UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕЗ ПОДДЕРЖКИ ОБЩЕСТВА РЕФОРМЫ В АРМИИ НЕВОЗМОЖНЫ

6 декабря исполнилось уже шесть лет как Украина имеет собственную армию. Тогда, в 1991 году, многим ка...

Автор: Анатолий Лопата

6 декабря исполнилось уже шесть лет как Украина имеет собственную армию. Тогда, в 1991 году, многим казалась слишком утопичной мысль о том, что 726-тысячная группировка войск, пребывавшая на территории Украины, без колебаний проникнется идеей служения молодой независимой державе. Этот процесс действительно проходил непросто и временами очень драматично. Но это сделано. Однако сейчас, на мой взгляд, мало гордиться одним фактом того, что украинская армия существует. Стоит спокойно посмотреть на то, что имеем, дабы избежать лишних ошибок в дальнейшем - и без того они слишком часто сопровождали процесс становления такого важного атрибута государственности, как Вооруженные Силы.

Нельзя начинать военную реформу, не имея концепции национальной безопасности. Невозможно создать военную доктрину, не определившись с потенциальным врагом и угрозами. Нельзя реформировать армию и флот, не имея четкого представления, что такое действительно современные вооруженные силы. На протяжении длительного времени в стране пренебрегали этими аксиомами и фактически издевались над унаследованной структурой, выдавая обвальное сокращение за реформы, а непрофессиональные взгляды политиков от армии - за якобы новые веяния в строительстве Вооруженных Сил, за что-то новое и кардинальное.

Принятая в прошлом году Государственная программа строительства и развития Вооруженных Сил (кстати, базирующаяся на подходах, за отстаивание которых мне пришлось поплатиться постом начальника Генштаба) наконец определила некоторые ориентиры, к которым должна стремиться наша армия в своем становлении. Однако первые шаги по ее реализации свидетельствуют, что в практической жизни этот документ так и не стал по-настоящему государственным, то есть таким, к реализации которого привлечены все государственные структуры.

Реформа Вооруженных Сил до сих пор остается заботой одного Министерства обороны. Она так и не стала составной военной реформы, которая должна осуществляться в масштабах всей страны, распространяться на все силовые структуры, учитывать современные политические, экономические и социальные условия, четко определять роль и место органов законодательной и исполнительной власти в решении проблем обороны и военной безопасности.

За последние два года Украина уменьшила затраты на оборону более чем на 20 процентов. Ни одна из соседних стран подобным пацифизмом не страдает. В перерасчете на одного жителя Украины оборонные затраты составляют 13 долларов. В Румынии этот показатель составляет 33, а в России - 520 долларов. В проекте бюджета на следующий год на потребности армии предварительно планировалось направить 1,4 миллиарда гривен. Их хватит на зарплату личному составу, продукты питания и на оплату коммунальных услуг на 5-7 месяцев. А о том, что армию необходимо вооружать, учить воевать - и вспоминать уже как-то неудобно. Причем эта ситуация с большей или меньшей степенью критичности повторяется с 1992 года. Каковы же последствия?

По наиболее мягким оценкам, Вооруженные Силы считаются ограниченно готовыми к выполнению поставленных перед ними задач.

Учения, без которых трудно представить необходимую вышколенность армии, проводятся нерегулярно. Что касается достаточно активного и полезного военного сотрудничества Украины с НАТО, то наши совместные с натовцами учения в рамках программы «Партнерство ради мира» можно считать лишь частичным удовлетворением потребностей Вооруженных Сил в области боевой подготовки. Эти многочисленные и уже привычные маневры с их традиционным акцентом на миротворчество не отвечают тем задачам, которые встанут перед армией в случае агрессии против нашей страны.

Арсенал войска неуклонно стареет. Лишь 30-40 процентов техники и вооружения являются современными. До 2005 года 56 из 65 основных видов вооружений и военной техники (ВВТ) достигнут критического предела. То есть предела, за которым Вооруженные Силы теряют боеспособность.

Способность войска эффективно решать поставленные перед ним задачи подрывается и социальными неурядицами. Это самый болезненный вопрос для нашей армии. Ощущение незащищенности, неопределенное будущее не способствуют настрою военных на серьезное отношение как к провозглашенным реформам в армии, так и на старательное выполнение своих обязанностей.

Задержки с выплатой зарплаты, от которых страдают представители всех слоев населения страны, болезненно ударили именно по семьям военнослужащих. Офицер, по закону, не может заниматься коммерческой деятельностью, хотя материальные проблемы все же заставляют искать какой-то, хотя бы незначительный, приработок на стороне. К этому подталкивает и то, что, по статистике, у значительной части офицерских семей лишь глава семьи получает денежное обеспечение.

В очереди на жилье стоит более 70 тысяч кадровых военнослужащих. В этом году за выделенные в бюджете средства армия собственными силами построила лишь около 800 квартир. Около 2 тысяч построено за деньги спонсоров и инвесторов. При таких обстоятельствах человек в погонах не может смотреть в свое будущее уверенно. Не случится ли так, что, отдав лучшие годы служению государству, потом он так и останется наедине со своими проблемами?

В прошлые годы часть офицерского корпуса усматривала выход в увольнении из войска. Было больно от того, что армию покидала перспективная молодежь. Ныне массовый отток профессиональных кадров прекратился. Неурядицы в экономической жизни государства, спад производства, безработица - на таком фоне молодые офицеры уже не спешат разлучаться с армией. Однако теперь дает себя знать другая опасная тенденция. Происходит расслоение офицерского корпуса. Теряется ощущение локтя. Наследование принципа «каждый сам за себя» временами идет вразрез с определяющими чертами профессии военного: честью и достоинством. За 9 месяцев этого года к уголовной ответственности было привлечено 185 офицеров. Из них 76 - за военные преступления, 21 - за уклонение от службы, 39 - за злоупотребления служебным положением, 16 - за неуставные отношения. Более ста - за общеуголовные преступления.

Призывы ситуацию не изменят. Нужны решения, которые вернут человеку в погонах веру в необходимость его работы, подтолкнут его к качественному исполнению своих прямых служебных обязанностей.

Прохождение офицера по карьерной лестнице, назначение на высшие должности должно зависеть только от его личных и профессиональных качеств, а не от умения найти подход к начальству. Хотя ныне именно этот фактор становится решающим. Как следствие: на ответственных постах, в том числе и в структурах Министерства обороны и Генерального штаба, оказываются случайные люди, не имеющие необходимого опыта работы. Это вредит интересам как Вооруженных Сил, так и государства в целом.

Чтобы положить этому конец, не стоит «изобретать велосипед». Нужно лишь учесть опыт цивилизованных стран, где не личные симпатии, а закон во всех деталях четко определяет те критерии, которым должен отвечать офицер или генерал, для того чтобы ему был предложен высший пост или присвоено очередное звание.

Наконец, следует искать эффективные пути решения жилищной проблемы. В частности, внедрить систему ипотечного кредитования для военнослужащих. Добиться принятия действующего механизма, который дал бы реальную, а не декларированную возможность военнослужащему рассчитывать на получение финансовой помощи от государства на приобретение или строительство жилья на условиях, которые будут зависеть от срока его службы в армии.

Есть проблемы, которые волнуют родителей, отдающих своего сына на срочную службу. На шестом году существования наших Вооруженных Сил так и не удалось положить конец такому позорному явлению как «дедовщина». Поэтому не удивительно, что всякими правдами и неправдами и родители, и молодые люди ищут пути, как избежать службы. Однако и на целиком законных основаниях лишь один из десяти юношей, которым исполнилось 18 лет, одевает военную форму. В основном это представители крестьян и рабочих, процент детей интеллигенции, которые служат в войске, уменьшается. Если в 1993 году среднее образование имели 83 процента призывников, то в этом году лишь 64. За это время в армии в шесть раз увеличилось количество солдат, которые не проучились в школе и девяти лет. Ситуация абсолютно не нормальная, если учитывать современный уровень техники, которой солдат должен научиться владеть в армии.

Сейчас Министерство обороны стремится к тому, чтобы уменьшить количество отсрочек от срочной службы, предусмотренных действующим законодательством, и таким образом повысить качество призывного контингента. Генералов можно понять - они зажаты в жесткие рамки заданным количеством Вооруженных Сил, потребностью силовых структур, демографической ситуацией и законами Украины. Однако отмена ряда отсрочек, даже при сокращении срока службы с 18 до 12 месяцев, не будет принята широкой общественностью позитивно, если в армии не будут созданы условия, при которых солдат будет себя чувствовать уверенно и защищенно. Это сложно, но необходимо. Поскольку в обществе должно измениться убеждение, что армия - школа мужества, которую все же лучше проходить заочно.

Понятно, что ситуация в войске будет улучшаться, если будут происходить позитивные сдвиги в государстве в целом. Однако, хотя военные каждый раз перед принятием бюджета просят увеличить затраты на потребности армии, они еще ни разу не выходили победителями из финансовых битв. Традиционно это объясняется общими сложностями с распределением средств, когда в условиях экономического упадка приходится экономить на всем. В том числе и на обороне. Однако обычные «куцые» гроши для армии являются подтверждением: страна не осознает, что затраты на армию действительно являются первоочередными и необходимыми. И ничего не изменится, если реформирование Вооруженных Сил и военная реформа в целом (если до нее наконец дойдет очередь) будут и дальше осуществляться, так сказать, кулуарно. Без максимальной откровенности руководства армии нельзя рассчитывать на поддержку тех или иных инициатив, если они не будут осознаны широкой общественностью и не будут пользоваться общенациональной поддержкой. Тем более, что Вооруженные Силы являются тем специфическим институтом государства, перемены в котором затрагивают интересы всего общества.