UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОЛЬШОЙ ПЕРЕПОЛОХ ИЗ-ЗА МАЛОГО РУХА

Рух на пороге клинической смерти. Одряхлевшая, изрядно потрёпанная временем, страдающая целым бук...

Автор: Андрей Тычина

Рух на пороге клинической смерти. Одряхлевшая, изрядно потрёпанная временем, страдающая целым букетом недугов, включая «растроение» личности, рак региональных ячеек и потерю исторической памяти, организация вплотную приблизилась к критической точке своего существования. Спасти её может только курс интенсивной терапии. Но квалифицированные врачи в большинстве своём заняты другими неотложными делами, народная медицина только оттягивает конец, многочисленные шарлатаны активно способствует регрессу, да и сам пациент, похоже, окончательно потерял вкус к этой бренной жизни. Правда, у него для этого есть веское основание — он поверил в реинкарнацию.

Стране не суждено снова увидеть единый Народный рух Украины. После выборов он перестанет существовать де-факто. На его месте ранней весной, в начале апреля, должна расцвести буйным цветом «Наша Украина». Естественно, лидеры НРУ и УНР продолжают говорить об объединении в единый Рух сразу по окончании избирательной кампании, утверждая, что возглавить его вполне может лично Виктор Ющенко. Он, конечно, возглавит. Но ему понадобится совсем другая организация — правоцентристская партия нового типа, без «шароварщины», длинных усов и жёсткой националистской риторики. Мощная партия праволиберального толка, способная получить поддержку во всех регионах без исключения. Прообраз новой партии власти. Эдакий «Рух за нашу Украину» (магическое слово должно сохраниться, но утратить былой ультраправый оттенок). Партийные генералы, в большинстве, уже смирились с неизбежным перевоплощением, хотя для многих ветеранов расставание с романтическим прошлым даётся очень нелегко. Потому будущее для них не выглядит столь уж однозначным, и впереди наблюдателей может поджидать множество сюрпризов.

На 21 января запланирован первый, т. н. политический этап объединительного съезда НРУ и УНР. Во избежание юридических ловушек Центризбиркома объединение пока будет носить только формальный характер. На бумаге обе организации останутся самостоятельными структурами, но на людях постараются делать вид, что они уже объединились. Проблем с координацией действий, лидерством и т. п. не должно возникнуть, поскольку к тому времени избирательная машина «Нашей Украины» будет работать на полную катушку и все нюансы сотрутся в механизме единого штаба блока. По сути, съезд скорее призван напомнить избирателям, кто есть настоящий Рух и где находится та строчка в бюллетене, напротив которой следует поставить «галочку» сознательному национал-патриоту. Акция не лишена смысла, так как большинство влиятельных СМИ к тому времени волей или неволей обеспечат режим наибольшего благоприятствования раскрутке альтернативного Руха Богдана Бойко. Но о нём позже. Накануне, 12 января, состоится учредительный съезд блока «Наша Украина». Делегированные намеченными на начало декабря партийными съездами представители партий-учредителей формализуют структуру согласно букве Закона о выборах. Дальнейшие события должны развиваться в соответствии с ныне разрабатываемым договором, в котором, в частности, будет чётко расписан механизм распределения квот на представительство в списке блока — до последнего времени самая болезненная точка в переговорном процессе.

В четверг Юрий Костенко объявил, что компромисс достигнут. Он не стал вдаваться в подробности, объяснив, что «этот вариант дорабатывается». Но в общих чертах схема (если ее в очередной раз не изменят) выглядит следующим образом. Все субъекты блока будут разделены на две группы с неравными правами. В первую войдут пять партий-инициаторов: НРУ, УНР, ПРП, ХНС и «Вперёд, Украина!». Подписанты декларации об объединении после выборов в единую партию получат в своё распоряжение квоты по схеме, названной Виктором Ющенко «дифференцированной». То есть преимущество будут иметь Рухи и ПРП, но и две другие получат свой гарантированный процент. Для всех остальных будет выделена отдельная небольшая квота. Ну и львиной долей на своё усмотрение сможет распоряжаться лидер. Общая численность участников блока сокращена почти вдвое до скромной цифры 12. Исходя из того, что проходной частью списка называют 80 человек, а основные партии считают ниже своего достоинства провести в парламент менее чем по 14 депутатов (минимальная численность фракции), можно предположить, что им всё-таки удалось выторговать для себя по 18—20 процентов на каждую. Ющенко оставит за собой как минимум четверть. Таким образом, на долю остальных выпадает 15—20 процентов, которые будут распределяться по остаточному принципу (по 4—5 Стретовичу и Мусияке, остальным — кто сколько успеет ухватить, главное чтобы хватило мест хотя бы лидерам). Проблема только в КУНе, который принципиально не хочет объединяться после выборов, и потому автоматически попадает «в отстой», что по идее должно оскорблять электоральные чувства патриотов.

Трудно сказать однозначно, что послужило толчком к такой быстрой разрядке напряжённости в стане «наших», которая уже достигала критической отметки. Не исключено, что образ первой пятёрки списка. Вопреки всем слухам о непартийном авангарде блока, по информации из штаба, принято решение заполнить первые пять строчек фамилиями лидеров партий-основательниц. Кроме Виктора Ющенко, представлять объединение будут Геннадий Удовенко, Юрий Костенко, Виктор Пинзеник и Пётр Порошенко. Первый и последний, видимо, займут соответствующие места, а остальные трое вполне могут разыграть очерёдность по жребию. Интересно, что эта информация была «слита» в прессу ещё в конце прошлой недели, когда Ющенко был далеко от Родины, и получила распространение, преимущественно в Интернете. Судя по тому, что отреагировал на неё только пресс-секретарь НРУ Дмитрий Понамарчук (в последнее время уже никак не ассоциирующийся с «Нашей Украиной»), назвав её «дешёвой провокацией», информация была принята к сведению с самыми положительными отзывами.

Люди, вхожие на заседания координационного совета блока, отмечают, как в последнее время ослабевает влияние Романа Бессмертного. Отдельным активистам таки удалось «достать» своего политического координатора. Представитель Президента (в парламенте, разумеется) под тяжёлым взглядом Валерия Пустовойтенко официально покинул нестройные ряды НДП. Видимо, надоело ему на каждом совещании актива «Нашей Украины» искать какие-нибудь очередные оправдания на как бы между делом регулярно задаваемый сакраментальный вопрос: «А вы, Роман Петрович, в качестве представителя какой партии тут присутствуете? Ах, НДП… Скоро выйдете? Ну-ну…» Что ж, Бессмертный досрочно расстался с партбилетом и идёт на выборы беспартийным.

Авторство решения большинства стратегических вопросов в блоке сейчас многие приписывают Петру Порошенко. Что выглядит несколько наивно: разобрать где рука Бессмертного, а где — рука Порошенко, сложно. Поскольку оба имеют стойкую репутацию «людей Литвина». Однако никто не отрицает, что Пётр Алексеевич сумел найти общий язык даже с теми, кто ранее считались владельцами «эксклюзивных прав на брэнд Ющенко», и ревностно их отстаивали, что дало возможность достичь компромисса в распределении стратегических направлений работы в штабе. Заместителями Порошенко стали Юрий Ехануров, Роман Бессмертный, Иван Васюнык и Владимир Макеенко. По департаменту получили также технологи от ПРП Игорь Грынив и Николай Томенко. «Чужим» среди них, кроме Бессмертного, оказался только Ехануров. Его появление в штабе было давно запланировано, он долго работал в правительственной команде Ющенко, заблаговременно ушёл из НДП, поддерживал отношения с Виктором Андреевичем на должности заместителя Литвина, его приход анонсировал Бессмертный, он даже успел предварительно сдать дела в администрации Президента, но всё же это «назначение» вызывает некоторые опасения. Слишком уж ответственное и деликатное направление он должен будет курировать — выбор блока по мажоритарным округам. Недаром Юрий Иванович в течение полугода возглавлял в АП Главное управление организационно-кадровой работы и взаимодействия с регионами.

Оказалось, что гораздо сложнее определиться с пресс-секретарём. При Ющенко-премьере эти функции бессменно выполняла незабвенная Наталья Зарудная. Многие считают, что выполняла их она несколько своеобразно, и находят этому объяснение в некоторых не афишируемых страничках её прошлого. Вероятно, потому её кандидатура на роль «речника» Ющенко-кандидата уже не рассматривается. Абсолютно логично выглядело бы утверждение в этой роли главного редактора газеты «Україна молода» Михаила Дорошенко. С Ющенко, особенно в пору его премьерства, у Михаила Ивановича сложились довольно прочные и даже близкие отношения, что можно легко почувствовать по тональности некоторых публикаций в возглавляемом им издании. Кроме этого, в его пользу говорят и связи в журналистской среде, и большой опыт работы «по специальности», и одна просто шикарная строка в резюме (до 95-го года он отвечал за связи с прессой Президента Леонида Кучмы). Однако Дорошенко пока не спешит заступать на пост, возможно, ожидая официальной регистрации блока, а может, и чего-то ещё. Ну а место тем временем пустует, оставляя «паблик» без «рилэйшана» с Ющенко.

Вопрос на самом деле далеко не рядовой. Настоящий пресс-секретарь с полным объёмом полномочий у своего шефа обычно является едва ли не самым приближённым лицом. Кроме координации работы с прессой, а значит, и серьёзного влияния на информационные потоки, он, согласно своим функциональным обязанностям, имеет приоритетное право «доступа к телу», что для многих теперь является критически важным обстоятельством. Кроме того, как показывает опыт, хороший пресс-секретарь имеет все шансы «далеко пойти» и в отношениях с шефом, и в личной карьере, да и в политике вообще. Такой канал влияния не может долго оставаться не закрытым надёжным человеком, а уж тем более на него не может быть допущен «чужой». Уж лучше поставить возле лидера засвеченное на телевидении «лицо», подперев его с тыла мощным орговиком из «своих» в должности начальника пресс-службы, что, видимо, и будет сделано. В числе претендентов на роль «лица» блока источники, близкие к штабу Ющенко, называют Андрея Шевченко, Ольгу Герасимьюк, Романа Скрыпина, Ирину Геращенко, Даниила Яневского и многих других, но кандидатура каждого из перечисленных телезвезд вызывает возражение хотя бы одного из участников переговорного процесса. Впрочем, отсутствие единства во взглядах на решение всех без исключения стратегических вопросов — для «наших» является вещью вполне обыденной.

Но складывающаяся в блоке Ющенко система влияний устраивает далеко не всех. Многие искренние симпатики Виктора Андреевича, уверенные, что они сделали для него не меньше других, а могли бы ещё больше, недовольны приходом Бессмертного, Порошенко и Червоненко. К таковым можно отнести и отягощенных «ролью мебели» руховцев, ностальгирующих по былой мощи национал-демократического движения. Кто-то рассчитывает, использовав Ющенко как паровоз для въезда в парламент, вплотную заняться реанимацией единой партии под названием НРУ. Другие, всё более убеждающиеся в своём нежелании «ложиться под Юща», как на отдушину поглядывают на развернувший бурную деятельность «Народный рух за единство» Богдана Бойко.

Съезд организованного им блока со «спионеренным» названием «Народный рух Украины» запланирован на 8 декабря. Безусловно, до выборов НРУ Удовенко не перестанет существовать юридически, но «бойковцы» рассчитывают уже тогда получить моральное право называться «единственным оставшимся в живых» Рухом. «Наши» предпочитают не драматизировать ситуацию. По их расчётам, туда могут уйти всего три областные организации удовенковского Руха: маловлиятельные Днепропетровская и Луганская, а также сомневающаяся Тернопольская. Зато внутрируховский оппозиционер Сергей Конев смело обещает союзникам из НРУ(е) целых семь областей. В «Нашей Украине» на долю Бойко отпускают максимум 0,5% голосов на выборах. Однако наиболее трезвомыслящие в стиле «наших» предостерегают от подобных шапкозакидательных настроений.

Регистрация блока с названием «Народный рух Украины» действительно может вызвать некоторые затруднения, если учесть, что в выборах параллельно будет участвовать партия с аналогичным названием. Но ничто не мешает создателям блока чуть-чуть схитрить, дав ему имя, к примеру, «Блок Народный рух Украины». С юридической точки зрения явное отличие есть, а по сути — какая разница, блок «НРУ», или «Блок НРУ». Никто же не помешал Минюсту наравне с «Народным рухом Украины» зарегистрировать ещё и «Народный рух Украины за единство». Ловкость рук и никакого «мошенства». Тем не менее «каноничные» руховцы не намерены сдаваться без боя и готовы отстаивать свое право на старейшую политическую торговую марку через суд. Однако собираются делать это не торопясь, не только потому что опасаются неких «таинственных» политических сил, стоящих за Бойко, но и оттого, что проигрыш в суде может больно ударить по блоку Ющенко.

Для «наших» это грозит потерей не только электората, но и авторитета. Что-то выиграет Бойко, что-то — Тимошенко, а «Нашей Украине» придётся пересмотреть квоты с учётом того, что проходной список будет содержать гораздо меньше чем 80 строк.