UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бюджет оптимистов?

Внешне бюджетный проект на 2009 год, о котором со вторника в Украине не говорил только ленивый, не так уж плох и не так уж хорош...

Автор: Наталия Яценко

Пост принял!

В отличие от героев «Иронии судьбы», каждый год, 31 декабря, я не хожу в баню. Зато каждый год — вот уже на протяжении более чем десяти лет — во второй половине сентября бываю на презентации проекта Государственного бюджета Украины на будущий год. В этом году вместо пива и банных простыней — офисный костюм, продавленное кресло в Международном центре культуры и искусств (Октябрь­ский дворец) и легкий «перехват», по всей видимости, за счет госбюджета: бутерброд с колбасой и чай с конфетой «Белочка-затейница».

Презентацию бюджета Юлия Владимировна не доверила никому. И свой выход на сцену Октябрь­ского дворца отработала с полной отдачей: более чем часовое выступление плюс ответы на самые разнообразные вопросы от микрофонов. Вопрошающих предварительно никто не готовил, так что диалог превратился в заурядные челобитные представителей отраслей, городов и весей премьеру.

Мэр города-донора на Одесщи­не просил повлиять на Минфин и сократить непомерные, по его мнению, изъятия из местного бюджета в государственный. Представитель санэпидстанции интересовался, будут ли ему и коллегам надбавки за выслугу лет. Общество слепых просило Юлию Тимошенко посодействовать в возмещении НДС, который почему-то не возмещается. Железнодорож­ники хотели бы разжиться несколькими миллиардами на новые вагоны…

В зал ворвалась обычная, не телевизионная жизнь с ее проблемами, и под прениями быстренько подвели черту. Всех, кто терпеливо дожидался у микрофона своей очереди, премьер пригласила подняться на сцену, чтобы выслушать все вопросы. Человек семьдесят сра­зу же ломанулись на беседу, окружив Юлию Владимировну с четырьмя министрами из президиума плотным кольцом — к ужасу охраны, которая явно отрицательно отнеслась к поступку охраняемой.

Зал давно опустел, когда почти час спустя Юлия Владимировна заканчивала беседу с последними просителями. И билетерша дворца неодобрительно поглядывала на автора этих строк — мол, чего расселась? А мне всего-то и хотелось, что дождаться окончания импровизированного приема.

Премьер так и не покинула самолично назначенный пост. Игра на публику, скажет скептик. Посмотрим, что он запоет в 2010-м…

Клады и кладоискатели

Внешне бюджетный проект на 2009 год, о котором со вторника в Украине не говорил только ленивый, не так уж плох и не так уж хорош. В каком-то смысле он даже скучен — нет той скандальности или, если хотите, пикантности, которыми прославились несколько его предшественников. Ни тебе отмены социальных льгот, ни корректировки налоговых законов, ни тихой сапой проталкиваемой приватизации земель сельхозназначения…

И подан документ в положенные сроки: 15 сентября — пожалуй, одна из немногих норм Бюджетного кодекса, которую свято чтут украинские премьеры и министры финансов. Ведь почти все остальные нормы Бюджетного кодекса попираются так часто, что ссылки на этот документ уже давно стали лишь фигурой речи.

Да, принятый в начале века Бюджетный кодекс явно устарел. Но Кабинет министров Тимошенко, как, впрочем, в свое время и кабинет Януковича, так и не сподобился провести через Верховную Раду изменения, которые бы дали новый импульс и самому бюджетному процессу в стране, и межбюджетным отношениям. Как о деле свершившемся, премьер Тимошенко и министр Пинзеник говорили на презентации о внесении в ВР проекта изменений к Бюджетному кодексу. Увы. Внимательно изучив сайт парламента и перечень из 24 документов, посвященных изменениям в БК, я так и не обнаружила документа правительственного.

Вывод? К очередному бюджетному процессу Кабмин оказался организационно не готов. Добрый десяток технических статей, которым самое место в БК, захламляют проект госбюджета на 2009 год.

Была бы в том лишь стилистическая погрешность, но…

Представляя бюджетный проект, премьер-министр горячо говорила о трех его приоритетах: первый — программы развития отраслей, второй — «коренное изменение» межбюджетных отношений, третий — социальные программы. В принципе, ничего нового и сверхъестественного — практически тем же громким формулировкам общественность внимала в Украинском доме 7 июля с.г., когда презентовались изменения к госбюджету-2008 под названием «Украинский прорыв». Впоследствии парламентом так и не поддержанные.

У меня уже давно вошло в привычку в заявлениях Юлии Владимировны читать между строк. Не подвели навыки и на сей раз. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что «коренное изменение», наверное, будет. Когда примут изменения к БК. Или введут, наконец, налог на недвижимость, о чем в пояснениях нет ни слова. Пока же улучшение финансового состояния местных бюджетов в Минфине связывают не с передачей на места части общегосударственных налогов, о котором премьер публично заявляла еще месяц назад. А всего лишь с увеличением ставки земельного налога и арендной платы за землю да с передачей, начиная с июня с.г., местным бюджетам платы за пользование месторождениями глины и каолина.

Ну а те, у кого с глиной не сложилось, могут поискать… клады. Я не шучу. Цитирую кабминовские документы: «Начиная с 2009 года местные бюджеты получат дополнительный ресурс в виде поступлений средств от реализации бесхозного имущества, кладов, находок, валютных ценностей и денежных средств, чьи владельцы неизвестны (кроме средств от реализации кладов, являющихся памяткой истории и культуры, и имущества, полученного государством в порядке наследования или дарения), которые были источником формирования государственного бюджета».

Эксперты по межбюджетным отношениям наверняка подметят много других интересных подробностей, ну а для нас достаточно и того, что на поверхности.

Премьер с гордостью говорила об 1 млрд. грн. субвенции на социально-экономическое развитие малых городов. В пояснительной же записке речь идет только о 666,7 млн. А 333,3 млн. гривен вроде бы учтены в формуле распределения объемов межбюджетных трансфертов (что, как известно из опыта прошлых лет, подтвердить практически невозможно).

Не имея представления о цене газа в будущем году, разработчики документа предписывают всем распорядителям средств государственного и местных бюджетов обеспечить сокращение энергопотребления на 10% и добиться стопроцентной оплаты комуслуг. А тем, кто 100% не оплатит по причине нехватки средств, Госказначейство прекратит финансирование абсолютно всех расходов, кроме защищенных статей (см. ст. 25 законопроекта). Счастливо перезимовать, господа!

К слову, к защищенным статьям в 2009 году у нас отнесены не только оплата труда работников бюджетных учреждений или те же расходы на утилизацию боеприпасов, но и мероприятия, связанные с подготовкой и проведением Евро-2012. Может, кому диазолинчику за государственный счет выдать, чтобы унять этот проклятый зуд до «дармовых» бюджетных денег?

Поддайте реализма!

О цене на газ мы уже вскользь упоминали. Сомнительные макропоказатели на 2009 год — в уме. Но можно вспомнить также о приватизации. Тем более что, в отличие от прежних бюджетных представлений, ни премьер, ни министр финансов о горемычной ни словечка не сказали.

Думаю, цифра в 8,5 млрд. грн. на 2009-й (при реально полученных с начала текущего года 400 с лишним миллионах), — это серьезный индикатор реализма проекта главной сметы страны.

Да, видимо, Минфину тоже неплохо было бы поискать какой-никакой клад!

Когда нет живых денег, в ход идут виртуальные. Оптимизм крепчал настолько, что, ничуть не озаботившись кризисом мировых финансовых рынков, правительство запланировало в бюджете предоставление в 2009 году свыше 33 млрд. грн. госгарантий — под кредиты Государственному ипотечному учреждению для реализации программы обеспечения доступным жильем (1 млрд. грн.), «Южмашу» для поддержки ракетостроения (0,52 млрд.), авиапредприятиям для поддержки авиастроения (1,5 млрд.), судостроительным предприятиям для поддержки судостроения (0,5 млрд.), агропредприятиям на строительство животноводческих комплексов (1 млрд.), угледобывающим предприятиям на техническое переоснащение (3,1 млрд.)…

Ну и, разумеется, «Укравтодору» — на сумму до 24,5 млрд. грн.

Всех поддержим, всех обогреем — нам-то это ничего не стоит! Ведь кредиты предписывается брать не менее чем на пять лет и отвечать, в случае чего, будет со-овсем другое правительство. Да и не факт, что возьмут…

Интересно планируется израсходовать и 8 млрд. грн. приватизационных денег — тоже почти виртуальных. Половину суммы направят на финансирование дефицита бюджета (читай — погашение госдолга), еще половину — на погашение обесцененных вкладов граждан. В придачу к 5 млрд. «живых» денег. С тем, чтобы общая сумма погашенных в 2009 году вкладов, по проекту Кабмина, достигла 9 млрд. грн.

Вот вам и цена позапрошлогодних предвыборных обещаний погасить задолженность по бывшему Сбербанку за два года.

Наверное, в премьерской команде рассудили, что тема вкладчиков уже отработана, и политических дивидендов на ней больше ждать не приходится. Да и пенсионеры, обласканные в прошлом году, должны быть до гробовой доски (а не только до следующих выборов) обязаны правительственным благодетелям.

Теперь у правительства как минимум две новые «фишки», и обе направлены на контингент, в прежние годы социальными инициативами практически не охваченный. На тех, кто из пеленок давно вырос, но пенсионного возраста еще не достиг, — словом, на трудоспособных.

С нового года правительство поднимает до уровня прожиточного минимума для трудоспособных (770 грн. с 1 января) минимальную зарплату по стране. Только по бюджетникам расходы на эти цели (плюс сохранение междолжностных соотношений) составят в расчете на год 30,2 млрд. грн.

«В условиях умеренной инфляции (9,5%), — обещает правительство, — повышение размера минимальной заработной платы до 100 процентов размера прожиточного минимума обеспечит опережающий рост реальной заработной платы (17,3 процента) над темпами роста ВВП (6 процентов), что будет способствовать росту сбережений и инвестиционной составляющей расходов населения».

М-да… Видать, макроэкономика, в представлении нынешнего правительства, — это наука для извозчиков.

Вторая «фишка» — обеспечение доступным жильем. С этой целью правительство предусматривает в бюджете средства для Государствнного ипотечного учреждения, а также для пополнения уставных фондов государственных Укрэксимбанка и Ощадбанка (по 200 млн. грн. каждому из общего фонда бюджета). По словам Юлии Тимошенко, эта мера позволит увеличить объемы кредитования за счет госбюджета в шесть раз.

А практически позабытых в бюджете будущего года стариков все равно жалко. И эта «забывчивость» руководству Кабмина вряд ли сойдет с рук. Минимальная пенсия в 568 грн. (с 1 января) и 596 грн. (с 1 октября 2009 года), а также, по словам министра труда Людмилы Денисовой, тысячегривневая пенсия — при нынешних-то ценах! — у половины украинских пенсионеров (т.е., на минуточку, свыше 6 млн. чел.) резко сокращает электоральное поле Юлии Тимошенко. И бросает пенсионерские массы в объятия премьерского оппонента — киевского мэра Леонида Черновецкого, увеличивая его шансы в случае досрочных выборов въехать в парламент на белом коне.

Кстати, столичный мэр — один из немногих, кто публично покритиковал проект бюджета на будущий год. В отличие от тех же регионалов, которые устами Ирины Акимовой на удивление вяло попеняли Кабмину, и то лишь за нереалистичность макропоказателей.

Леонид Черновецкий критикует правительство за «баснословно большие суммы», которые планируется изымать из региональных бюджетов, в том числе из столичного. Критикует по делу. Сами авторы пояснительных материалов признают, что если общий фонд местных бюджетов возрастает по сравнению с 2008 годом на 33,4%, объем трансфертов — на 22,5%, то объем изъятий в государственный бюджет увеличится на 69,6%.

Видит око…

Минфину нужны реальные деньги, в отличие от приватизационных и прочих виртуальных. Но не всякую возможность, конечно же, сегодня удастся использовать.

Разработчики бюджета неспроста включили в перечень сопровождающих бюджет документов и перечень льгот по налогам и сборам, и очень занимательное приложение под кодовым названием «Фонды», и много других аналитических материалов.

Для справки: объем потерь от налоговых льгот для сводного бюджета в 2008 году оценивается в 17,7 млрд. грн., в 2009-м — в 11,5 млрд.
Понятно, что бороться с льготами и их лоббистами в парламенте крайне сложно, но в таком случае украинский бюджет еще долгие годы будет оставаться в немалой степени виртуальным.

Куда проще бороться с целевыми внебюджетными фондами. Вы помните, сколько уже лет говорится от объединении «несчастного», «безработного» и «временно нетрудоспособного» фондов? И я не помню. Но воз и ныне там. Депутаты стыдливо отмахиваются от принятия изменений к нескольким законам, а профильное министерство и не настаивает, поскольку необходимость такого объединения мотивируется чаще всего устранением дублирования функций и сокращением вороха отчетности для предприятий и предпринимателей. А кому этих предпринимателей жалко?

Но готовя эту публикацию и из интереса просматривая все, что связано с бюджетом, я буквально ахнула, наткнувшись на бюджеты фондов. Из 9,5 млрд. доходов фонда по временной нетрудоспособности на 2009 год 547 млн. (5,8%) расписаны на «организационно-управленческие мероприятия». По фонду страхования от несчастного случая соответствующий показатель (названный без затей — «обеспечение работы фонда») составляет уже 7,74% (477,8 млн. грн.), по «безработному» (вкупе с содержанием Института подготовки кадров государственной службы занятости) — 14,62% (1,095 млрд.). В сумме получается 2,12 млрд. грн., что сопоставимо с суммой расходов госбюджета-2009 на обслуживание внутреннего долга (см. таблицу). Или, если угодно, близко к расходам на содержание пенитенциарной системы.

А если сюда присовокупить еще и Пенсионный фонд… Но ни нам, ни депутатам доподлинно не известно, сколько потратит на свое содержание этот «монстр»: организация как была таинственной при старом руководстве, так и остается таковой при новом.

Из приложений к проекту бюджета-2009 можно сделать умозаключение, что сумма расходов на содержание ПФ меньше или равна 20,74 млрд. грн. (на сколько именно — большой вопрос). При общем бюджете этой структуры в 194,5 млрд. грн., включая дотацию от государства в размере 44,3 млрд. гривен.

Деньги в стране есть. Но причем здесь бюджет?