UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕЧЕНСКИЙ БЕСПРЕДЕЛ

Иначе происходящее сейчас в Грозном не назовешь - беспредел. Затяжная война, усугубленная полной неразберихой, - одна становится поводом для другой и наоборот...

Автор: Игорь Сушко

Иначе происходящее сейчас в Грозном не назовешь - беспредел. Затяжная война, усугубленная полной неразберихой, - одна становится поводом для другой и наоборот. И как апогей бессмыслицы - гибнут люди.

На этой неделе свершилось то, во что уже мало кто верил. Боевики правительственных формирований Джохара Дудаева собрали силы для удара по одному из формирований оппозиции - отряду дудаевского кровника Беслана Гантемирова. С обеих сторон полегло больше сотни человек. Сам Гантемиров тяжело ранен и вывезен своими сторонниками в неизвестном направлении. Дудаеву просто нужно было продемонстрировать силу. В последние дни опять заговорили о возможном штурме войсками оппозиции его цитадели - Грозного. Усилились слухи о кризисе власти, о деморализации верных ему боевиков, наконец, о его военной несостоятельности. И даже, как теперь говорят, была предпринята попытка штурма.

То, что впоследствии «главный оппозиционер» Умар Автурхадтов и командующий войсками оппозиции Беслан Гантемиров назовут «генеральной репетицией перед решающим походом на режим», выглядело как плохой дубль экранизации детектива. Прилетели боевые вертолеты и атаковали ракетами 16-этажный жилой дом в центре города. Потом оказалось, что перепутали цели. По соседству проходило заседание Совета безопасности республики во главе с Дудаевым, куда, собственно и надо было стрелять. У боевиков оппозиции тоже что-то не сложилось, говорят, молодые из народного ополчения слишком рванули вперед и так и не узнали, что же потом надо делать.

Однако называют и еще одну причину того, что побудило Дудаева на деле бросить вызов оппозиции. Накануне штурма в Грозном прошел митинг его сторонников с альтернативной резолюцией - или начинает президент, или его сторонники берут его счеты к оппозиции на себя, оставляя Дудаеву нести ответственность за пролитую кровь безоружных людей. А крови уже пролилось много.

Собственно, разгром боевиков Гантемирова это уже вторая попытка президента-генерала поставить оппозицию на место. Около месяца назад было уничтожено формирование Руслана Лабазанова. В результате обеих акций Дудаев получил определенную безопасность на юго-востоке. Однако, главной угрозой Грозному по-прежнему остается расположенная к северу территория с центром Знаменское, контролируемая так называемым Временным Советом Чечни, освещенным авторитетом кремлевских звезд.

У Москвы отношение к Чечне сложное. Оно определяется, прежде всего, пресловутым геополитическим положением теперь независимой Чеченской республики Ичкерия. В случае потери контроля над этим регионом Россия сильно сдает и без того слабые позиции в Закавказье. Не говоря уж о том, что под большой вопрос встанет и присутствие Москвы у живительной влаги нефтеносного Каспия.

Вот почему Москва пошла на финансовую поддержку оппозиционного Временного Совета, лидер которого Умар Автурханов время от времени наезжает в столицу уже не нашей Родины то ли для консультаций, то ли за моральной поддержкой, то ли еще за чем.

Как это ни парадоксально, становлению грозного облика Грозного содействовала именно Москва. Дудаев был возведен на престол стараниями тогдашнего российского спикера Руслана Хасбулатова, взявшего теперь на себя роль миротворца и усиленно открещивающегося от политической подоплеки своего явления на родину. Не думал Руслан Имранович, что в политический кризис 1992 года Дудаев примет сторону Бориса Ельцина.

И та же Москва, точнее российская армия, уходя из Чечни в конце 1991 года после неудачной попытки ввести там чрезвычайное положение, оставила на складах горы оружия. Так что на вооружении у обеих сторон и танки, и бронетехника, и вертолеты. Хорошо хоть, что нет ядерных ракет, а то парни там горячие.

Ситуация в Чечне осложняется повышенным содержанием в крови народа частиц, отвечающих за чувство свободы. По крайней мере, и это тоже определяет тот факт, что в республике воюют не только дудаевцы с оппозицией, и не только за власть. В автономном режиме действует еще шесть крупных банд-формирований и несколько мелких. Как правило, они размещают штаб в одном из селений, так что можно представить, как осточертела народу эта война. Воистину, белые пришли - грабют, красные - тоже грабют.

Одним из факторов, подливающим масло в огонь, является авторитет лидеров, которым население верит. Практически во всех населенных пунктах Чечни по призыву президента, который при восшествии на престол 3 года назад так подкупал боевым прошлым, созданы и приведены в боевую готовность отряды народного ополчения.

Ко всему прочему, на прошлой неделе на формирования оппозиционеров Гантамирова напало вооруженное подразделение, происхождение которого вообще не удалось установить. Люди не принадлежали ни Дудаеву, ни оппозиции. Бардак. Тем временем все стороны конфликта называют своей главной целью наведение порядка в стране. А порядок с приближением зимы и холодов становится все актуальнее. Чуть ли не самой большой экономической проблемой Грозного стали неплатежи. Почти два месяца через территорию Чечни не ходят поезда, почти три - не летают самолеты. И если Россия решится построить вокруг Чечни объездную железную дорогу, Ичкерии придется всерьез задуматься о выживании. Стабильно работают только нефтеперерабатывающие заводы - Дудаев делает все, чтобы обеспечить приток нефтедолларов.

Так или иначе, мятежный президент дал понять Кремлю, что его лучше оставить в покое. На что, понятное дело, Федеральная служба контрразведки РФ согласиться не может. Да и как согласиться, если Грозный начал психическую атаку Москвы.

Сначала правительство Чечни заявило (ни много ни мало) о готовящемся в ближайшие дни покушении на жизнь Бориса Ельцина. Дудаев пригрозил серией терактов, возможность чего, впрочем, опровергли авторитеты чеченской диаспоры в Москве. Потом Дудаев заявил, что, если Кремль не оставит его в покое, он взорвет бомбу замедленного действия в виде каких-то документов, компрометирующих российское руководство.

Вряд ли в Москве знают, что это могут быть за материалы. И кто знает, какие материалы имел на руках взорванный в собственной редакции московский журналист Дима Холодов, вернувшийся недавно из Грозного.

Что же дальше? Ельцин заявил, что Россия никогда не прибегнет к вооруженному вмешательству в Чечне. По крайней мере, это вполне соответствует нынешней выжидательной позиции Москвы в отношении к «домашним» конфликтам. Но Кремль, скорее всего, попытается как-то взять Грозный «на мушку».

В самой Чечне считают очень вероятной возможность «афганского варианта» развития событий. Так, чтобы с вводом ограниченного контингента, со штурмом президентского дворца. Автурханова в Грозном многие уже называют чеченским Бабраком Кармалем. По данным Госбезопасности Чечни, время ввода российских войск в Грозный уже назначено ориентировочно на конец октября. То есть, совсем скоро.