UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чемоданы с ручками и без

«Хода нет — ходи с бубей», — советует поговорка игрокам в преферанс. Для украинских политиков роль третьей масти в последнее время играет Конституционный суд...

Автор: Алексей Мустафин

«Хода нет — ходи с бубей», — советует поговорка игрокам в преферанс. Для украинских политиков роль третьей масти в последнее время играет Конституционный суд. Чуть что — и на здание по улице Жилянской уходит очередная «просьба дать разъяснения». Так было после фактической отмены местных выборов, которые депутаты сначала назначили на 30 мая, а потом передумали. Так произошло и после формирования коалиции большинства «на индивидуальной основе». Принять любое решение отечественной Фемиды Виктор Янукович торжественно пообещал не кому-нибудь, а послам «большой восьмерки». Дипломаты, правда, поначалу думали, что обращение в суд будет раньше, чем создание коалиции. Но это было бы совершенно не в стиле отечественных политиков, которые предпочитают, как говорили в свое время соратники Степана Бандеры, тактику «доконаних фактів». Так, по их мнению, надежнее. И невозмутимость послов (за исключением британского) после того, как их поставили перед самим фактом, могла только укрепить это убеждение.

Дипломаты, впрочем, и сами великолепно понимали: и встречаясь с ними, и обращаясь в КС, Янукович «всего лишь» пытался соблюсти формальные приличия. Конституция напоминает нашим политикам легендарный чемодан без ручки. Нести откровенно тяжело, а выбросить — так «в Европе не поймут». Если бы президента действительно интересовал ответ на вопрос, насколько действия его соратников отвечают конституции, то даже на бумагу для жалобы не нужно было тратиться. Суд еще в сентябре 2008 года (решение №16-рп/2008) недвусмысленно разъяснил: не отвечают. Поскольку коалиция формируется исключительно фракциями, причем так, чтобы число депутатов, формально входящих в состав этих фракций, составляло большинство от списочного состава Рады. Но это в других странах конституции и решения КС считаются некой константой. Украинская политическая культура отличается от правил, принятых в «классических демократиях», почти так же, как геометрия Лобачевского от геометрии Эвклида. Или квантовая физика от механики Ньютона. Да что там физика — даже правила арифметики, если «очень надо», могут «слегка искажаться»! Смог же Конституционный суд прийти к выводу, что 1+1=1, и второй срок Леонида Кучмы на самом деле первый?

Кстати, упомянутое решение 2008 года под номером 16-рп/2008 тоже не обошлось без, скажем мягко, зрительных аберраций. Поскольку судьи умудрились прочитать предложение из 83 статьи Конституции: «коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов» как «объединение фракций, численность народных депутатов в которых составляет большинство». Говорят, что такое вольное обращение с правилами грамматики очень удачно ложилось в тогдашний контекст взаимоотношений между президентом Ющенко и премьером Тимошенко… Но
если единственное число с такой легкостью превратилось во множественное, то что мешает совершить противоположную операцию уже при президенте Януковиче? И делать-то ничего сверхъестественного не надо — просто прочитать статью Конституции буквально… И оформить такое «чтение» новым решением суда в обновленном составе. Разумеется, решением тоже «окончательным и не подлежащим обжалованию».

Сценарий этот выглядел настолько естественным — особенно в контексте нынешнего «триумфального шествия» новой власти, — что первая информация, просочившаяся из КС, звучала как настоящая сенсация. Судьи готовы были настаивать на решении 2008 года! Люди посвященные уверяют, что своими глазами видели проект решения, по сути объявляющего нынешнюю коалицию вне закона. Но тут перед камерами — после долгого отсутствия — появилась Юлия Владимировна и объявила о миллионах, которые якобы предлагают судьям за «правильное решение»… Возможно, Тимошенко и в самом деле верит, что разговоры о «чемоданах денег» еще могут повлиять — если не на судей, то на избирателей. На Туровской уверяют, что лидер БЮТ никак не хотела навредить, и действовала уже после того, как судьи начали менять свое мнение. Но факт остается фактом. В минувшую среду состоялось предварительное, рейтинговое голосование в КС. И голосами 11 из 18 судей одобрен вердикт, абсолютно приемлемый для нынешних парламентских «большевиков». Нет, откровенного согласия на «индивидуальную коалицию» КС так и не дал. Но согласился с тем, что правила формирования большинства определяются регламентом Верховной Рады, то есть… самим большинством. С согласия президента, разумеется.

Бютовцы, правда, утешают себя тем, что суд принял решение только по жалобе самих регионалов. И представления, поданные сторонниками Тимошенко и Яценюка, объединять с ней не стал. Арсению Петровичу, правда, сразу дали от ворот поворот (и он, похоже, не очень-то и расстроился по этому поводу). А бютовский документ — в котором они оспаривают легитимность нынешнего Регламента — приняли к рассмотрению. Правда, не в срочном порядке. В минувшую среду определен только докладчик по делу, а рассмотрению может затянуться и до осени, и даже дальше. Так что коалиционеры могут расслабиться и не сидеть на чемоданах. Если кто из них на них еще сидел в ожидании переизбрания… Да и тимошенковцы признают, что на досрочные выборы, обещанные Януковичем в случае негативного вердикта КС, рассчитывать теперь бессмысленно.

Показательно, кстати, что сразу же пошел на убыль накал борьбы оппозиционеров за местные выборы. Хотя по этому вопросу их правовая позиция выглядела едва ли не железобетонной. Ведь Конституционный суд еще 10 июня 2009 года вынес вполне однозначное — и не содержащее никакой игры слов — решение о том, что Рада не может ни отменять, ни даже переносить уже назначенные сроки местных выборов, поскольку это прямо нарушает права избирателей. По иронии судьбы, вердикт был принят как раз в пику бютовцам, безуспешно пытавшимся избежать перевыборов в тернопольский облсовет. На этот раз в суд поспешили обратиться уже сами тимошенковцы, и регионалы, как это ни парадоксально, в успешном для себя исходе процесса уверены не были. Юрий Мирошниченко, конечно, пытался доказать, что Рада отменяла не сами выборы, а постановление об их проведении. Но при этом вынужден был признавать, что единственной «законной» датой голосования всё равно остаётся 30 мая. Если и провести выборы за оставшиеся два месяца невозможно по определению.

Разумеется, признание Мирошниченко — даже в новом статусе представителя президента в ВР — отнюдь не является руководством к действию для его соратников в парламенте. А специфическое понимание права регионалы весьма наглядно продемонстрировали на минувшей неделе, когда голосовали (или не голосовали) за назначение выборов поселковых и сельских голов в зависимости от того, какие шансы у их однопартийцев победить на этих выборах. Возмущался даже спикер Литвин, не говоря уже о соратниках Тимошенко. Другое дело, что бютовцы не зарекомендовали себя непоколебимыми сторонниками принципа «пусть погибнет мир, но восторжествует юстиция». Но самое главное, за два последних месяца возникли большие сомнения по поводу заинтересованности самих бело-сердечных в местных выборах as soon as possible. Ведь тогда, когда они начинали борьбу, Тимошенко еще была премьером и производила впечатление лидера, готового к отчаянной борьбе по всем фронтам. Теперь энтузиазм сменился растерянностью. Выборы в мае или июне грозят потерями даже там, где позиции бютовцев еще крепки. Это ведь Тигипко с Яценюком нужно побыстрее конвертировать свой президентский рейтинг в депутатские мандаты, а популярность Тимошенко сейчас ниже, чем во время последних местных выборов — со всеми возможными последствиями для её областных и районных организаций.

Податливость Конституционного суда, от которого теперь можно ожидать еще и «компромиссной» ревизии «тернопольского» вердикта, похоже, только подтолкнула бютовцев к решению искать общий язык с регионалами. И не только с ними — в скорейших выборах не заинтересованы, по большому счёту, практически все фракции представленные в нынешнем парламенте, включая «НУ—НС», Блок Литвина и даже коммунистов. В этом контексте 401 голос в поддержку поправок к Конституции, продлевающих полномочия местных советов, и переноса выборов на март 2011 года — собранный в тот самый день, когда бютовцы объявили о блокаде работы парламента, — более чем впечатляющая демонстрация победы «его величества интереса» над политической риторикой. И сколько бы ни говорили обиженные этим решением нашеукраинцы о «различной мотивации» голосовавших, стимул у них был один: хотя бы на время избавиться от головной боли выборов, для которых сейчас нет ни времени, ни сил, ни денег. А позитивный результат, возможно, обеспечивал и первое, и последнее — в знак благодарности от тех, чье пребывание при власти таким образом продлили на целый год.

Другое дело, что некоторых миноритарных участников этой «временной коалиции» может ждать и неприятный сюрприз. Недаром ведь тот же Мирошниченко объявил, что перенос выборов на март следующего года позволит «усовершенствовать» избирательное законодательство. Не уточнив при этом, каким именно образом. Закрытые избирательные списки, конечно, слишком непопулярны. Но возвращение «чистой мажоритарки» партиям и блокам тоже невыгодно. Микс в пропорции 50/50 способен объединить недостатки обеих систем. Именно поэтому лучшие умы фракций бьются над созданием некоего «украинского велосипеда». И судя по отдельным сведениям, просачивающимся из среды БЮТ и ПР, вполне возможной представляется схема, по которой кандидатов в округах будут выдвигать партии, но при этом сохранится проходной барьер. Бело-синие с бело-сердечными таким образом практически гарантируют себе монополию в местных органах власти в «своих регионах». А «миноритарии» остаются при пиковых интересах. Поскольку смогут попасть только туда, куда их пустят «старшие товарищи». Они, конечно, могут повозмущаться и покачать права. Но не более. Ведь для принятия нового избирательного закона голосов ПР и БЮТ хватит с запасом. А то, что он не будет согласован внутри правящей коалиции — так мало ли законов в нашем парламенте принимаются, так сказать, «на индивидуальной основе». Тем более что «принцип тушек» вот-вот одобрит и Конституционный суд. Как оказалось, орган совсем небесполезный в отечественной политической системе.