UA / RU
Поддержать ZN.ua

«БОМБА» ПРЕЗИДЕНТА ШИРАКА

Итак, Франция возобновит свои ядерные подземные испытания. Об этом своем решении объявил во вторник, 13 июня (во время своей первой пресс-конференции в Елисейском дворце) президент Жак Ширак...

Автор: Виталий Амурский

Итак, Франция возобновит свои ядерные подземные испытания. Об этом своем решении объявил во вторник, 13 июня (во время своей первой пресс-конференции в Елисейском дворце) президент Жак Ширак. «Разумеется, — отметил он, — все мы предпочли бы не возобновлять ядерные испытания. Но, к сожалению, мы прекратили их слишком рано, в апреле 1992 года, то есть до завершения окончательной серии экспериментов. Я провел консультации с военными и гражданскими экспертами в этой области по трем вопросам: о последствиях такого прекращения, о возможности соблюдения моратория и необходимости довести дело до конца. Их мнение оказалось единодушным — если мы хотим перейти к лабораторному моделированию, серию испытаний необходимо завершить. Этого требует безопасность и надежность наших сил ядерного сдерживания, от которых во многом зависит наша обороноспособность и национальная независимость».

Как относится при этом глава французского государства к заявлениям тех, кто усматривает в подземных ядерных испытаниях опасность для окружающей среды? «Я не желаю вступать в полемику, — был его ответ, — но даже зарубежные специалисты, побывавшие на месте испытаний, утверждают, что это не представляет никакой угрозы для окружающей среды. И, кстати, все компетентные ученые могут убедиться в этом еще раз, посетив полигон...».

Как известно, французский ядерный полигон, о котором идет речь, находится на атолле Муруроа, в южной части Тихого океана. В общей сложности, как сказал Жак Ширак, там намечено провести с будущего сентября до мая 1996 года 8 подземных взрывов, после чего Франция сможет подписать международное соглашение о запрещении ядерных испытаний. До этого свою задачу президент видит в том, чтобы обеспечить национальную безопасность с наименьшими затратами.

Позиция Жака Ширака по столь важному и вместе с тем чрезвычайно чувствительному вопросу нашла понимание и поддержку у ответственных правых французских лидеров. Что касается лидеров Cоциалистической партии и коммунистов, а также экологов, то они отнеслись к решению президента крайне негативно.

Интересно отметить, что уже за день до пресс-конференции Жака Ширака стало известно о том, что судно экологической организации «Гринпис» вышло из новозеландского порта Окленд и взяло курс на Французскую Полинезию, к атоллу Муруроа, чтобы помешать там испытаниям. На Таити, куда судно «Рейнбоу Уариор Два» должно прибыть 28 июня, к активистам «Гринпис» решил присоединиться бывший епископ французского города Эврё Жак Гайо...

Не удивительно, что наиболее критически к решению президента Франции о возобновлении ядерных испытаний отнеслись в столицах государств Тихоокеанского региона, за исключением Вануату. Новая Зеландия объявила о том, что прекращает военное сотрудничество с Францией и примет меры дипломатического характера. Этому примеру поспешила последовать Австралия. В целом 15 государств Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) выразили протест Парижу. Весьма прохладно отнеслись к решению Жака Ширака в некоторых столицах ЕС.

Обращает внимание, что о своем решении французский президент объявил накануне встречи в Вашингтоне со своим коллегой президентом Биллом Клинтоном. При этом США не стали дожидаться приезда высокого гостя и выразили протест. Неудивительно, что к хору негодующих голосов присоединилась и Россия.

Пытаясь сгладить негативный эффект, вызванный решением Жака Ширака, министр обороны Франции Шарль Мийон заявил, что речь идет об «окончательном этапе» испытаний. Проблема заключается не в том, чтобы возобновить такие испытания, а чтобы завершить их. В свою очередь, глава французской дипломатии Эреве де Шарет сказал: «Если мы хотим остаться в «ядерном клубе», где реальные силы принадлежат Америке и России, мы обязаны сделать всё, чтобы быть на их технологическом уровне...».

«Пока я нахожусь здесь, никаких ядерных испытаний не будет», — заявил в свое время в Елисейском дворце предшественник Жака Ширака социалист Франсуа Миттеран. Около месяца прошло с тех пор, как президентом Франции стал голлист Ширак, и вот новое — принципиальное — решение принято. Возможно, это означает окончательный разрыв Франции с социалистической эпохой.

Решение президента Франции Жака Ширака о возобновлении ядерных испытаний наш обозреватель Алла Лазарева попросила прокомментировать Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Франция в Украине господина Доминика Шоссара:

— Создание французских ядерных сил происходило при активном участии президента Шарля де Голля, а учреждение соответствующего Комиссариата по ядерным проблемам состоялось еще раньше, в 1945 году, сразу после второй мировой войны. Вернувшись к власти в 1958 году, де Голль приступил к разработке действительной и поныне оборонной доктрины страны, из которой следует, что безопасность нашего государства обеспечивается собственными силами, в том числе и ядерным оружием, достаточным, чтобы отразить возможную агрессию потенциального противника. В этом случае речь не идет о том, чтобы демонстрировать свою мощь и пугать весь мир, а исключительно о гарантиях собственного суверенитета.

Недавнее решение правительства Франции вызвано, таким образом, необходимостью соблюдать последовательность оборонной политики Франции. Имеются также чисто технические соображения: прежде чем отказаться от ядерных испытаний в принципе, необходимо провести несколько, чтобы убедиться в надежности французского ядерного оружия и после этого перейти к процессу так называемой симуляции ядерных испытаний (речь идет о моделировании с помощью компьютеров пробных взрывов и стрельб), а затем в 1996 году присоединиться к Договору о полном запрете ядерных испытаний и действительно прекратить их.

Я полагаю, подобное решение принимать было нелегко: и ввиду существования оппозиционных мнений, и потому также, что оно не вызвало большого энтузиазма у некоторых наших партнеров. Однако решение исходит из национальных интересов страны, из нашей оборонной концепции, понятия о суверенитете и осознания собственного места в мире.

— Тем не менее предыдущий президент Франсуа Миттеран отказался от подобных мероприятий...

— Не совсем. Он подписал распоряжение, согласно которому ввел мораторий на ядерные испытания до конца своего правления. Речь шла о конкретном ограниченном отрезке времени, и я не припоминаю, чтобы он твердо обещал никогда более испытаний не возобновлять. Мне думается, что если бы Миттеран остался у власти еще на один срок, лично он был бы против соответствующего решения. Но тот факт, что оружие имеет свойство устаревать, а испытания не проводились достаточно долго, создает необходимость осуществить их сейчас, накануне подписания Договора о полном запрете ядерных испытаний.