Киев. Украина пережила оранжевую революцию. Через пять лет случилось то, что невозможно было представить: главный конкурент Виктора Ющенко стал президентом Украины. Именно благодаря тому, что для украинца свобода выбора и собственное «я» на первом месте, такая политическая метаморфоза стала возможной. Виктор Янукович хорошо знает, что такое реакция Запада и США на те или иные события. Он помнит политический уход Леонида Кучмы, стиль президентства которого был назван «кучмизмом» (убийство Гонгадзе, управляемые суды и парламент, недопуск оппозиции в медиа и многое другое).
Что бы политики сегодня ни вещали о компетенции органов власти с «голубых» экранов, власть в Украине всегда ассоциируется с одним человеком - президентом. А с недавних пор, после внесения определенных изменений в Конституцию, Украина снова стала президентской республикой. Это значит, что для всего населения страны Янукович в ответе за все: за свободу слова, за аресты, за суды, за коммунальные платежи, за пенсионный возраст, за размер пенсий, за отопление в школах, вывоз мусора, свет в подъезде и даже за цену на гречку.
Виктор Янукович - четвертый президент независимой Украины. От выборов к выборам конкуренты «действующих президентов» заказывали чартеры в Борисполе (для успокоения нервов, на всякий случай). Покидали страну единицы: Игорь Бакай, Анатолий Засуха, Руслан Боделан, Владимир Сацюк. Президенты из Украины не бежали, их не судили, не преследовали. В мировом масштабе подобные меры уже становятся привычным явлением, если учесть опыт президента Киргизстана Курманбека Бакиева и некоторых африканских стран, например, президента Туниса Зин аль-Абидина бен Али, Египта - Хосни Мубарака. Лучше учиться на ошибках других, иметь надежных друзей- соседей и главного союзника - народ.
Сегодня перед президентом Украины Виктором Януковичем открыты все двери. Уже год за ним пристально наблюдает весь мир. Не нужно быть профессиональным аналитиком, чтобы утверждать: после выборов 2004 года к Януковичу и его команде особое внимание. Сегодня чиновники высших эшелонов, такие как глава СБУ Валерий Хорошковский, генпрокурор Виктор Пшонка, министр внутренних дел Анатолий Могилев и другие наряду с европейскими коллегами принимают участие в разных мероприятих. Они и их семьи могут отдыхать на любых курортах мира. Кто-то из их знакомых может держать активы в иностранных банках. А около 200 представителей белорусского «истэблишмента» позволить себе такое уже не могут. ЕС и США объявили их персонами нон грата, активы некоторых из них заморожены. И пусть не думают в Украине, что это исключительно сливки общества: президент, председатель КГБ РБ, генпрокурор, министры, клерки АП. В этом перечне есть и прислуживающие власти журналисты, врачи, судьи. Каждый человек на своем месте вершит судьбу страны и свою собственную. Так, главный врач больницы скорой помощи Минска тоже оказалась в этом списке. Напомню, что кандидата в президенты Некляева после митинга 19 декабря доставили в больницу с черепно-мозговой травмой, а в документах выписки значились всего лишь ушибы. Переписанные под давлением властей медицинские документы сделали врача персоной нон грата. Такое же клеймо получили журналисты, с пеной у рта чеканящие слова о заслугах президента перед белорусским народом.
В США заблокированы активы самых крупных белорусских предприятий «Белнефтехим», «Белкалий». И это при том, что ежегодный бюджет РБ составляет около 10 млрд. долл., а внешний долг уже превысил отметку 9 млрд.
Минск. В Беларуси начались первые «посадки» митингующих, которых с жестким применением силы арестовали 19 декабря прошлого года в день президентских выборов. Первый осужденный - Василий Парфенков, активист штаба кандидата в президенты Владимира Некляева. Его обвинили в массовых беспорядках (ст.293 Уголовного кодекса РБ). Молодому человеку присудили четыре года строгого режима. Кроме того, осужденный должен выплатить 4,7 тыс. долл. за разбитые стекла Дома правительства и порчу зеленых насаждений. Государственный обвинитель с арифметической точностью заявил, что митингующий Парфенков нанес 61 удар по фасаду здания Дома правительства. Такая информация поражает каждого вменяемого человека: откуда такая точная цифра, и на каких фактах строится обвинение? Неужели кто-то стоял и без помех мог сосчитать 61 удар в условиях митинга?
Судебный процесс по делу Василия Парфенкова является показательным. Это значит, что власть «закроет» всех, кого не смогла сломить, кто не дал старательно выбиваемых показаний (кстати, следователи при допросах требуют, чтобы арестанты признались в своих связях с украинскими национал-патриотическими силами). Это значит, что «закроют» всех, кто не дал показаний против своих товарищей. За решеткой окажется белорусская элита, которая знает белорусский язык и поднимает на митингах бело-красно-белый флаг. Для родных они герои, для президента Лукашенко- политические конкуренты и самые настоящие заложники. Возможно, именно их освобождение и будет предметом торга в переговорах со странами ЕС и США (Лукашенко в своих действиях, похоже, совсем не отличается от Фиделя Кастро).
Реакция ЕС на приговор Парфенкову была мгновенной. Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности, вице-председатель Европейской комиссии Кэтрин Эштон заявила, что глубоко сожалеет по поводу осуждения господина Парфенкова. «Беларусь должна учитывать обязательства, взятые на себя в рамках ОБСЕ, и соответствовать международным стандартам в области демократии, верховенства закона и прав человека», - сказала она.
В заявлении также говорится, что «ЕС продолжает внимательно следить за послевыборной ситуацией в Беларуси, в том числе за предстоящими судами, и в дальнейшем будет предпринимать усилия для освобождения и реабилитации всех заключенных по политическим мотивам».
Более чем нервно отреагировал на заявление ЕС президент Беларуси Александр Лукашенко. Он выражений не подбирал. Его лексика, не вписывается ни в один дипломатический протокол: «Плевать я хотел на все их комментарии. Это злые, непорядочные люди. С ними нельзя ни разговаривать, ни строить отношения», - сказал только что спустившийся с гор лыжник Лукашенко. С недавних пор Александр Григорьевич вынужденно предпочитает Сочи (провел там свой отпуск), поскольку большинство европейских курортов для него закрыты. Лыжник и хоккеист Лукашенко в Европе - персона нон грата.
Москва тоже не жалует Лукашенко. С белорусским президентом довольно часто встречаются представители российской власти, однако с такой же частотой преподносят ему сюрпризы. То вся Беларусь смотрит фильм «Крестный бацька» (РБ радушно пустила в свое информпространство российские каналы). То к концу отпуска «бацьки» в российском Интернете распространяется слух, будто президент Беларуси, спускаясь с горы, сломал шесть-семь позвонков, получил черепно-мозговую травму и госпитализирован в критическом состоянии. То кто-то в Москве заявит о том, что осуждает аресты митингующих в Минске (хотя в российской столице с изрядной регулярностью задерживают несогласных, правда, через несколько дней выпускают). То вдруг «российские друзья» Лукашенко прекращают поставки нефти в Беларусь. Короче, Россия демонстрирует истинное отношение к Лукашенко, который пошел на четвертый срок.
Александр Григорьевич политически зажат в тиски и при этом «отплевывается» направо и налево: в сторону Европы и России. По его словам, Москве нужно заниматься своими делами, а Беларусь «ни под кого не прогнется, даже если придется пойти в землянки». Именно такой фразой отблагодарил россиян Лукашенко после своего отдыха в Сочи.