UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕЗ ПЯТИ МИНУТ КАНДИДАТ

Виктору Януковичу продолжает везти. Одобрение Верховной Радой новой программы его правительства сделало премьер-министра самым защищенным политиком в ближайшие 12 месяцев...

Автор: Егор Соболев

Виктору Януковичу продолжает везти. Одобрение Верховной Радой новой программы его правительства сделало премьер-министра самым защищенным политиком в ближайшие 12 месяцев. Статус неприкасаемого существенно повысил его и без того хорошие шансы стать кандидатом правящей коалиции на осенних выборах президента. Главный вопрос для Януковича теперь состоит в том, как их выиграть у Виктора Ющенко. Судя по программе, глава правительства видит ответ в ставке на популистские шаги с замораживанием необходимых реформ.

Янукович все больше выглядит баловнем судьбы. Возглавив Кабинет министров благодаря стремлению Леонида Кучмы укрепить ненадежную коалицию, Янукович сумел удержаться в премьерском кресле во многом в связи с рекордным экономическим ростом, который в большей степени был обусловлен благоприятной конъюнктурой для экспорта, чем удачными действиями правительства. Во вторник же парламентское большинство проголосовало за одобрение его программы не потому, что желало гарантировать премьеру годичную неприкосновенность, а ввиду необходимости получить голоса его фракции при рассмотрении на следующей неделе поправок к Конституции, призванных ослабить следующего президента.

Взаимное недоверие партнеров по коалиции — вот главная причина того, что программа правительства была одобрена за месяц до окончания иммунитета, гарантированного прошлогодней программой, которая также получила поддержку Рады. Янукович опасался, что после изменения Конституции «Трудовая Украина» или Социал-демократическая партия (объединенная) инициируют его замену. По информации изнутри этих сил, никто из них не готовил атаку на апрель. Но желание Виктора Пинчука видеть в премьерском кресле Сергея Тигипко — как и стремление Виктора Медведчука поставить это кресло в зависимость от СДПУ(о) — таит постоянную угрозу для Януковича. Понимая, что 67 голосов его фракции «Регионы Украины» после одобрения поправок к Конституции упадут в цене, Янукович решил обменять их на новый годичный мандат доверия парламента.

Сделка выгодна и для СДПУ(о) с «Трудовой Украиной» — для них ослабление власти будущего президента сейчас важнее, чем пост главы правительства. Янукович, по идее, теперь лично заинтересован в изменении Конституции. Поправки, которые могут получить окончательное одобрение на следующей неделе, освобождают премьер-министра от необходимости слагать полномочия перед новоизбранным президентом. Для Януковича это значит, что даже проигрыш президентских выборов не лишает его возможностей побороться за место под солнцем. Как минимум четыре месяца после выборов он будет главой правительства с правом менять губернаторов и блокировать смену министров.

Теперь исключительное значение для Януковича приобретает отношение к нему Леонида Кучмы. После одобрения Радой правительственной программы только нынешний Президент сохранил право сменить премьера до выборов. Кучма уже дал публичное обещание не трогать Януковича. Его выполнение зависит от того, что в итоге он решит в отношении себя самого. Если Кучма действительно больше не будет играть главные роли, тогда Янукович может спать спокойно. Точнее, сконцентрироваться на борьбе за победу на выборах.

В том, что он будет участвовать в них, сомнений после вторника должно остаться очень мало. Теперь можно прогнозировать, что Янукович сбережет свой самый высокий рейтинг среди потенциальных кандидатов от коалиции. Статус главы правительства, который социологи считают ключевой составляющей его рейтинга, ему фактически гарантирован. Это же дает Януковичу возможность сохранить контроль над самой крупной фракцией большинства. На запланированных в апреле переговорах коалиции о выдвижении общего кандидата на выборы «Регионы Украины» будут отстаивать своего крестного отца.

Разумеется, переговоры будут очень трудными. Голосование за сокращение президентских полномочий — это только задаток суммы, которую лидер Партии регионов должен заплатить остальным участникам коалиции за его поддержку. Чтобы быть выдвинутым и получить настоящую поддержку, Янукович должен будет удовлетворить до- и пообещать удовлетворить послевыборные аппетиты и амбиции членов коалиции.

Другого пути у него нет. Получив неприкосновенность как премьер, Янукович остается уязвимым как кандидат в президенты. Один из представителей СДПУ(о) сравнил его со стартовавшей ракетой, у которой отсоединили только первую ступень, что совсем не гарантирует успешный выход на орбиту. Если кто-либо из ключевых членов коалиции решит выйти из игры, это станет политическим фиаско в первую очередь Януковича. Без статуса единого кандидата от власти ему будет архисложно претендовать на победу на выборах.

К тому же в случае изменения Конституции наличие большинства в парламенте становится самоцелью вне зависимости от результата выборов. Контроль над Радой гарантирует правительственные портфели, доступ к приватизации и решающее влияние на государственную политику даже при враждебно настроенном президенте. Поэтому Януковичу очень выгодна предложенная Медведчуком идея сохранения коалиции в нынешнем виде до парламентских выборов-2006. Ее развал сразу поставит под сомнение его будущее в правительстве. При таком сценарии Януковича может уволить еще нынешний Президент, который утратит мотивы защищать лишенного большинства премьера. Или он будет отставлен по истечении года, который начался во вторник. Теоретически после изменения Конституции враги премьера могут даже не ждать марта 2005-го. Они вправе поставить перед Конституционным судом вопрос о легитимности существования Кабинета министров, назначенного по старой Конституции.

В этом смысле на руку Януковичу играет стена, вырастающая между участниками провластной коалиции и Ющенко. Лидер президентских рейтингов перестал видеть внутри большинства возможных партнеров, как это было в предыдущие годы. Его нежелание вступать с ними в диалог их отпугивает. Не связанная общей идеологией коалиция остается очень непрочным союзом, раздираемым серьезными противоречиями. Во вторник это подтвердил глава политисполкома «Трудовой Украины» Андрей Деркач, не голосовавший за правительственную программу. Но, как заметил один из ключевых членов коалиции, наличие общего врага заставляет ее участников забыть о политическом соперничестве и войнах в бизнесе. Зависимый Янукович представляется им меньшей опасностью, чем Ющенко с его предвыборным лозунгом об очищении власти. Это дополнительный аргумент в пользу выдвижения премьера единым кандидатом от коалиции.

Высокие шансы Януковича получить поддержку коалиции на выборах сулят ему медиа, деньги и людей, но не победу. Настроения избирателей остаются его проблемой. В большинстве моделей социологов пока он уступает Ющенко во втором туре. Предстоящая кампания может изменить расстановку сил скорее в пользу лидера «Нашей Украины», на голову превосходящего конкурента в навыках публичного политика. Единственное оружие, которое есть у Януковича в отличие от находящегося в оппозиции Ющенко, — это возможность принимать решения, способные вызвать поддержку людей.

Одобренная программа не дает однозначного ответа на вопрос, удастся ли премьеру убедить население в своей последовательности, эффективности и ответственности. Предвыборные планы его правительства во многом повторяют действия кабинета Валерия Пустовойтенко во время второй кампании Кучмы. Янукович хочет сделать ставку на наполнение бюджета, чтобы привлечь избирателя повышением их достатка. Согласно установленным целям правительства, в течение года зарплаты бюджетников должны вырасти на 25%. В том числе с сентября (за два месяца до первого тура) с 205 до 237 гривен должна увеличиться минимальная заработная плата. Программа обещает двукратное увеличение стипендий и прибавку к помощи при рождении ребенка. Кроме того, она ставит целью обязать действующие предприятия до конца года выплатить работникам долги по заработной плате.

Опыт 2003 года показывает, что такие планы достижимы. Быстрый рост экономики вместе с жестким администрированием налогов и продажей крупнейших государственных предприятий позволил перевыполнить бюджет. В этом году у Кабмина есть все возможности выручить еще больше денег от приватизации, в которой заинтересован поддерживающий его бизнес, и повысить задания налоговикам. Точно так же вероятны высокие темпы экономического роста, которые правительство прогнозирует в 9,5%. Независимая оценка Международного центра перспективных исследований близка к этому. МЦПД ожидает 10%, основываясь на сохранении хороших цен на экспорт и росте внутреннего потребления, который кампания должна подстегнуть.

Но насколько это убедит избирателей? Прошлогодний 23-процентный рост официальных доходов населения дал несопоставимо мало очков лидерам коалиции, включая Януковича, чей рейтинг фактически не растет с мая. Фонд «Демократические инициативы» в конце прошлого года обнаружил парадокс: заявив о существенном росте реальных доходов за год, респонденты продемонстрировали минимальное улучшение уровня доверия к правительству. Это говорит о том, что прибавки к зарплатам и пенсиям для населения недостаточный мотив менять в целом негативное отношение к власти.

Кроме популистских, других планов в программе правительства нет. Ключевую для экономики проблему свободы предпринимательства предлагается решить переходом к регистрации в «едином окне». Это полезная, но недостаточная мера, которая к тому же предусматривалась еще предыдущей программой Януковича, но не была выполнена. Среди мероприятий, призванных ограничить экономическую концентрацию и власть монополий, самым ярким является обязательство ввести практику общественных слушаний при установлении цен монополистами. Завершение переговоров о вступлении в ВТО, получение статуса страны с рыночной экономикой в США и ЕС и начало использования трубопровода Одесса—Броды, которые предусмотрены программой, безусловно, важные цели. Но эффект от их достижения долгосрочен, поэтому население вряд ли оценит его до выборов, даже если правительство сумеет решить эти задачи.

Программа ничего не говорит о важнейших для страны реформах судебной системы, правоохранительных органов, защите свободы слова. Степан Гавриш, вероятно, пошутил, сравнив правительственный план с программой Лешека Бальцеровича. С точки зрения реформ эта программа Януковича является шагом назад даже в сравнении с его прошлогодней программой, которую критиковали за декларативность и противоречивость. Правительство не намерено заниматься введением адресной помощи, что могло бы повысить качество бюджетных расходов. Оно не ставит целью снижение числа и ставок сборов с заработной платы — главного тормоза детенизации экономики. Программа не предусматривает реформирование системы расчетов за уголь, которым пытались заниматься изгнанные из правительства Виталий Гайдук и Сергей Ермилов. И она фактически откладывает неотложную реформу жилищно-коммунальной системы, за которую не взялось ни одно из украинских правительств, от чего страдают жители даже Печерского района города Киева.

Единственная реформа, которую можно увидеть в программе, — это продвигаемые Евгением Марчуком сокращение и реорганизация армии. Хотя в целом этот процесс можно приветствовать, качество его исполнения и недовольство увольняемых военных могут плохо отразиться на уровне поддержки Януковича на выборах. Окружение премьера говорит, что не вошедшая в программу идея объявления налоговой амнистии нелегальным капиталам остается в силе. Если Кабмин на нее решится, это может принести ему очки. Так же, как и запланированные Георгием Кирпой дальнейший ремонт дорог и строительство вокзалов. Вопрос в том — сколько?