С поиском, а тем более с нахождением компромисса между сторонами, имеющими разные мнения по одному вопросу, у нас напряженка. И касается это не только высокой политики. Дефицит взаимопонимания, умения слушать и слышать друг друга проявляется на всех уровнях и во всех сферах жизни, включая хозяйственную. В текущей информации о реализации идеи Большой кольцевой автомобильной дороги (БКАД) вокруг Киева преобладают мажорные ноты. Внимаешь и радуешься, что все идет как должно, без сучка и задоринки. Все чин чином. Проведены необходимые согласования, на местах состоялись общественные слушания. Во избежание скандалов и лишних затрат будущую автотрассу направили в обход населенных пунктов и, по возможности, мимо распаеванной (читай — частной) земли.
В итоге Кабинет министров и Киевский областной совет утвердили генеральное направление прохождения БКАД. Эти решения открывают путь к самому строительству кольцевой дороги уже в нынешнем году. А поскольку для возведения мостового перехода через Днепр в районе г. Украинка потребуется, по мнению экспертов, не один год, то строительство этого объекта должно начаться одним из первых. Ведь время не терпит.
Тут-то и оказалось, что масштабный проект именно в этом месте вызвал острые и до сих пор не разрешенные противоречия. Местные власти г. Украинки при поддержке населения выступили против того, чтобы мощная автотрасса и мостовой переход через Днепр размещались в нескольких сотнях метров от их населенного пункта. Они требуют отдалить будущие объекты не менее чем на два километра от города. Требования мотивируются тем, что экология Украинки, и без того отягощенная деятельностью Трипольской ТЭС, ряда других предприятий, не выдержит дополнительной нагрузки. К тому же городу, который наметил масштабный проект создания «Украинки-2», предусматривающий строительство жилья, парковой зоны, туристической инфраструктуры, придется от всего этого отказаться, лишиться перспективы расширения и развития.
Дело дошло до референдума. 7 сентября в референдуме приняли участие 58,5 процента имеющих право голоса жителей Украинки. 94,2 процента участников плебисцита подтвердили свою поддержку в вопросе отдаления от города Украинки на расстояние не менее двух километров месторасположения Большой кольцевой автомобильной дороги вокруг Киева.
Ход конфликта, который длится уже около полутора лет, наплевательское отношение высших властей к позиции местного самоуправления и громады, можно проследить по отдельным фрагментам хроники событий. 13-я сессия Украинского горсовета поддерживает решение Обуховского райсовета о том, что проект прохождения автотрассы должен согласовываться с органами местного самоуправления и общинами. Тогда же направляются обращения в высшие, областные и районные инстанции с изложением позиции общины Украинки по поводу кольцевой дороги и требованиями рассмотрения иных вариантов прохождения трассы. 12 июля 2007 года 15-я сессия Украинского горсовета принимает решение не согласовывать предложенный проект прохождения кольцевой дороги поблизости Украинки-2.
А 14 сентября 2007 г. 14-я сессия Обуховского райсовета поддержала позицию общины Украинки по поводу неприятия проекта прохождения БКАД поблизости города, одобрив проект прохождения трассы через наносную станцию, канал и водозащитную дамбу… В конце лета горсовет Украинки заказывает в Украинском обществе защиты природы общественную экспертизу, чтобы узнать, как повлияет близкое размещение объектов БКАД на экологическое состояние города. Неутешительные выводы независимых экспертов (согласно их заключению, к выбросам Трипольской ТЭС добавятся составляющие выхлопных газов, максимальная концентрация двуокиси азота в городе превысит допустимую в два раза, а уровень шумов будет выше допустимого в 1,5—1,8 раза) подлили масла в огонь. С тех пор на сессиях горсовета, общественных сходах просматриваются иные настроения. 24 января 22-я сессия горсовета утверждает план мероприятий по борьбе против строительства БКАД вблизи Украинки.
Но «верхи» тоже поменяли подходы. Умолчание, отсутствие реакции на обращения сменились успокоительными заверениями, что проект — не догма, его еще можно изменить с учетом интересов. Поначалу в такого рода обещаниях фигурировало несколько вариантов прохождения автотрассы, некоторые из которых могли устроить Украинку. Когда же стало ясно, что из всех вариантов, судя по всему, остается один, — тот, который община не воспринимает, в ход пошли иные аргументы. Должностные лица стали заверять, что поправки в проект, отвечающие интересам жителей Украинки, можно внести позже. Более того, это обещание отражено в документах. Даже в выводе «О возможности прохождения трассы генерального направления Большой кольцевой автомобильной дороги г. Киева на территории Обуховского района», под которым поставлено множество печатей с подписями, сделана существенная оговорка: «место перехода через Днепр определить на стадии разработки технико-экономического обоснования (ТЭО)».
То есть вопрос, на каком отдалении от Украинки пройдет большая кольцевая автомобильная дорога, остается как бы открытым и до конца не согласованным с местными властями. Что не мешает должностным лицам, от которых зависит принятие окончательного решения, отдавать предпочтение тому варианту строительства, который не приемлют жители Украинки.
Ответ на вопрос: будет ли проведена корректировка направления спорного участка дороги с учетом высказанного на референдуме мнения жителей Украинки, корреспондент «ЗН» хотел получить во властных структурах, куда городские власти направили результаты проведенного референдума. В своем ответе на запрос пресс-служба Министерства транспорта и связи Украины, в частности, ссылается на... рабочую комиссию Киевской областной администрации по изучению вопросов экологического влияния на окружающую природную среду г.Украинки, которая приняла решение рассмотреть эту проблему после разработки технико-экономического обоснования проекта, в составе которого будет дана оценка влияния строительства автодороги на окружающую среду.
Ясность в том, что следует ожидать жителям отдельно взятого города от разрабатываемого ТЭО, на которое «кивают» во всех инстанциях, внес генеральный директор «Союзтранспроекта», представляющий проектантов и подрядчиков на проектирование БКАД Валерий Палий. По его словам, подготовительные работы по ТЭО еще не завершены, но находятся в той стадии, когда с размещением объектов все более-менее ясно. Проектантам предоставлен «коридор», в границах которого можно было вносить коррективы. Работа над экономическим обоснованием подтвердила, что наиболее оптимальный вариант только один — тот, против которого и выступили жители Украинки. Валерий Яковлевич заверил, что при этом варианте не будет снесено ни одно здание, а влияние автотрассы на город будет уменьшено установкой специальных шумозащитных экранов.
В недавно опубликованной в одной из местных газет статье председатель Киевской ОГА Вера Ульянченко обнадежила несогласных с размещением объектов БКАД, сообщив, что не исключает небольших корректировок направления прохождения автотрассы даже на этапе реализации проекта в интересах той или иной общины. Подумалось: если так, то, может, напрасны волнения жителей Украинки, проведение референдума вкупе с акциями протеста? В интервью корреспонденту «ЗН» Вера Ивановна внесла ясность. Оказывается, ее слова касаются других населенных пунктов: «Корректировки будут осуществляться только там, где они действительно необходимы, например, если автотрасса будет проходить по частным землям». А что касается места расположения мостового перехода через Днепр в районе Украинки, то, по словам Веры Ульянченко, тут альтернативы нет — построить пост можно только в том месте, которое определили проектанты. По мнению главы Киевской ОГА, оснований для проведения громких акций не было и нет. Поскольку будущая автотрасса и ее объекты пройдут около Украинки, но не пересекут границ города. Все нормативы соблюдены. Что касается референдума, то, по мнению Веры Ивановны, для его проведения «нет законных оснований, это собственная инициатива городской власти Украинки, в частности ее мэра».
Городского голову Украинки Павла Козырева возмущает откровенно пренебрежительное отношение высших чиновников к прошедшему в городе референдуму. Он недоумевает: разве чиновникам не важно знать мнение людей? Тогда зачем они так охотно проводят общественные слушания? Не потому ли, что их, в отличие от референдумов, легко фальсифицировать? Что касается городской власти, то она провела плебисцит, так как хотела узнать мнение не отдельных жителей, а всей громады. Теперь оно известно всем, и его будут защищать, несмотря ни на что. Власти города полагают, что в прохождении кольцевой дороги есть альтернатива, и вовсе не обязательно при ее строительстве набрасывать удавку на Украинку.
Нетрудно заметить, что организаторы проектирования и строительства БКАД не очень перенасыщали волнующуюся Украинку достоверной информацией, оттягивали сообщения об уже фактически принятых решениях. Выражаясь военным языком, дело продвигалось методом блиц-крига, когда вместо того, чтобы работать с людьми, искать компромиссы, проблему попросту «переехали» асфальтоукатчиком и… двинулись дальше. Так кто у нас демократическая власть?