UA / RU
Поддержать ZN.ua

«БОЕВОЕ СОДРУЖЕСТВО-2000». ШАГ В НЕИЗВЕСТНОСТЬ

Август стал месяцем реального потепления в военных отношениях Киева и Москвы. В течение одного только месяца украинские самолеты дважды принимали участие в учениях на территории России...

Автор: Валентин Бадрак

Август стал месяцем реального потепления в военных отношениях Киева и Москвы. В течение одного только месяца украинские самолеты дважды принимали участие в учениях на территории России. Дважды украинским военным приходилось что-то делать впервые — над Баренцевым морем за день до трагедии подлодки «Курск» тяжелые бомбардировщики дальней авиации впервые за годы независимости Украины провели реальные пуски ракет, а на полигоне Ашулук для войск ПВО Украина впервые приняла участие в коалиционных учениях СНГ — факт весьма примечательный, учитывая, что во время маневров были апробированы новые тактические приемы с учетом уроков военных кампаний в Ираке и Югославии. То есть, совершенствуя боевое мастерство, украинские военные отработали и действия против сил альянса. На всякий случай...

ПРАГМАТИЗМ ВОЕННЫХ

В текущем году коалиционные учения «Боевое содружество» проводились с размахом. Российскому военному министру Игорю Сергееву, председательствовавшему на маневрах, было чем гордиться: если в 1998 году, когда учения проводились впервые, было всего четыре участника, а в прошлом — пять, то нынче пострелять по воздушным целям собрались военные семи государств Содружества. И российский маршал не скрывал, что среди наиболее весомых приобретений — участие Киева.

Как стало понятно из интерпретации учений И.Сергеевым, Украина является участником коалиционной группировки ПВО (ОС ПВО СНГ). При этом журналистам сообщили, что органы управления Объединенной системы ПВО стали работать намного лучше, чем раньше. А замечание украинского военного министра Александра Кузьмука о том, что Украина сотрудничает на двусторонней основе и не состоит в коалиционной группировке ОС ПВО СНГ, было замечено лишь телеканалом НТВ.

Если говорить о технической стороне дела, то стрельбы на российских полигонах, безусловно, полезны. Не говоря уже о том, что украинским военным нелегко выкроить средства на боевую подготовку. Киев давно присматривался к учениям на полигоне Ашулук. Уже в прошлом году А.Кузьмук посетил учения в качестве наблюдателя, где неожиданно заметил, что «задачи ПВО стран СНГ могут быть выполнены лишь совместными усилиями». Однако украинский министр при этом добавил, что «участие украинских подразделений в следующих учениях — это вопрос политический и его решение не зависит от главы военного ведомства». То есть «добро» «посотрудничать» с Россией давалось на самом верхнем уровне.

Отдавая должное украинским летчикам, нужно сказать: они отработали ракетами «воздух- воздух» безупречно. И говоря о высоком уровне уважения к украинским военным со стороны коллег из государств СНГ, А.Кузьмук ни на йоту не преувеличивал.

Стоит добавить, что прагматизм украинского генералитета распространяется не только на использование на выгодных условиях российских полигонов (хотя после трагедии в Броварах этот вопрос весьма актуален), — Киев стоит на пороге принятия важного решения по поводу партнерства на будущие десяток — полтора лет в проведении модернизации техники и создании новых видов вооружений. В этом смысле позиция РФ немаловажна, учитывая, что главные разработчики большей части вооружений ВСУ находятся именно в России. «Россия уважает украинское видение дальнейшего развития вооружений и военной техники, и по многим направлениям в создании новых видов оружия у нас сохранился одинаковый подход. Во время учений на полигоне Ашулук мы проводили с российской стороной консультации по этому вопросу. В Украине есть научная база, на сегодняшний день сохранены связи между научными учреждениями и конструкторскими бюро двух государств, заводами- производителями военной продукции, что дает нам уникальную возможность решать, в частности, проблемы модернизации техники», — вот что ответил автору глава украинского оборонного ведомства. То есть ставки на Россию, во всяком случае у украинских генералов, немалы.

ПРАГМАТИЗМ ПОЛИТИКОВ

На самом деле в отношениях военных Москвы и Киева всегда сквозит большая политика. Например, еще до создания собственного полигона в акватории Черного моря украинским военным было предложено использовать Ашулук. Но реально для этого Киеву в феврале 1995 г. пришлось присоединиться к Соглашению об Объединенной системе ПВО СНГ, что предусматривало в том числе и совместный ответ на воздушную агрессию. Однако несколько позже, чтобы не вызвать недоумения на Западе, в Киеве начали говорить о том, что Украина сотрудничает в области ПВО лишь на двусторонней основе и участвует в учениях коалиции только в качестве наблюдателя.

Неудивительно, что Россия, которую беспокоит растущее сотрудничество Киева с НАТО, в этой ситуации стремится использовать военно-технический фактор для того, чтобы как можно сильнее привязать к себе соседа.

Такие действия распространяются не на одну Украину. В этом году Москва передала Астане ЗРК С-300П для прикрытия казахских воздушных границ. Имеют место и активные попытки навязать военную помощь Узбекистану, хотя Ташкент уже не строит амбициозных планов, связанных с участием в ненавистном Москве ГУУАМе.

Легкая наживка была запущена Москвой и во время последних учений «Боевое содружество»: министр обороны России вдруг заявил, что мечта российских военных — вооружить всех участников Объединенной системы противовоздушной обороны СНГ новейшими комплексами ПВО С-400.

Не менее интересно и мнение главкома ВВС РФ Анатолия Корнукова. Он сказал автору, что Россия и Украина объединены в вопросах производства вооружений, поэтому ныне «есть серьезные перспективы для создания совместных образцов боевой авиации, средств противовоздушной обороны и других вооружений». Более того, Россия заинтересована в существовании единой в пределах стран СНГ программы вооружений и единого оборонного заказа, и нет никаких преград для того, чтобы оборонные предприятия Украины стали членом международного консорциума «Оборонительные системы» (созданного Россией вместе с Беларусью для разработок новейших образцов противовоздушной обороны).

Что ж, Киев сделал шаг. Запад пока наблюдает... Москва готовит новые заманчивые предложения?