UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В ВОЕННОМ ВЕДОМСТВЕ

Президент Украины Леонид Кучма издал в среду указ о назначении генерал-полковника Александра Зат...

Автор: Валентин Бадрак

Президент Украины Леонид Кучма издал в среду указ о назначении генерал-полковника Александра Затынайко командующим войсками Южного оперативного командования, освободив его от должности начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины - первого заместителя министра обороны. Другим указом Президент назначил на должность начальника Генштаба ВСУ генерал-полковника Владимира Шкидченко, освободив его от должности командующего войсками Южного оперативного командования.

Кроме того, Л.Кучма также подписал указ об освобождении генерала армии Валерия Губенко от должности генерального инспектора Генеральной военной инспекции при Президенте Украины в связи с переходом на другую работу. Другим указом на эту должность назначен генерал-полковник Василий Собков, который освобожден от должности заместителя министра обороны - командующего Сухопутными войсками Вооруженных Сил. Командующим Сухопутными войсками ВСУ своим указом Президент назначил генерал-полковника Петра Шуляка, освободив его от должности командующего войсками Западного оперативного командования. Командующим этой военной группировки назначен генерал-лейтенант Сергей Чернилевский, бывший первым заместителем командующего войсками Южного оперативного командования.

Руководство ВСУ

Трудно сказать, является ли Министерство обороны последним по счету ведомством в стране, высших эшелонов которого коснулись перемены. Еще только утихли страсти, вызванные сменой командующего Национальной гвардией Украины и заменой практически всех заместителей НГУ, затем председателя СБУ и львиной доли его замов, как произошла ротация руководящего состава Вооруженных Сил. И если назначения на должности генерального инспектора Генеральной военной инспекции при Президенте Украины, командующего Сухопутными войсками Вооруженных Сил или командующего войсками Западного оперативного командования не выглядят слишком необычными, то заполнение должности начальника Генштаба, которая за время нахождения на этом посту А.Затынайко приобрела более серьезный статус, станет толчком для рассуждений, ибо не происходит без причин. Несмотря на то, что министр обороны Украины генерал армии Александр Кузьмук чрезвычайно высоко охарактеризовал генерал-полковника Александра Затынайко, подчеркнув даже, что он «вывел работу Генерального штаба на качественно новый уровень», все же предложение ему возглавить Южное оперативное командование сродни предложению экс-председателю СБУ Владимиру Радченко возглавить Комитет по вопросам разведки при Президенте Украины. Впрочем, «назначения генералов никоим образом не связаны с какими-либо ошибками или просчетами в работе», подчеркнул руководитель украинского военного ведомства. Комментируя назначения, он отметил, что глава державы поддержал кандидатуры, предложенные коллегией Министерства обороны, которая, в свою очередь, рассматривала по несколько кандидатов на каждую из должностей. А.Кузьмук связывает необходимость подобной ротации исключительно с ходом выполнения Программы строительства и развития ВС Украины до 2005 года. Первый этап, по оценкам коллегии, выполнен неплохо, в чем немалая заслуга и А.Затынайко. Теперь же, по словам министра, необходимо «перераспределение усилий с учетом деловых качеств и приобретенного опыта». Ибо для следующего этапа, знаменующего переход «от теории к практике», на ключевых должностях необходимы люди именно с практическим опытом, которого экс-начальник ГШ объективно имел меньше, чем назначенный на его место генерал. А.Кузьмук не исключил, что это не последние кадровые изменения в военном ведомстве, правда, заметив при этом, что теперь они будут носить более частный характер.

Интересно, что практически никто не связывает смену начальника Генштаба с внутриполитическими вопросами страны, в отличие от кадровых изменений, потрясших другие силовые структуры. Например, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков уверен, что никакой политики в таких перестановках нет. Такого же мнения и руководитель группы военных экспертов Украинского центра экономических и политических исследований генерал Вадим Гречанинов, бывший в 1994-96 гг. помощником Президента Украины по военным вопросам. «А.Затынайко, к сожалению, не прошел всех должностных ступеней до назначения, кроме того, он не имел опыта штабной работы, поэтому, несмотря на старания и честность, ему было трудно на этой должности. Приход же в Генштаб Владимира Шкидченко, который уже был первым замом начальника ГШ, безусловно, решение верное», - отметил военный эксперт. Действительно, кандидатура генерал-полковника В.Шкидченко на должность начальника ГШ рассматривалась ранее, теперь же, будучи в течение пяти лет командующим военной группировки, он и был наиболее вероятным претендентом. Кстати, такой ход, возможно, направлен на решение еще одного вопроса - введение начальника ГШ ВСУ в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины, чего желал бы нынешний министр. А.Кузьмук признался, что несколько раз предлагал решить этот щекотливый вопрос Владимиру Горбулину. Владимир Павлович в свою очередь высказался, что если бы военное ведомство возглавлял невоенный министр, то можно было бы серьезно рассматривать этот вопрос, сегодня же «в СНБОУ и так слишком много представителей силовых структур». Просто, может быть, он против того, чтобы по своему влиянию Совет напоминал подобную структуру в соседней Турции, которая своим решением меняет высших руководителей державы, если их пребывание на постах приносит мало пользы государству? С другой стороны, секретарь СНБОУ, объявив, что ему нужен еще один, четвертый заместитель, который будет заниматься военно-техническими вопросами, не обсуждал возможную кандидатуру с руководителем военного ведомства (по признанию А.Кузьмука), из чего можно сделать вывод, что он не слишком жаждет видеть на этой должности военного (хотя трудно предположить, что с решением военно-технических вопросов гражданская особа управится лучше). Что ж, являются ли перестановки усилением позиций военных, мы, очевидно, сможем убедиться несколько позже.

Кризис и армия

Надо отдать должное военному ведомству, оно наиболее яростно сражается с кризисом и недостатком финансирования. Первостепенной задачей при выполнении упомянутой Программы строительства и развития ВСУ до 2005 года высшее военное руководство видит продолжение планомерного сокращения. Так, указ Президента о проведении осеннего призыва, подписанный вместе с кадровым, гласит, что в ряды ВСУ будут призваны около 35 тыс. человек, в отличие от 80-100 тыс, которых призывали ранее. По свидетельству министра, это «уровень разумной достаточности исходя из возможностей государства в 1999 году», цифра же родилась путем тщательных подсчетов. Личным составом полностью будут укомплектованы в первую очередь боевые части.

Но это еще не все - в ближайшее время со стороны Минобороны Верховной Раде будет предложено утвердить новый состав ВСУ - на 31 декабря будущего года 310 тыс. военнослужащих и 90 тыс. служащих против 320 тыс. военнослужащих и 100 тыс. служащих, утвержденного количества на 31 декабря текущего года. Это позволит, по мнению министра, решить социальные вопросы и при этом решать вопросы боевой готовности и обеспечения войск. Такая цифра окончательная для Украины, считают в оборонном министерстве, она скорее лишь отражает возможности государства на будущий год. Программой же предусматривается возможность содержания 350-тысячной армии.

Не менее серьезными видятся шаги Минобороны по поиску внебюджетных средств: Главное управление экономики оборонного ведомства на основании утвержденной Президентом Концепции хозяйственной деятельности ВСУ подготовило предложения по использованию собственного потенциала для оказания платных услуг государству. Например, имеющиеся в оборонном ведомстве 242 предприятия (из которых только ремонтных заводов более 30) в ближайшее время будут инвентаризованы с целью выявления наименее перспективных, которые, скорее всего, будут просто реализованы. Такой нетрадиционный шаг позволит часть денег задействовать на решение текущих проблем и на создание широкой сети новых перспективных предприятий, которые не только дадут средства для военных, но и, как предполагают, решат нависшую проблему социального обеспечения офицеров, попадающих под сокращение. Кстати, по словам А.Кузьмука, такой опыт уже есть - «Украинская авиатранспортная компания» и «Укроборонресурс» уже дают прибыль. То есть, речь идет лишь о том, чтобы военное ведомство освободилось от посредников и вело свое хозяйство самостоятельно, считают в Минобороны.

Вооружение и техника

Вооружение и техника поступают в ВСУ ежегодно, настаивает военный министр. «Вопрос лишь в том, удовлетворяет ли нас количество поступаемой техники. Конечно, нет». Пожалуй, эти слова А.Кузьмука ясно отражают сложившуюся с вооружением ситуацию. Весьма существенной возможностью для украинской армии является тот факт, что на ее вооружении сегодня еще состоят такие виды техники, которые представляют значительный интерес для многих армий. А реализация на мировом рынке такой техники, которая в связи с сокращением численности становится лишней и является дополнительной возможностью для вооружения армии в условиях, когда государство не может позволить родной армии иметь отечественные Т-84, признаваемые по тактико-техническим характеристикам сегодня одними из лучших машин в мире, или военно-транспортные Ан-70. Хотя Г.Крючков пообещал, что одним из первых законопроектов, которые Комитет предложит на рассмотрение, будет касаться госзаказа на военную технику, что устранит ненормальное явление, когда иностранные государства за счет Украины обновляют свои танковые парки, а в свою армию машины попасть не могут.

Но дела обстоят не совсем уж плохо: хоть предусмотренных бюджетом на вооружение и технику денег военное ведомство не получило, оно по-своему начало решать проблему - вкладывать деньги, вырученные от продажи старой техники, в приобретение новой. Так, за вырученные в текущем году 46 млн. грн. приобретены зенитно-ракетные комплексы, спецтехника и автомобили. Впервые заложено для резерва 400 тыс. комплектов обмундирования. Не много, но начало милитаризации военных положено. Жаль, правда, что реализовано в четыре раза меньше, чем запланировано: согласно планов на текущий год, Министерство обороны должно было получить 230 млн. грн. за различные виды аренды, услуги и реализацию имущества, в том числе и военной техники.

К сожалению, обещанные в конце прошлого года штурмовики Су-25 так и не попали в ВСУ из Грузии. Не были закуплены и отечественные танки, хотя, как говорят специалисты, и имеющихся пока вполне достаточно. Несколько лет простаивает заказ по достройке в интересах Украины крейсера «Украина», который мог бы стать не только украшением отечественных ВМС, но и реальным свидетельством боевой мощи. По оценкам николаевских кораблестроителей, на настоящий момент крейсер построен на 90%, а для его достройки требуется около 50 млн. долл. Примеров немало...

К счастью, не стоят на месте наши разработчики: в текущем году на вооружение принята автоматическая малокалиберная пушка, прошли испытания новой станции радиотехнической разведки, которая до конца года тоже будет принята на вооружение. Готовится к испытаниям новейшая станция радиоэлектронной борьбы. Не говоря уже о всем известных танках и самолетах. Так что вооружаться есть чем. И есть надежда, что Украина понемногу отвыкнет от разоружения за чужой счет, вооружаться то ведь придется за свой.