббизм и приказы сверху.

Поскольку в 2022 году все закупки Минобороны скрыли от общественности, было лишь вопросом времени, когда возникнет первый коррупционный скандал.

Так что без публичности сформировать доверие к эффективности использования средств налогоплательщиков невозможно. Да и сама система вряд ли изменится быстро, если за ней не будет публичного надзора. 

Какие сведения о контрактах Минобороны могут содержать чувствительную информацию

Сразу следует разобраться, когда и какая информация может действительно играть на руку врагу и насколько ееразглашение может быть опасным (см. табл.). Стоит отметить, что здесь речь не идет о закупках вооружения и военной техники, только о гражданской продукции.

Если подытожить, то действительно чувствительной может быть только информация о производителе иместе поставки. Да и то в исключительных случаях.

Ведь понятно, что россияне не будут бить ракетами по производителям куриных яиц и рыбных консервов, чтобы сорвать контракт МОУ. Эти товары не являются критическими для фронта, а на рынке можно быстро найти альтернативу.

Такой риск возможен для производителей более критической продукции и в том случае, когда производителей на рынке не так много. Например, это может быть автотехника для перевозки личного состава или военнойтехники, где есть всего один-два производителя и существуют реальные негативные последствия для ВСУ в случае удара по производству.

Место поставки тоже вызывает много споров. Но его всегда можно указать не полностью, чтобы не раскрыть конкретный пункт хранения для врага. Например, отметить лишь область, район или город.

Если говорить о количестве военных, то общая численность ВСУ не является секретной информацией. Об этомоткрыто говорит и сам министр обороны. Но информация о количестве военных в определенном регионе может быть чувствительной. И если говорить о количестве консервов и яиц, то такую информацию вряд ли может использовать враг. Но, например, количество продуктовых комплектов, спальных мешков или карематов может указать на количество получателей этих товаров.

Рис. 2. Как закупки с потенциально чувствительной информацией отображаются в системе Prozorro сейчас
 

Поэтому на закупках Минобороны следует сохранять определенную информационную взвешенность. Но в большинстве случаев данные о гражданских закупках МОУ никак не помогут врагу.

При этом объективных причин скрывать информацию о ценах и условиях оплаты (последнее также важно, ведь позволяет манипулировать ценой) нет вообще. Стоимость яиц, обуви и консервов интересует только тех, кто за них платит, то есть граждан Украины. Враг никакой пользы от этого не получает.

Что предлагают депутаты и правительство

После скандала вокруг закупок Минобороны в Верховной Раде появился законопроект №8381. Согласно нему депутаты планируют ввести обязательную отчетность на протяжении десяти дней от даты заключения контракта со стороны Минобороны (для закупок стоимостью более 200 тыс. грн). В отчете будут указывать наименованиезаказчика, название предмета закупки, цену за единицу товара.

Таким образом общественность сможет узнать информацию только о ценах товара. Но это не дает полногопонимания, ведь цена очень сильно зависит от условий оплаты, порядка ее пересмотра, условий поставки.

Министерство обороны, отбрасывая обвинения в коррупции, ссылалось в частности на то, что в контрактеуказаны определенные условия пересмотра цен (мол, указанная в договоре цена максимальная, а не фактическая),и на то, что условия поставки очень специфические. В результате общество так и не увидело доказательств нипервого, ни второго объяснения. Но абсолютно очевидно, что только лишь публикация цены не снимет всехвопросов.

Кроме этого, сам факт отчетности не говорит нам ничего о том, как и почему выбрали того или иного поставщика. Непрозрачный способ выбора поставщиков негативно скажется на доверии участников рынка, и такие закупки никогда не станут эффективными.

Министерство экономики предлагает расширить рамки применения постановления №1175 о проведениирамочных соглашений для закупки военной одежды. Но это покроет лишь часть закупок гражданской продукции со стороны подразделений Минобороны.

К тому же рамочное соглашение лучше подходит для системных закупок, проводимых с определенной периодичностью. Оно не очень эффективно для разовых или несистемных закупок.

Читайте также: Резников продолжает искать подвох в раскрытии журналистами коррупционной схемы закупки продуктов в Минобороны

Почему нельзя перевести в Prozorro все закупки МОУ, не связанные с вооружением

Очень часто мы слышим о том, что Prozorro не подходит для тех или иных закупок. Но это манипуляция. Ведь Prozorro — это всего лишь электронная площадка, реализующая протокол процедуры закупки, который в нее заложили законом и постановлениями правительства.

Любая процедура закупок выглядит так или иначе, потому что именно так она описана в определенном нормативно-правовом акте.

И на самом деле ничто не мешает осуществлять закупки Минобороны через процедуры в системе Prozorro. В основном они не содержат опасной информации. И даже если она есть, существуют механизмы и способыпроводить такие закупки, в частности торги с договором неразглашения информации (NDA). В этом случае часть данных не публикуют, но каждый желающий может увидеть тендер, заключить с заказчиком договор NDA и ознакомиться с чувствительными деталями контракта.

В любом случае это вопрос желания, а не возможностей. А Министерство обороны Украины должно быть лидером прозрачности и доброчестности, потому что от эффективности закупок именно этого заказчика в наибольшей степени зависит обороноспособность наших Вооруженных сил.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Ее содержание является исключительной ответственностью Transparency International Ukraine и не обязательно отражает взгляды Европейского Союза.

Больше статей Владимира Даценко читайте по ссылке.