UA / RU
Поддержать ZN.ua

Большие-маленькие проблемы еврорегионов

Высокими словами о европейском выборе не вымостить путь, по которому Украине двигаться в Европу. И легче этот путь может сделать эффективное трансграничное сотрудничество...

Автор: Светлана Исаченко

Высокими словами о европейском выборе не вымостить путь, по которому Украине двигаться в Европу. И легче этот путь может сделать эффективное трансграничное сотрудничество. Тем более что и Европейский Союз делает ставку на сотрудничество именно регионов и пограничных областей. Напомним: в Украине есть шесть еврорегионов. Но пока что — это малорезультативный инструмент формирования единого европейского пространства, который срочно следует налаживать. В частности, из-за политики зеркального сотрудничества с уездами и воеводствами по ту сторону границы.

Чтобы сдвинуть эту проблему с места и сделать трансграничное сотрудничество эффективным, на этом пути нужно решить проблему номер один — отладить инфраструктуру границы. Застряв иногда на уровне семидесятых годов, она не выдерживает критики: из имеющихся 357 пунктов пропуска функционируют 215. Из них 40 — на западной границе, что не обеспечивает даже той их плотности, которую диктуют евростандарты. (Этой проблеме, кстати, было посвящено недавнее президентское совещание в Черновцах с руководителями приграничных областей, граничащих с Евросоюзом, МИД, пограничной и таможенной службы.)

Например, в Буковине семь пунктов пропуска на украинско-румынской границе. Два из них международные и находятся на балансе Гостаможслужбы. Остальные — с непонятным статусом и источниками финансирования, поскольку соответствующее постановление Кабмина так и не определило государственного органа, который за них отвечает. «Мы готовы профинансировать этот вопрос для государства за счет частных инвестиций, но нужно согласовать интересы всех заинтересованных сторон», — предлагает председатель Черновицкой облгосадминистрации Владимир Кулиш, не отметив, однако, чего именно благотворители хотят взамен от государства.

Хотя и с международными пунктами пропуска, являющимися лицом Украины, не все просто. Наше «Порубное» требует для реконструкции 30 млн. грн. Его же зеркальный двойник — румынский «Сирет» — недавно получил 6 млн. евро от ЕС. Между прочим, румыны и нам предлагали такие же деньги, не свои — Евросоюза(!). Но в Украине якобы не было механизма их привлечения.

Кстати, за последних шесть лет Европейский Союз выделил Украине 560 млн. евро. Из них использовали только половину. Это самый плохой показатель среди постсоветских стран. «Европа достаточно щедра, поскольку понимает, что хороший сосед лучше хорошего родственника. Но мы не готовы к ее щедротам, мы не способны абсорбировать ее помощь», — сказал заместитель министра иностранных дел Украины Андрей Веселовский. И это при том, что деньги крайне нужны нашей стране...

Пограничники только завершают обработку комплексной программы развития госграницы, которая растянется вплоть до 2015 года, как и реформирование самой службы. «Что делать сейчас?» — спрашивают губернаторы, которые в своих областях имеют проблемы с работой пунктов пропуска. Например, пункт пропуска «Кучурган», что на Одесщине, рассчитан на пять тысяч человек и три тысячи машин, а проходят через него все 17 тысяч желающих пересечь границу и восемь тысяч авто.

С транспортными терминалами вообще что-то невероятное. Причем повсюду — в географическом и отраслевом смысле, на воздушных и водных трассах. «Сегодня таможенный контроль выпивает всю кровь и вытягивает жилы. При этом мы хотим продвигаться и завоевывать европейские рынки, являющиеся сутью нашего интереса в ЕС», — недавно откровенно констатировал Виктор Ющенко. Ни одного пункта пропуска нет на такой важной транспортной артерии, как Днестр, страна теряет свое влияние на судовой ход Дунай—Черное море. Великое множество проблем с сухопутной западной границей. На Закарпатье 200 км украинско-румынской границы обеспечены одним автомобильным пунктом пересечения, который располагается в арендованном помещении, и ни одного — на польской границе, даже пешеходного. Таможенная служба, которая должна об этом заботиться, молчит. «Львовские таможни задохнулись. Транспортные потоки затормозились, а с ними и бюджетные поступления», — говорит зам­пред Львовской ОГА Валерий Пятак.

«Если в 2004–2005 годах нагрузка на границу возрастала каждый год на 35%, то в прошлом году — только на 2%. Мощность действующих пропускных пунктов исчерпана. Возле них — восьмичасовые очереди. Граница превращается в барьер между Украиной и Польшей в частности и с Европейским Союзом — в общем, а затем в барьер экономического роста. Это не только финансовая потеря, но и падение имиджа страны, расцвет коррупции и контрабанды. Когда сравнили украинскую и польскую статистику за минувший год относительно экспортно-импортных операций, обнаружили разницу в два миллиарда долларов. Столько мы недополучили от товарооборота, который прошел через нашу область», — в свою очередь вторит ему волынский губернатор Владимир Бондарь.

Недополучает государство и от контрабанды. Сегодня контрабандой, подчеркивают эксперты, не занимается только ленивый. В особом фаворе у мелких контрабандистов сигареты и горючее, с которыми они умудряются пересекать границу по десять раз в день. О крупных никто уже и не вспоминал.

В конце концов надеемся, что Запад поможет нам расширить приграничную инфраструктуру. Не из филантропических побуждений: наша надежная граница — их крепкий покой. Но без дорог — это мертвый капитал. Дороги буквально разваливаются под транспортным массивом. Это проблема даже не сегодняшнего — вчерашнего дня. Как подчеркивают руководители областей, граничащих со странами Евросоюза, если срочно не обустроим нормальные пункты пересечения и дороги, весь грузопоток заберут на себя Беларусь, Румыния, Молдова, а мы останемся с голым статусом трансграничной страны и с пустыми разговорами о своем большом транзитном потенциале. Приграничные области своими силами расширять международные транспортные коридоры не способны. Нужна поддержка Киева. Не словами, а делами. Но, к сожалению, ее сегодня нет.