23 февраля 2022 года Верховная Рада утвердила введение чрезвычайного положения. Но оно так и не успело начаться, поскольку после ракетных ударов и бомбежек утром 24 февраля было введено военное положение. Уже больше месяца Украина живет в режиме военного положения. Верховная Рада не была парализована и на протяжении этого времени работала. Но что именно делал парламент? Ответ на этот вопрос имеет несколько измерений.
Количественное измерение работы на протяжении 24 февраля — 1 апреля
Детали законотворческой работы
Главные направления работы законотворчества Верховной Рады на сегодняшний день.
Обороноспособность. Среди важнейших принятых законопроектов:
- №7120 — разрешается выдача гражданским лицам и иностранцам оружия, его применение на время военного положения для отражения вооруженной агрессии России.
- №7145 — закрепление понятия «боевой иммунитет». Суть боевого иммунитета в том, что лицо не подлежит уголовной ответственности за применение оружия против лиц, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины.
- №7149 — возможность отменить меру пресечения или содержание под стражей для призыва на военную службу. Это не касается лиц, обвиненных в государственной измене, убийстве, преступлениях, связанных с насилием, изнасилованием, организованной преступностью, военными преступлениями.
- №7130 — ускорение вступления в силу закона о военном капелланстве.
- №7161 — увеличение в особый период общей численности Государственной пограничной службы Украины на 7000 военнослужащих.
- №7167 — увеличение на 67 млрд грн расходов на армию и ограничение использования средств дорожного фонда.
- №7157 — президент и СНБО будут определять, какие территории являются оккупированными и, соответственно, на какие территории распространяются положения Закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины».
- №7180 — упрощение процедуры назначения командиров добровольческих формирований территориальной обороны, увеличение призывного возраста, увеличение полномочий органа власти, организующего движение сопротивления и социальные гарантии участникам этого движения.
- №7229 — установление вознаграждения за технику, добровольно переданную ВСУ. Всего установлены вознаграждения за 11 категорий техники. Наибольшие — за самолет или корабль. За их сдачу российские военные смогут получить по 1 млн долл.
Экономический блок. Среди важнейших принятых законопроектов:
- №7137д — дополнительные налоговые стимулы для поддержки бизнеса во время войны. Действует во время военного и чрезвычайного положения. В целом более 40 новаций. Некоторые из них: возможность физическим лицам-предпринимателям и юридическим лицам с оборотом до 10 млрд грн платить единый налог с оборота в объеме 2% по правилам, с освобождением от налога на прибыль, НДС и других платежей; для физических лиц-предпринимателей 1-й и 2-й групп уплата единого налога является добровольной; уменьшение НДС до 7% и освобождение от акциза с горючего; освобождение потребителей от ответственности перед кредитодателем за просрочку выполнения обязательств по договору о потребительском кредите; освобождение от налогообложения НДФЛ помощи пострадавшим от военной агрессии РФ.
- №7038д — увеличение ренты на добычу газа на время военного положения и чрезвычайного положения.
- №7178 — упрощение доступа аграриям к аренде коммунальной и государственной земли, используемой для ведения сельского хозяйства.
- №7190 — таможенная реформа, в частности освобождение от таможенных сборов и НДС импорта для некоторых категорий товаров.
- №7234 — налоговые и таможенные новации, в частности освобождение от таможенных платежей товаров для ВСУ.
Социальный блок. Среди важнейших принятых законопроектов:
- №7151 — добровольцев Сил территориальной обороны ВСУ смогут признавать участниками боевых действий и лицами с инвалидностью вследствие войны.
- №7133 — в условиях военного положения учителей не увольняют с работы, им гарантируется заработная плата и другие гарантии. Также гарантии государства по организации образовательного процесса в форме, наиболее безопасной для жизни и здоровья людей.
- №7160 — на время военного положения закон устанавливает особое регулирование трудовых отношений между работодателями и работниками. Для предотвращения или ликвидации боевых действий предусмотрели возможность переводить работника на другую работу без его согласия, установили право работника расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе без предупреждения работодателя в двухнедельный срок в связи с ведением боевых действий и угрозой для жизни и здоровья; отменили большинство ограничений по работе в ночное время, привлечению к ночным и сверхурочным работам, работам в выходные, праздничные и нерабочие дни, направлению в командировку; установили, что в случае невозможности выплатить заработную плату из-за военных действий такая выплата может быть приостановлена до момента возобновления возможности предприятия осуществлять основную деятельность; предусмотрели возможность приостановки трудового договора и временного освобождения работодателя от обязанности обеспечивать работника работой и временное освобождение работника от обязанности выполнять работу по трудовому договору и т.п.
- №7132 — отмена ВНО и других экзаменов в 2022 году.
- №7185 — о статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты.
- №5583 — о системе социальной защиты ветеранов.
- №6417 — о пенсиях семьям погибших защитников Украины.
- №7220 — обеспечение вспомогательными средствами реабилитации населения, пострадавшего от вооруженной агрессии Российской Федерации.
Наказание коллаборантов, диверсантов, мародеров. Среди важнейших принятых законопроектов:
- №5143 — лица, осужденные за коллаборационную деятельность, не будут иметь права занимать преобладающее количество должностей в органах, занимающихся организацией выборов, нести военную службу, а партии, в которых эти лица занимают должности, будут ликвидированы.
- №5144 — вводится новая статья в Уголовном кодексе — «Коллаборационная деятельность». За коллаборационную деятельность предусмотрены наказание до 15 лет заключения, запрет занимать часть должностей и специальный порядок досудебного расследования.
- №5101 — вводится запрет на оправдание агрессии, глорификацию вооруженных формирований агрессора, устанавливаются санкции для политических партий, общественных объединений и религиозных организаций за деятельность по нарушению суверенитета Украины.
- №7116 — устанавливает, что лица, осужденные за государственную измену или диверсию, получат максимальное наказание в виде 15 лет или пожизненного заключения. Амнистия к таким лицам применяться не будет.
- №7124 — определяет военное положение как квалифицирующее обстоятельство для ряда преступлений (краж, грабежей, разбоя, вымогательства, присвоения чужого имущества). За мародерство повышается минимальный предел наказания в виде лишения свободы с трех до пяти лет.
- №7189 — введение уголовной ответственности (до 12 лет) за публикацию информации о местонахождении украинских Вооруженных сил.
Кадровое измерение
Во всех заседаниях Верховной Рады во время военного положения принимали участие более 300 депутатов. Такое количество означает, что «конституционное большинство» народных депутатов не разбежалось и работает, а Верховная Рада является полноценно функционирующим органом.
Похоже, что российское вторжение нанесло большой вред пророссийским политическим силам. Речь прежде всего об ОПЗЖ. До начала вторжения часть депутатов от ОПЗЖ выехала из Украины, что может привести к мнению, что они владели информацией об этом вторжении. 15 марта четыре депутата ВРУ вышли из этой фракции, а Илья Кива был лишен депутатского мандата.
Примерно в это же время прокатилась волна выхода из фракций ОПЗЖ депутатов местных рад. 16 марта в состав Украинской части Парламентского комитета ассоциации между Украиной и ЕС были внесены изменения — вместо представителя ОПЗЖ Олега Волошина заместителем главы УЧ ПКА избрали народного депутата от партии «Голос» Инну Совсун. 20 марта СНБО ограничил деятельность ОПЗЖ. 24 марта еще пять депутатов Верховной Рады вышли из этой фракции. То есть только на парламентском уровне ОПЗЖ потеряла четверть состава своей фракции. Хотя некоторые депутаты от ОПЗЖ, включая главу фракции, все же принимают участие в работе ВРУ.
Важно понимать, что политическая партия «Опозиционная платформа — за жизнь» это не то же самое, что одноименная фракция в Верховной Раде Украины. Приостановка на время военного положения деятельности партии не влечет за собой остановку или ликвидацию фракции.
Весьма непривычной выглядит новость о том, что Антон Яценко покинул фракцию «Батьківщина». Этот народный депутат перешел в эту фракцию лишь в мае 2021 года.
24 марта состоялись первые кадровые изменения в составе правительства. Роман Лещенко был уволен с должности министра аграрной политики и продовольствия. На его место назначили (теперь уже бывшего) главу комитета по аграрной политике Николая Сольского. СМИ сообщают, что такая перестановка связана с личным состоянием Романа Лещенко, а не с какими-то недостатками в его работе.
Парламентская дипломатия
В марте народные депутаты активизировали дипломатическое направление работы. Ежедневно происходят события в этом направлении.
Украинская делегация Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) принимала участие в последнем заседании ПАСЕ, ей удалось повлиять на исключение России из Совета Европы.
Руслан Стефанчук выступил на 144-й Ассамблее Межпарламентского союза, после чего Межпарламентский союз осудил нападение России на Украину. Руслан Стефанчук также выступил перед некоторыми иностранными парламентами (например, перед парламентом Эстонии).
Заседание Верховной Рады 24 марта лично посетили спикеры парламентов Литвы, Латвии и Эстонии. А 1 апреля перед Верховной Радой вживую выступила президент Европарламента Роберта Мецола. Эти визиты продемонстрировали поддержку Украины со стороны трех балтийских стран и всего Евросоюза.
Постоянные консультации и обсуждения проходят на индивидуальном уровне парламентариев. Глава ВРУ, главы комитетов и отдельные депутаты говорят о потребностях Украины со своими коллегами из иностранных парламентов.
В последнее время комитет по вопросам внешней политики провел много совместных заседаний с аналогичными комитетами других государств, в частности Бельгии, Германии, Чехии и др. Другие комитеты ВРУ и руководство ВРУ постоянно выступают с обращениями и призывами к иностранным государствам или их парламентам.
Сайт
Верховная Рада едва ли не с первых дней войны закрыла большую часть своих данных. Это касается открытых данных (Портал открытых данных) и информации о народных депутатах. Сейчас доступ к большинству открытых данных восстановлен. Но это не касается информации о народных депутатах. Ни на сайте ВРУ, ни на портале открытых данных этой информации нет. Решение закрыть доступ к данным о народных депутатах приняли для гарантирования их безопасности. Кроме этого, старая версия сайта Верховной Рады и старая поисковая система законотворчества теперь не работают. Им на смену пришли новые сайт и поисковая система.
Чем еще занимаются народные депутаты?
Сейчас деятельность депутатов не ограничивается законотворчеством и парламентской дипломатией. Многие активно занимаются эвакуацией людей из прифронтовых регионов, сбором или доставкой гуманитарной помощи, помогают военным и беженцам, кто-то вступил в территориальную оборону, а кто-то воюет в рядах ВСУ (для этого даже приняли в первом чтении специальный законопроект №7187, согласно которому за депутатами должна сохраняться заработная плата на время их службы в ВСУ).
Следует обратить внимание на роль народных депутатов. Часто на бытовом уровне в восприятии многих граждан народные депутаты предстают в образе алчных воров, аферистов, коррупционеров, клоунов и болтунов, которые постоянно находятся на Мальдивах, тратя накраденные средства. Действительно, часть депутатов, похоже, такими и оказались. Но большинство депутатов не уехали и не разбежались. Они остались в Украине, работают и помогают гражданским и военным разными способами.
Верховная Рада как единый орган законодательной власти работает, в ней более 350 депутатов, готовых собираться в сессионном зале. Это является проявлением украинского единства и придает уверенности в будущем украинской государственности.
PS: А это вторая часть материала по работе ВРУ, по которой Лаборатория законодательных инициатив дополняет первую мониторинговую.