UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чего ждать от принятия законопроекта об оружии?

Концепция законопроекта об обращении гражданского огнестрельного оружия, предложенная МВД ко второму чтению

Автор: Богдан Драпятый

Накануне полномасштабного военного вторжения России в Украину 23 февраля 2022 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении проект Закона Украины «Об обращении гражданского огнестрельного оружия» (реестр. №5708) и связанный с ним проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях (реестр. №5709).

Учитывая то, что указанный законопроект готовят к рассмотрению во втором чтении в условиях военного положения, его финальное содержание, бесспорно, будет отличаться от того, за которое депутаты проголосовали в первичной редакции. Это вполне нормальная практика законотворчества — адекватно реагировать на вызовы настоящего и будущего.

В первые дни полномасштабной войны органы государственной власти вынужденно совершили экстраординарные шаги по обороне и защите украинского народа, территориальной целостности, суверенитета и независимости нашего государства от оккупантов, в частности путем выдачи огнестрельного оружия гражданскому населению для защиты Украины в период действия военного положения.

Так, в рамках реализации положений ст. 65 Конституции Украины, согласно которым защита Родины, ее независимости и территориальной целостности является обязанностью граждан Украины, в первые дни полномасштабной войны МВД совместно с членами профильного парламентского комитета разработали законопроект «Об обеспечении участия гражданских лиц в защите Украины», который далее был принят Верховной Радой Украины и вступил в силу 7 марта 2022 года.

Закон предусматривает право гражданским лицам в период действия военного положения получить огнестрельное оружие и боеприпасы к нему для отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации и/или других государств, а также обязанность вернуть это оружие органам полиции в течение 10 дней после прекращения или отмены военного положения. Важной нормой закона является то, что гражданские лица не несут ответственность за применение полученного огнестрельного оружия против лиц, совершающих вооруженную агрессию против Украины. Суть законопроекта вполне отвечает условиям военного положения, интересам украинского народа, суверенитету Украины и основывается на общепризнанных принципах международного права.

Больше 200 дней с начала полномасштабной войны России против Украины вполне достаточно для полноценного анализа принятого решения о выдаче огнестрельного оружия гражданским. Опыт показал, что это решение власти было правильным и своевременным.

Однако все имеет свое начало и конец, поэтому органам государственной власти уже сейчас нужно нарабатывать превентивные правовые механизмы, в частности, чтобы не допустить противоправного использования оружия, полученного на основании указанного закона, повысить уровень криминогенной ситуации внутри государства после победы Украины и установить стабильный мир. Ситуация осложняется тем, что огнестрельное оружие, выданное по упрощенной процедуре, не было предварительно отстреляно для криминалистического учета (пулегильзотеки), а следовательно идентифицировать его владельца с помощью обычных для следствия методов будет крайне сложно.

Чтобы не допустить потенциальных рисков в будущем законодательная и исполнительная ветви власти готовят правовую основу и адекватные способы правоприменения. Одним из действенных путей минимизации этих рисков может стать наработка эффективного механизма контроля над огнестрельным оружием, установление четкого порядка обретения и лишения права собственности, в частности на оружие, добытое в бою с захватчиками (трофейное). Именно эта идея ключевая в предложениях и рекомендациях, предлагаемых МВД Украины ко второму чтению законопроекта №5708.

Международно-правовой анализ законодательства в сфере обращения огнестрельного оружия в странах с постоянной демократией свидетельствует о динамичности правового регулирования общественного отношения в этой сфере. Украинское законодательство о должном регулировании обращения огнестрельного оружия тоже будет постепенно совершенствоваться уже после принятия базового закона.

Поэтому основной задачей на этом этапе является выработка ко второму чтению сбалансированной редакции законопроекта с учетом опыта развитых стран, современных вызовов и отечественного опыта правоприменения.

Именно Министерство внутренних дел и Национальная полиция Украины будут нести ответственность за реализацию будущего закона, поэтому его сбалансированная редакция ко второму чтению имеет исключительное значение для министерства.

Напомню, что Украина — фактически единственное государство в Европе, где нет специального закона о регулировании обращения гражданского огнестрельного оружия. Вместе с тем манипулятивные утверждения, что законопроект № 5708 направлен на «легализацию» огнестрельного оружия, не отвечают реальному положению вещей. На самом деле в нашем государстве обращение огнестрельного оружия давно легально, ведь оружие как объект материального мира не выведено из гражданского обращения, а при наличии нормативно определенных оснований гражданин может получить специальное разрешение на право владения огнестрельным оружием.

Императивная норма ч. 1 ст. 92 Конституции Украины определяет перечень сфер, регулирование которых осуществляется исключительно законами Украины. Среди них правовой режим собственности (п. 7). Поскольку огнестрельное оружие является объектом собственности, на который распространяется особый правовой режим, принятие закона об обращении огнестрельного оружия очевидная необходимость в правовом государстве.

В то же время больше тридцати лет основной преградой на пути к его принятию был вопрос предоставления гражданам права на владение, пользование и ношение короткоствольного огнестрельного оружия (пистолетов).

Министерство внутренних дел инициировало опрос через приложение «Дія» об обращении оружия в Украине. В голосовании участвовали более 1,7 миллиона человек, из которых:

59% — за то, что пистолеты могут иметь все граждане, которые придерживаются требований закона, и могут свободно носить их в общественных местах;

22% — за то, что пистолеты категорически не должны быть в обращении среди гражданского населения;

19% — за то, что пистолеты могут иметь все граждане, которые придерживаются требований закона, но использовать их могут лишь в тирах или на стрельбищах (носить оружие с собой запрещено).

Общественное мнение важная опорная детерминанта в определении предлагаемой ко второму чтению концепции законопроекта. Проанализировав результаты опроса и учтя опыт правоприменения, Министерство внутренних дел Украины предлагает предоставить гражданам право приобретать пистолеты, хранить их дома, использовать для защиты себя, своих близких и собственного имущества в своем помещении, транспортировать оружие в разряженном виде и использовать его в тирах и на стрельбищах, однако без права ношения в мирное время. В период чрезвычайного или военного положения ношение короткоствольного огнестрельного оружия разрешается гражданским лицам, имеющим действующее право собственности на соответствующее оружие.

Иной подход предложен для травматического огнестрельного оружия (предназначенного для стрельбы резиновыми пулями). На сегодняшний день право на этот вид оружия имеет ограниченный круг субъектов: полицейские; лица, уволенные со службы в полиции; бывшие работники милиции; работники суда, правоохранительных органов и их близкие родственники; лица, участвующие в уголовном судопроизводстве; народные депутаты Украины; члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы; военнослужащие; отдельные государственные служащие и журналисты. Мы же предлагаем предоставить такое право (при наличии соответствующих оснований) всем гражданским лицам.Логика этой концепции заключается в следующем.

Травматического оружия вполне достаточно для эффективной гражданской самозащиты. Зато боевые пистолеты, которыми вооружают полицейских и других представителей сектора безопасности, используют в рамках выполнения ст. 3 Конституции Украины, согласно которой человек, его жизнь и здоровье, честь, достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью, а государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение, обеспечение прав и свобод человека являются главной обязанностью государства.

Полиция применяет огнестрельное оружие в условиях крайней необходимости для поддержания правопорядка, освобождения заложников, задержания организованных преступных группировок, вооруженных преступников, предотвращения вооруженных угроз, создающих опасность для жизни и здоровья населения, обеспечения личной безопасности полицейских при исполнении служебных обязанностей.

Так, в 2021 году полицейские 38 раз (в 2020 года — 44 раза) применяли табельное огнестрельное оружие (больше всего в Одесской области и г. Киеве — по четыре раза, в Днепропетровской — трижды). Чаще всего его применяли для остановки транспортного средства (19 раз), меньше — для защиты от нападения (шесть раз) и задержания лица, пытавшегося убежать из-под стражи (пять раз).

Огнестрельное оружие в мирное время нечасто применяют с целью самозащиты, ведь в таких случаях довольно легко допустить превышение пределов необходимой обороны или крайней необходимости, за что предусмотрена уголовная ответственность.

Зато травматический пистолет, который при правомерном применении является аналогом резиновой дубинки, не создает такой высокой угрозы жизни человека, как боевой, а потому даже его неправомерное применение или использование с превышением пределов самообороны имеет значительно более низкий риск увечья или летального последствия.

В цивилизованном понимании суверенное государство — это не своевольный «палач Левиафан», а в первую очередь институционный механизм защиты и утверждения гражданской свободы путем реализации прав и свобод человека. Государство старается не удержать монополию на оружие, как это иногда звучит в манипулятивных лозунгах, а выработать сбалансированный механизм для обеспечения общественного блага с учетом требований и условий определенного времени.

В предлагаемой МВД ко второму чтению концепции законопроекта «Об обращении гражданского огнестрельного оружия» (реестр №5708) предложено уточнить определение отдельных терминов и понятий с целью приведения их в соответствие с нормативно-техническими документами и доктриной Европейского Союза. Министерство предложило отойти от термина «гражданское оружие», ведь закон на самом деле имеет более широкое применение и распространяется также на оружие, которым вооружают законные вооруженные формирования, правоохранительные органы и т.п.

ZN.UA

Мы должны объективно признать, что десятилетиями формировалась и утверждалась коррупционная составляющая, вызванная усложненным процессом получения разрешения на приобретение и владение оружием. Позиция руководства МВД состоит в выработке максимально понятного, доступного, прозрачного и надежного механизма получения разрешения на приобретение и владение оружием. Эпоха цифровой трансформации Украины позволяет наполнить содержанием эти принципы.

Зарегистрированное и учтенное оружие — эффективный предохранитель от его неправомерного применения. Гражданин должен осознавать, что разрешение на оружие — это удобный и понятный механизм получения, а его наличие является правовой защитой от потенциальных проблем в будущем.

Одновременно с либерализацией законодательства, регламентирующего приобретение оружия, предложено усилить ответственность за нарушение законодательства в этой сфере, а также расширить полномочия полиции для должного контроля над хранением и использованием оружия, а именно:

— ввести, кроме обязательного обучения обращению с оружием, также периодические курсы повышения навыков со сдачей экзаменов и обязательные периодические медицинские осмотры владельцев оружия;

— установить механизм лишения права пользования оружием для нарушителей закона;

— предусмотреть возможность установления зон, свободных от оружия, — территорий, где запрещено какое-либо перемещение всех видов оружия (учебные заведения и учреждения здравоохранения, места проведения массовых мероприятий, религиозные учреждения, органы государственной власти и т.п.);

— усилить контроль над владельцами оружия путем оперативного взаимодействия государственных электронных ресурсов (в случае возникновения медицинских противопоказаний, осуждения лица, совершения домашнего насилия, выявления других обстоятельств, которые делают невозможным владение оружием).

Министерство внутренних дел и Национальная полиция Украины активно работают над техническим обеспечением функционирования Единого государственного реестра оружия. После принятия закона реестр позволит:

— получать почти все государственные услуги, связанные с оружием, через мобильное приложение «Дія»;

— приобретать оружие и оформлять необходимые документы в оружейном магазине в течение 30 минут;

— иметь возможность удобно электронно взаимодействовать с государством путем получения владельцами оружия автоматических напоминаний о необходимости продления срока действия разрешения на оружие, оформления договоров страхования, проведения периодического осмотра или отстрела оружия и т.п.;

— присылать онлайн-сообщения владельцем оружия в органы полиции об изменении своего места жительства, временной передаче своего оружия на хранение в соответствующие специализированные предприятия и т.п.;

— получить обратную связь от владельцев оружия, в частности о дальнейшем усовершенствовании законодательства, путем размещения электронных петиций, проведения онлайн-опросов и т.п.

Независимо от того, в какой редакции закон проголосуют во втором чтении, от него не стоит ждать перманентного постоянства. Природа закона заключается в установлении основных правовых принципов и качественном урегулировании общественного отношения, которые со временем могут меняться, требовать более современного регулирования. Каждый законотворец хочет разработать и принять если не идеальный, то близкий к этому нормативный акт, а его дальнейшая корректировка естественный процесс.

Окончательное решение — за народными депутатами и президентом Украины, который подпишет или ветирует принятый в целом законопроект. Надеемся, что общими усилиями мы сможем устранить правовую неопределенность в вопросе обращения огнестрельного оружия, которая длится уже более тридцати лет, а законотворцы в сотрудничестве с другими заинтересованными сторонами смогут выработать оптимальный социально ориентированный закон.