Первый бой
Украина воюет в Ираке. За 2,5 километра от базового лагеря 52-го батальона в Эс-Сувейре под покровом темноты боевики поджидали именно наших ребят. Несмотря на священный мусульманский месяц Рамадан. Когда на патруль устраивается засада по классическим правилам партизанской войны, как-то язык не поворачивается говорить о миротворчестве. Два из трех радиоуправляемых фугасов на основе артиллерийских снарядов большой мощности подорвали прямо под первым из двух БТРов, третий разорвался между двумя бронемашинами. Сразу после этого - интенсивный обстрел не меньше, чем из четырех гранатометов РПГ-7 и стрелкового оружия. Позиции боевиков находились под прикрытием нежилых брошенных строений, огонь открыли только с одной стороны дороги с расстояния до 100 метров. Завязался короткий (5-7 минут), но интенсивный бой. Украинские солдаты открыли ответный огонь, расстреляв более 300 боеприпасов, но все в белый свет, как в копейку - в темноте, не обнаружив позиций противника и не выходя из БТР, эффективность огня минимальна. Боевики растворились в темноте так же незаметно, как и прибыли на позиции. Во всяком случае никаких следов огневого поражения противника на месте засады обнаружено не было. Вместо этого после прочесывания местности нашли самые современные приборы ночного видения на нескольких брошенных боевиками стволах: и то и другое - российского производства.
Резервная группа прибыла через 10, санитарный американский вертолет - через 18 минут после начала боя. Его результат - семеро раненых и контуженых украинских солдат из 52-го батальона 5-й бригады: майор Сергей Гусак, капитан Александр Рошевский, старший сержант Александр Белей, сержант Анатолий Левченко, старшины Александр Шохин, Сергей Пузырь и рядовой Юрий Бачурин. Такие значительные потери, почти половина личного состава всего патруля - результат трех прямых попаданий в первый БТР: артиллерийские фугасы и кумулятивные гранаты от РПГ-7. Трех тяжелораненых - майора Гусака, старшего сержанта Белея и сержанта Левченко - будут лечить в американском военном госпитале Ландштуль (Германия), остальные, по данным МО, продолжат лечение в санчасти своего подразделения и вскоре должны стать в строй.
Солдаты остались живы только благодаря выполнению инструкций по безопасности - во время патрулирования в темное время суток личный состав должен находиться под прикрытием брони БТРов. После подобных атак с применением таких средств огневого поражения экипажей американских военных джипов «Хамви», как правило, без жертв не обходится. «На первый взгляд нет никаких признаков того, что были нарушены меры безопасности. Но остается множество вопросов, которые требуют дополнительного изучения, относительно тактики поведения и дополнительной разведки», - подытожил первое реальное боестолкновение украинцев в Ираке министр обороны Евгений Марчук.
Фалуджа для украинцев?
Городок Эс-Сувейра в 60 километрах на юго-восток от Багдада с самого начала миссии не сулил нашим солдатам ничего хорошего. Именно здесь они впервые открыли предупредительный огонь в воздух, отгоняя местных от охраняемых складов с оружием. Именно здесь под Эс-Сувейрой впервые сработал фугас возле нашего БТР, после чего и последовал приказ о ночном патрулировании только внутри бронемашин. Но поначалу проблемой были в основном криминальные банды. «Как только американцы проводят проверки и зачистки в самом Багдаде, оттуда криминальные элементы перебираются в Эс-Сувейру. Там, кстати, находятся два больших склада с боеприпасами бывшей иракской армии. Один охраняем мы, другой - иракские полицейские», - говорил еще два месяца тому назад генерал-майор Анатолий Собора, заместитель командующего всей многонациональной дивизии «Центр-ЮГ».
Честно говоря, очень не хотелось бы, чтобы Эс-Сувейра стала для нашей бригады тем, чем стала Эль-Фалуджа для американцев - центром вооруженного сопротивления. Во всяком случае, теперь в зоне ответственности 5-й бригады в провинции Васит, когда-то считавшейся самой безопасной в Ираке, у нас есть конкретный противник - хорошо организованная и прекрасно вооруженная группа боевиков, по оценкам военных, численностью до 10 человек. Причем местная власть от нее всячески открещивается, уверяет, что это не иракцы, а «залетные» боевики из-за кордона планировавшие многоразовые акции.
Сегодняшний Ирак с его прозрачными границами, растущим недовольством оккупацией, огромным количеством оружия и обилием потенциальных целей легко превратился в террористический рай. Один только понедельник 27 октября, первый день мусульманского поста Рамадана, «подарил» иракцам и войскам коалиции рекордное количество жертв - 57 погибших после серии атак, проведенных террористами-шахидами в Багдаде. Международные миссии бегут из Ирака, опасаясь за свою безопасность. 30 октября американское командование признало потерю в городе Балада суперсовременного танка М1 «Абрамс», в результате подрыва которого погибло двое военнослужащих. Количество американских военных, погибших после партизанских атак в Ираке (116), уже превысило число убитых на поле боя (115) во время активной военной фазы, финал которой президент США объявил еще 1 мая. Это без учета «небоевых» и потерь всех войск коалиции. В Ираке идет полномасштабная партизанская война, причем коалиция и новая иракская власть получили целый букет реальных врагов: от одиночек шахидов-бомбистов, словно сходящих с невидимого конвейера «Аль-Каиды» и «Ансар Аль-Ислами», до глубоко законспирированных, организованных вооруженных групп, состоящих не только из сторонников Саддама, но и из родственников погибших иракцев.
Миротворчество или оккупация?
Два десятка автоматчиков охраняют багдадский особняк Движения конституционных монархистов, которое возглавляет шериф Али Бен Хусейн, племянник последнего короля Ирака из династии Хашимитов Фейсала, свергнутого и убитого в июле 1958 года. «Голубая кровь» наследника престола сразу бросается в глаза: королевская осанка, изысканные манеры, великолепный английский от лучших западных университетов. «Я лично предупреждал американцев и коалицию еще до войны, что они не могут быть жандармами в Ираке. Они не должны были вмешиваться в вопросы безопасности. Американские войска с обысками на улицах словно магнитом притягивают каждого, кто захочет на них напасть. Эти люди не столько хотят вернуть старый режим, сколько защищают свои интересы, поскольку коалиция избрала тактику преследования деятелей бывшего режима: арестовывает их, выкидывает с работы, лишает должностей. Американцы создали социальную базу для пополнения рядов недовольных, которые готовы защищать свои интересы. Экстремистские исламские движения со всего региона переполняют Ирак, поскольку американцы стали легкой мишенью. Но еще более опасно то, что разрастаются местные радикальные движения, состоящие из самих иракцев, ведь они считают, что страна оккупирована и надо бороться с оккупантами. И, наконец, отношение американских военных к местному населению выливается в серьезное неприятие со стороны самих иракцев. Несколько сот гражданских были случайно убиты американскими военными. Множество иракцев просто жаждут мести».
Какая же из названных наследником иракского престола сил организовала засаду на украинских солдат? Ведь до сих пор 5-й бригаде удавалось находить общий язык с местным населением. В любом случае первый бой с реальным противником показал всю призрачность миротворчества в стране, где оккупантами считают уже не только тех, кто начал войну.