Во вторник Верховная Рада приняла изменения в Закон «О государственном бюджете». Методы принятия и распределения более десятка миллиардов гривен - весьма интересны: по сокращенной процедуре, двухминутное выступление министра финансов, двое - «за» и двое «против». Вот так, «по-тихому», распределили государственные средства.
Начну с доходной части бюджета. За счет чего планируется увеличить ее до 14 млрд. грн. и является ли это результатом роста экономики Украины?
Ключевых направлений, обеспечивающих сегодня доходную часть бюджета, - четыре: увеличение поступлений от НДС по импортным товарам; увеличение НДС от товаров, произведенных в Украине; увеличение налога на прибыль и дополнительные поступления в сумме свыше 2 млрд. грн. от введения таможенной пошлины на зерновые культуры.
За счет чего же произошло это увеличение? Поступления от НДС по импортируемой продукции сейчас увеличиваются преимущественно из-за роста цен на энергоносители - нефть и газ, что, безусловно, приводит к увеличению НДС. НДС с продукции, произведенной в Украине, и налог на прибыль увеличится за счет роста цен производителей продукции, но отнюдь не благодаря росту экономики, как у нас уже привыкли декларировать. Ведь если посмотреть на прошлогодний индекс цен товаропроизводителей в размере 118,7, а на этот год запланировано 117,9, то это означает, что фактически львиная доля этих доходов увеличивается за счет роста цен на продукцию. То же самое касается налога на прибыль. Разумеется, с ростом цен производителей номинальная величина дохода растет, но это не означает, что увеличиваются реальные доходы, поскольку здесь присутствует еще и инфляционная составляющая. Что же касается таможенной пошлины на зерно, то это не что иное, как непрямое налогообложение сельского хозяйства. Много говорят, что это борьба с так называемыми зернотрейдерами, но здесь с борьбой - ничего общего. Ведь реально на размер этой таможенной пошлины зернотрейдеры уменьшают закупочные цены у сельхозпроизводителей. Поэтому фактические потери сельхозпроизводителей составят не 2,1 млрд. грн., а еще больше, потому что даже на эту таможенную пошлину зернотрейдеры заложат свою «маржу».
Сегодня много говорится о росте экономики и ее восстановлении. Могу констатировать, что по металлургической отрасли это соответствует действительности, поскольку на металлопродукцию есть хорошая конъюнктура на мировых рынках. Растет и химическая промышленность. О росте в других отраслях речь не идет, поскольку если он кое-где и есть, то только из-за увеличения цен производителей.
Ключевой фактор, отражающий состояние экономики, - розничный товарооборот. Согласно данным, приведенным в объяснительной записке к закону о бюджете, розничный товарооборот за четыре месяца в этом году возрос немного более чем на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако если учесть инфляцию, которая в прошлом году составляла 9,1% (по статистическим данным), и инфляцию нынешнего года, которая за четыре месяца возросла больше чем на 5%, то увидим: розничный товарооборот в реальных ценах упал по сравнению с минувшим годом как минимум на 2%. Хочу подчеркнуть: если в Америке розничный товарооборот падает на 0,1 пункта, то это уже катастрофа для всей мировой экономики.
Учитывая изложенное, говорить о восстановлении украинской экономики послекризисного периода не приходится. Фактически рост вызван разогревом мировой экономики в направлении металлургии и химии, увеличением цен производителей и незначительным улучшением динамики производства другой продукции.
Хочу отметить, что государственный бюджет может быть направлен или на рост социальной защиты населения, или на разогрев экономики, или на совмещение первого и второго. К сожалению, даже с принятыми изменениями у этого бюджета огромные проблемы.
Во-первых. Поскольку указом президента, постановлением Кабинета министров и законом, принятым Верховной Радой, установлена 20-процентная надбавка для работников бюджетной сферы, то изменениями в бюджет мы должны были бы компенсировать местным бюджетам их расходы по этим надбавкам. Тем не менее с 11,5 млрд. грн. расписанных расходов субвенция местным бюджетам по 20-процентной надбавке составляет всего 1 млрд. 700 млн. грн. Хочу подчеркнуть, что этих денег хватит максимум на три-четыре месяца. В дальнейшем, то есть уже осенью, в местных бюджетах возникнет дефицит.
Во-вторых. Уже понятно, что в следующем квартале цена на газ будет составлять не менее 350 долл., а в четвертом - не менее 400 долл. за тысячу кубометров, но жилищно-коммунальным тарифам пока приказано стоять на месте. Таким образом, разрыв между реальными тарифами и себестоимостью услуг будет достаточно большим. Но на его покрытие в виде субвенций местным бюджетам ни копейки в изменениях в бюджет не предусмотрено. По этой причине жилищно-коммунальная сфера снова не будет платить за газ и электроэнергию, возникнет задолженность перед предприятиями, и снова мы будем списывать долги некоторым частным структурам, снова будем зависимыми от центрального бюджета.
Куда же направляются ключевые доходы принятых изменений в бюджет?
1,6 млрд. грн. снова возвращаются в Киев.
На угледобывающую промышленность мы выделяем дополнительных 1,5 млрд. грн.
Третье по значимости место занимает, как уже было сказано выше, субвенция местным бюджетам по поводу 20-процентной надбавки. Но в целом расходы по всем министерствам и всему центральному аппарату составляют 2,4 млрд. грн., плюс дополнительных 800 млн. на центральные аппараты всех министерств и ведомств для обеспечения 20-процентной надбавки.
В бюджете на этот год расходы на Государственное управление делами по сравнению с прошлым годом были существенно увеличены. Но, что любопытно, в изменениях предусмотрено еще дополнительных
70 млн. грн.: на достраивание Мариинского дворца - 35 млн. грн., на реконструкцию различных баз отдыха и содержание резиденции - еще энная сумма.
Генпрокуратуре при принятии бюджета расходы также увеличили почти на 1 млрд. грн., а в изменениях снова добавляют - еще 70 млн. грн.
По 200 млн. грн. (и даже больше) добавляют и Министерству по вопросам чрезвычайных ситуаций, МВД и СБУ, то есть существенно увеличивают расходную часть силовых структур.
Довольно странно выглядят и 1 млрд. грн. субвенций якобы на социально-экономическое развитие территорий по так называемому формульному подходу, и 1,7 млрд. грн. на социально-экономическое развитие остается в распоряжении Минфина, который в ручном режиме будет выделять эти деньги.
Прямо, без каких-либо утаек, в изменениях в бюджет профинансированы отдельные территориальные округа. Например, на Новоград-Волынский избирательный округ, на каждый район и город, на социально-экономическое развитие выделяется по
5 млн. грн. И такое распределение средств вполне понятно, поскольку злые языки утверждают, что в этом округе собирается баллотироваться действующий председатель Верховной Рады. Так же можно рассматривать и 54 млн. грн. на реконструкцию парка отдыха в Донецке. И значительные расходы на Ирпень, где, как поговаривают, намерен выдвигаться один из зампредов бюджетного комитета ВР. И дополнительные расходы на Бердянск (выделяющиеся отдельным прямым решением), к которому имеет непосредственное отношение руководитель комитета.
Важно отметить, что 2,1 млрд. грн., как уже упоминалось, у сельского хозяйства забирают, но на развитие сел, улучшение земель ни копейки из задекларированных в изменениях в бюджет доходов не направляется. Хотя, когда вводили таможенную пошлину, речь шла о том, что эти деньги будут перенаправляться на развитие сельской инфраструктуры и сельского хозяйства.
Принятые изменения в бюджет доказали - предвыборная кампания 2012 года по мажоритарным округам уже началась.
Следовательно, по всему видно, что ключевым деятелям многих фракций в Верховной Раде дана взятка в виде финансирования их округа. Они лично или их представители будут распределять эти деньги по объектам. Вот так довольно быстро, без лишнего шума и обсуждений поделили 11,5 млрд. грн. расходной части бюджета.