UA / RU
Поддержать ZN.ua

Буковина: беда с небес и рукотворная

На Буковине ситуация остается сложной. По информации пресс-службы Черновицкой областной админист...

Автор: Марианна Гончарова

На Буковине ситуация остается сложной. По информации пресс-службы Черновицкой областной администрации, в результате стихийного бедствия частично подтоплены 27 населенных пунктов, 1071 дом, 28 объектов социальной сферы, 1235 хозяйственных зданий,
2202 подвальных помещения, 376 колодцев, 1079 га сельскохозяйственных угодий. Полностью разрушен
31 жилой дом, пять — частично, разрушено семь автомобильных мостов, повреждено четыре автомобильных и два железнодорожных моста. Кроме того, остаются поврежденными 11 тыс. м дорожного покрытия автодорог государственного и местного значения и 650 м дамб водохранилищ. Вследствие сильного переувлажнения грунта произошла активизация оползневых процессов в пострадавших районах. Силами МЧС при взаимодействии с оперативными группами облгосадминистрации спасено 1083 человека, в том числе 90 детей. По информации на 30 июня, погиб один человек. Это женщина, тело которой нашли возле собственного дома. Еще троих мальчиков сейчас разыскивают. В местах подтопления работают спасательные отряды и правоохранители.

Остаются без газоснабжения три населенных пункта. Привлеченными силами МЧС с начала проведения работ откачана вода из 2 тыс. 800 жилых домов, девяти объектов социальной сферы, 1 тыс. 751 колодца, 8 тыс. 793 дворов, 2 тыс. 485 подвалов жилых домов. Расчищено от ила и мусора 571 м мелиоративных каналов и русел рек, 850 м автомобильных дорог. Прорыто 446 м отводных каналов. С целью предупреждения разрушения дамб на прудах откачано 2 тыс. 232 м3 воды. Подразделения МВД продолжают осуществлять круглосуточное патрулирование по охране имущества граждан и общественной собственности.

К ликвидации последствий стихии привлечены 1951 человек, 314 единиц техники, 19 плавсредств и шесть единиц авиационной техники.

По информации Черновицкого областного центра Государственной гидрометеорологической службы, по состоянию на 20.00 30 июня уровень воды в р. Прут составляет 461 см, что на 31 см выше уровня выхода воды на пойму, в р. Сирет — 483 см (ниже на 57 см).

Ситуация контролируется. Население области постоянно информируется о положении дел и мерах, предпринимаемых властями для нормализации обстановки.

В селе Нижние Петровцы Черновицкой области не только затоплены дома и хозяйства, но и часть кладбища. 28 могил смыло водой.

Похоже на сводки с фронта. За всеми этими цифрами, данными, сухо изложенными фактами и отчетами — судьбы людей, их жизни, будущее. Тысячи маленьких и больших историй, тысячи миров.

Хотели, как лучше. С моралью и добрыми намерениями: не плевать в колодец, не желать ближнему зла, не рыть яму. А случилось, как всегда. И в колодец плевали, а потом пришлось воду из него пить. И ближнему желали, а сами получили. И яму рыли, а сами в нее угодили. Опять жили по принципу «после нас — хоть потоп». И в прямом, и в переносном смысле. Случилось.

В Черновицкой области опять большая вода.

Герцаевский район — самый маленький административный район в Украине. Это живописное благословенное место, очарованный край, где горы, леса и долины знают вечность, где солнечные блики растворяются в кристальных источниках минеральных вод, где время определяют по густым бархатным звонам монастырских колоколов, плывущим далеко через холмы, где местные жители трудолюбивы как муравьи, а также спокойны, уверены, приветливы и учтивы.

Здесь расположен Свято-Вознесенский мужской монастырь, известный своими благими делами. И настоятель его, милостью Божьей выдающийся человек отец Михаил, создатель дома Большой семьи, где живут, подрастают, воспитываются под его и монастыря опекой 142 ребенка. Отец Михаил великий гуманист, для которого главный принцип морали — благоговение перед жизнью. Он диктует здесь особое добросердечное отношение людей друг к другу, показывая личный пример самоотверженности. Так было и на этот раз.

Горбово

Черные тучи нависли и набухали с немыслимой мощью. Зачастили грозы и ливни. Постылые, унылые, серые дни наступили, но никто не видел в них угрозы, и в тот вечер, когда во время грозы отключили электричество, многие, накормив скотину и переделав все обычные домашние дела, пошли спать пораньше.

— Вода коварно и расчетливо пришла в Горбово в течение двадцати минут. В коридоре раздался шорох, а потом странный гул, — рассказывает Иван Петрович Урсу. — Приоткрыл входные двери, и через секунду я, жена и дочь оказались по грудь в воде.

Ливень, крики и плач людей, визг и стоны домашней скотины.

Там оказался неизвестный парень. Люди вспоминают, что говорил по-русски. Он, этот парень, по шею в воде, выносил детей, еле вытащил упирающуюся упрямую старуху, помог вывести коров и свиней.

Кто такой, как теперь его найти… Лет под сорок, а там — кто его рассмотрел в панике в темноте? А вдруг он будет эту статью читать? Слушай, как зовут тебя, парень? Тебя ищет Иван Петрович Урсу и его соседи. Из села Горбово. Они живут как раз напротив лыжной базы, знаешь, да? Во-первых, куртку твою тебе хотят вернуть, в которую ты ребенка завернул, когда выносил его на высоко поднятых руках. А во-вторых, обнять тебя все хотят. Да, если бы не ты…

Огород пропал. Куры погибли — 70 штук. Мебель испорчена. Заборы повалены. Одеться не во что. Света пока нет. Газа — тоже.

Дважды в день приезжает машина из монастыря, развозит горячую еду, хлеб и воду. Люди возятся у себя во дворах, убирают, стирают, сушат.

* * *

Водой разрушен автомобильный мост. Солидный, большой, основательный мост разбит в куски водой за несколько минут. Вода шла потоком шириной 500 метров, глубиной пять-семь метров. Сейчас там уже третий день работают бригады из «Чернівцітрансмост». Рядом с базой отдыха, прямо под лыжным спуском образовалось озеро. Под тяжестью воды рухнула газовая трасса.

* * *

Села в Герцаевском районе расположены на холмах. Председатели сельских советов оповещали друг друга по телефону. Те, чьи села вверху, в панике звонили тем, кто живет ниже. И так по цепочке предупреждали друг друга о воде, но все равно времени не хватило. Люди часами сидели на деревьях. Да что там, сидели. Стояли практически на кронах деревьев, торчащих из гудящей воды.

Председатель сельсовета Горбова Георгий Николаевич Реколца говорит, что получил извещение от коллеги, живущего наверху — идет большая вода. Стал объезжать село. Вышел из машины, чтобы забежать во двор, разбудить и вывести людей. В секунду пришла вода, а машина осталась открытой где-то там. Стоял на верхушке дерева три часа. Ночью в грозу.

Фото: Адриан Медведь
Слава Богу, все остались живы. 210 домов подтоплено, 17 — разрушено, 40 — нуждаются в капремонте. Погибли коровы, свиньи, куры, кролики.

Говорить с ним, с Георгием, невозможно, люди бегут к нему со всех дворов, дергают со всех сторон, плачут, просят, жалуются, требуют, тянут к себе во дворы. Измучен, уставший, с красными от недосыпа глазами.

Кстати, когда он попал ночью в воду и не мог выбраться, кто-то из местных не побоялся, вовремя отогнал его машину на сухое место.

Могыливка

Дома не выдержали. Люди остались без жилья.

Кто-то из стариков сказал, что звуки безжалостно наступающего на человека огня и воды очень похожи. Это нарастающий, безжизненный, равнодушный гул, постепенно поглощающий все остальные звуки. Звук приближающейся опасности. Звук смерти.

Герца

Председатель Герцаевской районной администрации Виктор Крышмару. Только назначен. И сразу проверка на выносливость и умение быстро принимать решения. За день, проведенный в Герцаевском районе, видела его раз восемь в разных местах — на восстановлении автомобильного моста, во дворе у пострадавших пенсионеров, рядом с опасным участком Прута, выходящим из сельсовета, на объекте, где спасатели МЧС мощными помпами откачивают воду, просто на трассе, встречающим машину из 300-го черновицкого полка, который взял на себя обязанность кормить киевских спасателей и пострадавших жителей района.

* * *

Узкая, залитая селем улочка. Здесь живет Иван Якимович Паскарь. Он и его жена — пенсионеры. Жили скромно, но красиво, уютно, со вкусом. Держали хозяйство. Иван Якимович только вернулся из больницы. В эту же ночь им обоим пришлось несколько часов стоять в воде на стульях, чтобы не захлебнуться. В доме перевернутые водой холодильник и стиральная машина, вздутый пол, мокрые потрескавшиеся стены. Погибли куры и кролики, погибли пчелы. Корова выплыла, умница такая, сама. Свиньи всю ночь простояли на задних ногах, выставив из воды пятачки. Выжил один кролик. Сидел всклокоченный, мокрый, подавленный, испуганный.

Над пропавшими, еще три дня назад ухоженными огородом, садом и цветником, залитыми водой и грязью, на столбе в гнезде — семья аистов. Притихшие родители и маленький, с недоумением смотрят они вниз на человеческую беду, на приютивших их старичков, печальных постаревших детей, больных и бесстрашных, отчаявшихся, но не потерявших надежду.

Цурень

Иван И. Критический возраст — 33 года. Две дочери. Одной — шесть. Вторая только родилась.

Ехал вечером домой на своей машине. Дождь, гроза. Машину вдруг повело. Перестала слушаться. Остановился. Открыл дверь посмотреть. Салон заполнила вода. Успел выскочить. Его понесло течением на деревья. Успел схватиться за ветки, стоял в воде, обняв ствол, всю ночь. Кричал. На него неслись обломки заборов, ветки и мусор. Был ранен частью оторвавшейся крыши. Помогли люди. Снимали с помощью длинных ремней. Машину унесло водой. Сейчас ее нужно доставать из образовавшегося озера с помощью тракторов и лебедок. Виден только передний мост. Автомобиль застрахован. Но от ДТП. Интересно, расценится ли страховой компанией этот трагический случай на дороге как ДТП?

* * *

На границе трех сел — Цурень, Лукивцы и Годынивка — водохранилище. Оно расположено на холме. Изначально, десятки лет назад оно было предназначено для полива сельхозугодий. Сейчас водоем взят в аренду. Кем? Не совсем понятно. Но при въезде висит такое объявление:

«Чернівецька організація УТРМ. Заїзд на дамбу та відпочинок платний. Риболовля по членським квиткам УТРМ».

Местные жители говорят, что за въезд на дамбу берут 60 гривен. Никаких квитанций не дают. Имени владельца никто, даже сельсовет, назвать не может.

Реальная опасность в том, что водохранилище находится на холме на высоте 100 метров над уровнем Прута. В двух с половиной километрах от села Цурень, расположенного внизу. Пруд переполнен ливневой водой. Местные утверждают, что глубина водоема — 30 метров. Центральная дамба — всего шесть метров, а боковая, самая опасная, где уже виден оползень, — всего три метра. Шлюз для аварийного спуска воды — ЗАВАРЕН. Люди боятся спать. Тут и дождей, и наводнений не надо — дамбу может прорвать в любой момент. Ожидаемая волна — 12—15 метров. Село будет стерто с лица земли.

В сельсовете села Цурень выводов георазведки, паспорта на водохранилище или других документов нет. Никто в Герцаевском районе не смог назвать имя арендатора.

* * *

90-летние старики говорят, что не помнят такой стихии. И что их родители не рассказывали им о таком потопе. И ливни были. И грозы. Но подобных наводнений — нет.

В чем же причина такого неконтролируемого нападения воды?

Не буду здесь писать о парниковом эффекте, а уж тем более о факторах высшего порядка — Боженька наш всемогущий и грехи наши тяжкие. А только о том, что зависит от нас самих и власть имущих.

Первая подсказка — рыба в залитом грязью и водой огороде. Значит, вода эта — не ливневая. Вода — из пруда. Изначально они создавались для каскадного отвода воды во время наводнений. Как только весной наполнялась река или начинались ливни, в прудах спускали воду и прибывавшая вода распределялась по этим искусственным водоемам, не причиняя вреда человеку. Теперь же нет водохранилища, которое не было бы сдано в аренду. В них разводят «живое серебро». А серебро — драгоценность. А драгоценность — это и так понятно что. Арендаторы отказываются спускать свои пруды. В результате воде некуда деться. Она заливает жилые территории, и, к слову, частенько дамбы на прудах прорываются сами, усугубляя и так непростую обстановку.

Вторая подсказка. В Черновицкой области появилось новое ремесло — старательство. Пусть не Клондайк, но прибыль тоже немалая. К тому же чистая, нелегальная, не облагаемая налогом. Преступная. Люди на Буковине строятся, новые дома растут как грибы. Людям для строительства нужен песок и гравий. Чтобы удовлетворить высокий спрос, появилось старательство — несанкционированный забор гравия и песка вдоль реки Прут. Есть, конечно, и легальный забор гравия и песка, но сейчас не об этом.

В конце прошлого века была ликвидирована такая серьезная структура, как передвижная механизированная колонна, регулировавшая забор гравия и песка вдоль реки по разработанному совместно с Румынией плану, на изгибах рек, тем самым контролируя русло, скорость течения и глубину реки. Сейчас же гравий в основном воруют. В сводках отделов УВД ежедневно фигурируют пойманные старатели. Но искушение уж слишком велико — их, разворовывающих активы государства, становится все больше и больше.

65 процентов инертных материалов Украины, то есть гравия и песка, находится в пойме реки Прут. Опять же — ранее существовала программа укрепления берегов, средства на которую были заложены в бюджете страны. Сейчас же неукрепленные берега осыпаются, разворовываются, а в организации, регулирующей эти процессы, — на большую территорию всего лишь четыре человека с мизерной зарплатой.

Специалисты подсчитали, что на укрепление берегов Прута необходимо 600 млн. грн. (по ценам 2008 года). Взять их неоткуда. Но не уйдут ли постепенно эти 600 млн. грн. на ликвидацию наводнений в нашем регионе? Наводнений, которые обещают быть регулярными, учитывая все вышеназванные причины.

* * *

Кто-то скажет, что все это — детали и мелочи.

Но и именно из деталей, мелочей и состоит наша жизнь. В деталях и мелочах она проходит. Жизнь проходит. И кто-то считает, что «после нас — хоть потоп». Писал же классик: упадок гораздо стремительнее прогресса. И если прогресс имеет границы, то упадок бесконечен.

* * *

Черновицкая облгосадминистрация открыла благотворительный счет, на который неравнодушные люди могут перечислить средства пострадавшим от наводнения. Все, кто хочет и имеет возможность материально поддержать буковинцев, из-за стихийного бедствия оказавшихся в тяжелом положении, могут перевести средства по таким реквизитам:

Получатель: Главное финансовое управление Черновицкой облгосадминистрации;

№ счета: 37123034000015; Код ЕГРПОУ: 02317304;

Название банка получателя: ГУДКУ в Черновицкой области;

МФО: 856135.

Обязательная пометка: «Для помощи пострадавшим в результате наводнения в Черновицкой области».