UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бюджет-2008: «Cколько дней потеряно! Их вернуть нельзя…»

На песенную волну я настроилась еще в понедельник, 7 июля, во время презентации Кабмином изменений к проекту Государственного бюджета Украины на 2008 год...

Автор: Наталия Яценко

На песенную волну я настроилась еще в понедельник, 7 июля, во время презентации Кабмином изменений к проекту Государственного бюджета Украины на 2008 год. Началось сие помпезное мероприятие в столичном Украинском доме примерно на полчаса позже запланированного. А до этого битком набитый конференц-зал развлекали музыкой, лившейся из динамиков. Но вот врубили нечто веселое, никак не соответствующее моменту (помесь «Бубличков» и «Семь сорок») — и на сцену, смущенно улыбаясь, начали выходить члены правительства Украины.

Героиней предложенного публике действа (и единственной женщиной среди двух с лишним десятков офисных костюмов) оказалась премьер-министр Юлия Тимошенко. Она же взяла на себя роль модератора: министры финансов и экономики практически в течение всей презентации молчали. По-видимому, в том был глубинный смысл. Не акцентировать внимание на макроэкономических проблемах бюджета, которые вот уже несколько недель остаются объектом «полоскания» в прессе и публичных заявлений. Говорить о простом, о радостном, демонстрируя высокое искусство мастеров разговорного жанра и иллюзионистов...

Желающие узнать, чем же заканчивается бюджетная эпопея, могут сразу заглянуть в концовку этой статьи на 7-й стр. Ну а мы — обо всем по порядку, как говорится, вперед и с песней.

«Отцвели каштаны в Киеве весной»

Успели отцвести липы. И что самое возмутительное — «поспели вишни в саду у дяди Вани».

Тот, кто думал, что правительство Ю.Тимошенко будет дер­жать слово, данное парламенту Украины в декабре, подав к
1 марта изменения к госбюджетному закону на нынешний год, — тот неисправимый романтик или, на худой конец, истовый бютовский сторонник. Ни одно, ни другое — не обо мне, а посему еще 8 марта с.г. в «ЗН» появилась заметочка «Апрель пишем — июль в уме?». С прогнозом о том, что новый вариант бюджета от правительства Тимошенко мы дождемся разве что летом.

В прошлые выходные — дождались. Стало известно также о призыве Юлии Тимошенко ко всем политическим силам консолидироваться вокруг принятия столь важного для страны документа.

Риторический вопрос, конечно, — почему надо было дотянуть до самой последней пленарной недели перед парламентскими каникулами. И с чего бы это депутатам после многомесячных трудов по блокированию трибуны и объявлению перерывов по требованию фракций сейчас рвать жилы, пытаясь подсобить правительству с принятием документа?

Даже среди экспертов по бюджетным проблемам нет единого мнения, а нужны ли вообще изменения к бюджетному закону от 28 декабря прошлого года. К примеру, директор Института экономических исследований и политических консультаций, доктор экономических наук Игорь Бураковский продолжает настаивать на том, что с макроэкономической точки зрения наилучшим выходом было бы об изменениях забыть.

«На наших глазах разворачивается традиционный конфликт между экономической логикой и политической целесообразностью, — говорит г-н Бураковский. — Экономическая логика требует проведения в стране жесткой ограничительной фискальной политики: необходим реально нулевой дефицит бюджета и там, где это возможно, урезание реальных затрат государства. Однако сегодня эта экономическая логика не может быть воспринята политиками. Кроме того, она противоречит нашим хорошим законам. Увы, действующее законодательство подталкивает нас к инфляции».

«…Ти ж мене підманула»

Для человека, не державшего в руках ничего, кроме зарплаты или пенсии, сумма в 30 млрд. грн. — запредельная. Хотя все относительно. В 1999-м примерно таким был годовой сводный бюджет Украины. В 2008-м — это лишь 1/10 сводного бюджета, что уже само по себе свидетельствует, что почти девять лет подряд экономического роста не прошли даром. Правда, сегодня этот рост омрачается серьезнейшими инфляционными процессами.

Итак, как же были разделены 30,4 млрд. гривен дополнительных доходов между «едоками»? Делить было непросто, коль скоро, по утверждению Виктора Пинзеника, который все же пару слов на бюджетной презентации сказал, на каждую гривню бюджетных доходов было шесть гривен бюджетных предложений.

Видимо, опасаясь очередных обвинений в популизме, правительство не направляет все же всю сумму на «проедание», а делит на три примерно равные части: 1) поддержка региональных бюджетов; 2) развитие отраслей и инвестиции; 3) социалка.

Ясное дело, дополнительная поддержка отраслей выглядит определенным анахронизмом. Или, если угодно, уступкой лоббистским группам. Угольщики, аграрии, судостроение, авиастроение, космическая отрасль, строительство дорог и метрополитенов — все как в старые добрые времена, без определения приоритетов. Впрочем, по мнению г-на Бураковского, «если мы не идем на экономию, то спор о приоритетах теряет всякий смысл…»

Фишка, однако, в том, что поддерживать отрасли (за исключением, пожалуй, АПК), а также готовить инфраструктуру к Евро-2012 предлагается в основном за счет давно дискредитированного в нашей стране механизма государственных гарантий. Их объем в изменениях к бюджету превышает 9 млрд. Причем госгарантии, указано в ст.13 документа, выдаются не менее чем на пять лет. Однако наперед понятно, что в случае получения в 2008-м
4,3 млрд. грн. Госавтодором или 3,1 млрд. — государственными угольными предприятиями на техперевооружение возврат этих сумм после 2013 года с огромной долей вероятности ляжет на госбюджет. Или, может, правительство Тимошенко уповает на инфляцию, которая сделает с нынешними госгарантиями то же, что и с их предшественницами середины 90-х, — то есть обесценит?

Бюджет противоречив. С одной стороны, Кабмин подает некий сигнал, уменьшая на 146 млн. грн. его дефицит. Что при 18 с лишним миллиардах дефицита практически никак не влияет на общий баланс, но все равно приятно. С другой — поступления от приватизации (ха-ха!) повышаются с 8,6 до 8,92 млрд. грн.

С 1 июля с.г. существенно увеличивается прожиточный минимум (ст. 58), и это несомненный позитив документа. В частности, для пенсионеров — в случае принятия бюджетных изменений — он составит уже не 492 грн., как это предусматривается ныне действующим законом о бюджете, а 544 грн. Поскольку к прожиточному минимуму намертво привязан размер минимальной пенсии, то правительство на ее повышение готово выделить 1,5 млрд. грн. до конца года. А в целом на дотации Пенсионному фонду — дополнительно 6,1 млрд.

Но сказав «а», Кабмин не говорит «б». Планируется, что с 1 октября показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных составит всего 546 грн., то есть пенсионеры получат всего 2 грн. прибавки. Если правительство верит в грядущую дефляцию — это его право заблуждаться, но при чем же здесь миллионы пенсионеров?

Размер минимальной зарплаты в бюджете не пересматривается. Однако правительство делает широкий жест, с ноября на сентябрь перенося начало третьего этапа внедрения Единой тарифной сетки, которое затронет интересы сотен тысяч работников бюджетных отраслей. Цена вопроса — дополнительные 1,5 млрд. грн.

Юлия Тимошенко в презентации ничего не сказала о том, что ужесточена статья о компенсациях обесцененных вкладов. Да, на компенсацию до конца года дополнительно выделяются 1,4 млрд. «живых» гривен. Однако скрываемое от граждан новшество состоит в процедуре оплаты за счет обесцененного вклада долгов за комуслуги, электроэнергию и проч.

Теперь обещают погашать только те долги, которые образовались до 1 января 2008 года. И лишь при условии, что с 1 января плательщик регулярно оплачивает свои коммунальные счета. Впрочем, поскольку порядок этого грандиозного зачета все еще в чернильнице, а Министерство жилкоммунхоза наверняка всячески упирается, новая запись в тексте бюджетного закона будет носить характер не более чем теоретический.

На закуску — о том, что наше правительство просто изменило бы самому себе, если бы каким-то боком не вторглось бюджетом в налоговую сферу, да еще посреди года. Даже после сурового вердикта Конституционного суда! Кроме отдельных норм законов об НДС, о Таможенном тарифе, о патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности, подправили и закон о хозобществах (в части распределения прибыли).

С другой стороны, вмешательство в порядок распределения сбора за загрязнение окружающей среды можно только приветствовать, ибо оно давно перезрело, и мэры городов не раз говорили об этом открытым текстом. В случае принятия бюджетных изменений госбюджет отказывается от половины сбора, и общая схема теперь будет выглядеть так: 50% средств — на область (автономию) и 50% (вместо прежних 10%) — в города, села, поселки. Исключение — Киев и Севастополь, которым обещано оставлять все 100% сбора.

«Папа может все, что угодно, только мамой не может быть…»

Угадайте с двух раз — понравилось ли все это Виктору Андреевичу? Конечно, не понравилось. Хотя правительство во многих моментах и постаралось пойти навстречу президенту. Отсюда — и крайне скудные, как для важнейшей пиар-акции,
1,4 млрд. грн. на компенсацию во втором полугодии обесценившихся вкладов бывшего Сбербанка, и суперфинансирование голубой мечты
г-на Ющенко о настоящей гетманской столице. До конца года на пгт Батурин Черниговской области выделяется 115 млн. бюджетных гривен: здесь собираются строить военный лицей, создавать заповедник и развивать соцсферу. Да, «проект Батурин» — это нечто! Напомним: на многие сотни (!) городков районного значения и поселков городского типа в проекте изменений к бюджету Кабмин наскреб только 1 млрд. грн.

Пресс-секретарь президента указала Кабмину на бюджетные «недоделки»: недофинансирование Аграрного фонда (вместо необходимых, по мнению секретариата, 1,5 млрд. грн. на закупки зерна в проекте предусмотрен 1,018 млрд.), недофинасирование Вооруженных сил и закупки жилья для военнослужащих, «чрезвычайно низкий» уровень учета предложений президента по экологической и гуманитарной сферах. Позже появились в целом справедливые, но уже становящиеся навязчивой идеей претензии к показателю инфляции...

Сам Виктор Андреевич, выступая в понедельник перед фракцией «НУ—НС», дал своим соратникам вводную: сначала следует принять закон о судоустройстве, затем — пакет законодательных инициатив президента, который до сих пор остается нерассмотренным, дальше — создать парламентскую комиссию по расследованию «дела Луценко». И только после этого пропрезидентской фракции позволяется приступать к принятию бюджета. Новая сказка про Золушку?

А в четверг на «Украинской правде» появилось и вовсе беспрецедентное. «Президент Виктор Ющенко раскритиковал правительственный проект изменений к государственному бюджету и внес на рассмотрение Верховной Рады свой проект», — сообщалось со ссылкой на пресс-службу главы государства.

Печально, очень печально. И не только потому, что гаранту Конституции не пристало нарушать Бюджетный кодекс и тем более Основной Закон, где полномочия по разработке и внесению госбюджета закреплены за Кабмином. А среди 31 полномочия, закрепленного Конституцией за президентом, такой обязанности, как внесение законопроекта об изменениях к бюджету, нет.

Печально выглядит сам президентский законопроект от 10 июля с.г., на девять десятых — без каких-либо ссылок на авторство! — повторяющий текст законопроекта кабминовского, от 7 июля с.г. Те же нормы относительно реструктуризации долгов перед Нацбанком, те же размеры прожиточного минимума для различных категорий граждан, те же цифры госгарантий Госавтодору, шахтерам, под программу «Морской старт»... Перечень позаимствованных из правительственного проекта норм можно продолжать и продолжать. Достаточно сказать, что даже предельный уровень дефицита бюджета один и тот же — 18,674 млрд. грн. Тогда как доходы госбюджета, по версии Кабмина и секретариата, различаются на 2,2 млрд., расходы — на 1,2 млрд. грн.

Стоило ли огород городить? Если это — политика, то Виктор Андреевич сыграл себе во вред. «Альтернативное бюджетное предложение в наших условиях — это шаг на пути к разрушению исполнительной власти, — считает Игорь Бураковский. — Такой шаг снимает любую ответственность с правительства за качество и эффективность экономической политики».

Если же дело в категорическом несогласии президента с отдельными намеченными Кабмином тратами, то мы с удовольствием сообщим, что именно предлагается в президентском проекте.

Во-первых, никакого третьего этапа внедрения Единой тарифной сетки в сентябре — только ноябрь. Во-вторых, никаких дополнительных 1,4 млрд. гривен на выплату обесценившихся вкладов. В-третьих, никаких продаж земельных участков исключительно на аукционах. В-четвертых, новая, но крайне слабо выписанная в документе инициатива по обеспечению граждан из числа очередников доступным жильем: первый взнос в 30% берут на себя местные бюджеты (за счет субвенции из госбюджета), если гражданин обязуется выплатить остальные 70% самостоятельно. В-пятых, 1,5 млрд. гривен на закупки зерна Аграрным фондом. В-шестых, резкое увеличение расходов на содержание и развитие Вооруженных Сил. В том числе 1,050 млрд. грн. на повышение денежного содержания военнослужащих и… 170 млн. грн. на «проект Батурин» (в том числе 50 млн. грн. — на военный лицей). В-седьмых, не 80млн, как в правительственном, а 102 млн. грн. дополнительно на строительство Мемориала жертвам Голодомора…

Можно, я не буду комментировать?

«А значит, нам нужна одна победа…»

Все в украинской истории повторяется, и июнь 1996 года сегодня с легкостью проецируется на июль 2008-го. 12 лет назад Верховная Рада консолидировалась на основе неприятия конституционных предложений президента Л.Кучмы, выдав на-гора новую Конституцию страны. Теперь консолидирующим началом для всех (!)
представленных в парламенте политических сил стал бюджетный законопроект президента В.Ющенко.

Рано утром в пятницу бюджетный комитет Рады не смог принять решение по поводу неотложного президентского законопроекта. Не хватало таких «мелочей», как сравнительные таблицы (доходов, а главное — расходов, с разбивкой по бюджетным программам и определением главных распорядителей средств). А представитель секретариата президента на заседание комитета не явился.

На согласительном совете у спикера руководители фракций на удивление дружно шли навстречу друг другу. БЮТ наконец согласился на немедленный отчет о деятельности правительства (всю неделю остававшийся камнем преткновения для работы ВР) и принятие закона о судоустройстве с тем, чтобы затем регионалы поддержали правительственный проект бюджета, и тот был проголосован конституционным большинством в 300 голосов.

Логика такого поступка очевидна: Виктор Ющенко лишается возможности использовать право вето в отношении главного финансового документа страны.

Надо думать, Тимошенко основательно готовилась к решающей схватке, заручившись предварительными договоренностями с фракциями КПУ и Блока Литвина. На чем эти договоренности зиждились, остается только догадываться. Однако две указанные фракции едва ли были готовы безусловно поддержать бюджет, а потому могли подсобить премьеру ограниченным количеством голосов. А, судя по упорному противодействию Банковой, даже с этими голосами вожделенных 226 не набиралось.

Однако после переговоров с Литвином и Симоненко не набиралось голосов и на снятие правительства. Отсюда и проистекала готовность БЮТ не препятствовать оппонентам в рассмотрении вопроса о недоверии Кабинету. Юлия Владимировна даже могла себе позволить роскошь — идти на уступки «регионалам», обещая поддержку «киваловского» закона о судоустройстве.

К моменту выхода номера в свет итоги очередного судьбоносного заседания Верховной Рады нам не были известны. Резолюция о недоверии правительству собрала всего 174 голоса. Однако с высокой степенью вероятности можно предполагать, что, утомленные взаимными обещаниями и уставшие от взаимных измен, депутаты сыграют нулевую ничью — ни утверждения бюджета, ни отставки правительства.

«Первый тайм мы уже отыграли…»

...