UA / RU
Поддержать ZN.ua

Back to U$$R

Когда на человека нежданно обрушивается радость и он находит давно забытую заначку, то запах лежалых купюр и нафталина его мало смущают...

Авторы: Алла Еременко, Игорь Маскалевич, Юлия Мостовая, Александра Примаченко, Сергей Рахманин, Лидия Суржик, Владимир Чопенко, Наталия Яценко, Юрий Сколотяный, Владимир Кравченко, Валентина Самар, Инна Ведерникова, Дмитрий Менделеев

Когда на человека нежданно обрушивается радость и он находит давно забытую заначку, то запах лежалых купюр и нафталина его мало смущают. Другое дело, если этот запах исходит от свежесформированного правительства. Тут разделение труда: вдыхать всем, а радоваться — Виктору Федоровичу. Ибо состав Кабинета министров, утвержденный Верховной Радой 11 марта, — это не Кабмин Азарова. Это Кабмин Януковича, где каждая кандидатура проходила процедуру высочайшего одобрения.

Гарант Конституции грубо пренебрег действующим Основным Законом. Он не только подписал изменения к закону о парламентском регламенте, позволившие формировать коалицию при помощи «тушек». Он де-факто вернул себе президентские полномочия, которыми до конституционной реформы пользовался Леонид Кучма. По сути, Янукович под себя сформировал большинство в парламенте; вместо коалиции определил кандидатуру премьер-министра, а вместо главы Кабмина — состав правительства. Учтя при этом некоторые «хотелки» примкнувших литвиновцев и коммунистов. Нет сомнений в том, что губернаторский корпус будет сформирован по такому же принципу. Легко предположить, что Виктор Федорович за глав ОГА решит, кому рулить районными администрациями. А затем по собственному вкусу расставит прокурорские и судейские кадры.

Янукович достаточно оперативно восстановил президентскую вертикаль, подмяв под себя как исполнительную власть, так и законодательную. При этом исполнительная власть не получила столь необходимого в сложной экономической ситуации интеллектуального и реформаторского потенциала, а законодательная не разжилась дополнительными возможностями влияния на президента и его политику.

В правительстве Януковича власть не то что не отделена от бизнеса — она официально стала его инструментом. Вице-премьеры Клюев, Колесников, Тигипко, а также глава СБУ Хорошковский украшают верхнюю часть списка самых состоятельных людей Украины. Этим гражданам вполне по силам финансировать государство из собственного кармана до принятия долгожданного бюджета. Азаров, Семиноженко, Сивкович, Слаута давно забыли те времена, когда попадали под папановское проклятие: «Шоб ты жил на одну зарплату!». Среди министров также немало лоббистов своих или чужих бизнесов: Присяжнюк, Сафиуллин, Ефименко, Шуфрич, Ежель и, конечно же, Бойко (который Юрий). Да и Виктор — тоже... В новом правительстве вице-премьерский корпус напоминает совет директоров в акционерной компании, собственники которой провели самую масштабную в истории Украины приватизацию менеджмента.

В правительстве Януковича не слишком много тех, кто отвечает высоким профессиональным стандартам. Грищенко, Лавринович, Толстоухов, Попов и Бойко (опять-таки Юрий) — вот, пожалуй, и весь список членов КМ, чья профпригодность не вызывает особых сомнений. Другое дело, что даже в этом скудном перечне далеко не все:

— способны использовать свой профессионализм во благо Украины;

— могут осознать преступность поступившего свыше приказа, оспорить его и (тем более) отказаться выполнять;

— обучены сочетать профессионализм с этикой госслужащего.

Что же касается реформ… На первый взгляд, Кабинет, сформированный Януковичем, создан не для проведения стратегических преобразований, а для того, чтобы уводить финансовые потоки. Но, похоже, спрятаться от реформ Азарову сотоварищи не удастся. Тимошенко не постеснялась признаться, что внешние заимствования, по сути, являются главным антикризисным инструментом. Ее сменщик остерегается громко говорить об этом. Но даже в ходе пафосного презентационного спича в Раде Николай Янович вынужден был отметить: плодотворное сотрудничество с международными финансовыми структурами является важнейшим направлением деятельности КМ. В ходе собеседования с фракцией «НУ—НС» Азаров оказался более откровенен и признал, что власти придется пойти на выполнение любых требований МВФ. Единственное, к чему новый режим пока не готов, так это к изменению сроков выхода на пенсию. Впрочем, если Международный валютный фонд окажется настойчивым, Киев, вполне возможно, уступит и в этом вопросе.

Средства МВФ по-прежнему остаются едва ли не единственным способом сбалансировать государственную смету. Включать станок «на всю» опасаются: эмиссия неминуемо взорвет цены, и взрывная волна может смести не только этот Кабинет, но и всю нынешнюю власть в целом.

Условия, выдвигаемые Международным валютным фондом, являются важным поводом для старта необходимых реформ. Главной причиной остается ситуация в стране. Власть обречена проводить преобразования. Но способна ли? Потенциальные реформаторы обязаны досконально знать вверенную их попечению сферу, видеть пути оптимизации работы, быть в курсе мировых тенденций, стандартов и практик. Насколько соответствуют поставленным задачам ретрограды? Насколько эффективными окажутся счастливые (часто случайные) обладатели призовых кресел, узнавшие о своем назначении непосредственно перед утверждением? Вопрос риторический.

Янукович неоднократно заявлял, что план спасения страны и список спасителей давно утверждены. В таком случае, отчего лишь девяти членам теневого правительства регионалов нашлось место в новом Кабинете? Виктор Федорович обещал при формировании властных структур внедрение жесткого режима экономии и принципа разумной целесообразности. Однако правительство Януковича оказалось самым большим как минимум за последние 10 лет. Обосновать необходимость существования семи(!) вице-премьеров трудно. Число заместителей главы президентской администрации также вызывает вопросы. Похоже, экономия пока коснулась только размера Шевченковской премии.

Правительство Януковича, судя по предвыборным обещаниям кандидата в президенты и электоральным сегментам, к которым он апеллировал во время кампании, должно было выделить почетное место таким сферам, как здравоохранение, образование, малый бизнес и армия. На самом деле, кадровые решения по этим ведомствам принимались на огрызках времени и по остаточному принципу. В Минздрав, Минэкономики, Минобразования и в Минобороны пришли либо невыразительные, либо одиозные люди, что свидетельствует о неприоритетности этих направлений как для коалиции, так и для президента.

Правительство Януковича не стало швом, наложенным на ментально и электорально разорванную Украину.

Большинство его членов делегировали регионы, проголосовавшие за Виктора Януковича. Десять кабминовских сановников являются уроженцами Донецкой и Луганской областей. Еще трое — Азаров, Могилев и Надрага, — будучи уроженцами России, именно на донбасской земле состоялись как личности и взросли как политики.
14 регионов Украины своими выходцами в КМ не представлены вообще.

Наверное, в этом нет ничего страшного. Просто очередное свидетельство отсутствия мудрости и дальновидности новой власти.

Правительство Януковича изобилует людьми, до сих пор считающими, что их «адрес не дом, и не улица…». И, как следствие, — присутствие в Кабмине не только убежденных русофилов, но и агрессивных украинофобов. Среди «верхушки» Кабмина нет ни одного человека, использующего в быту украинский язык. А премьер и ряд его заместителей не могут на нем изъясняться вообще, что является прямым нарушением Конституции. А вот назначение (по личному распоряжению Виктора Януковича) Дмитрия Табачника Основному Закону не противоречит, но является преступлением перед целым поколением молодых украинцев.

Ринат Ахметов в правительстве Януковича присутствует миноритарным пакетом. Выступая перед фракцией, избранный, но еще не присягнувший президент поведал о том, что все к нему обращаются за постами. А вот Ринат Леонидович, подчеркнул Янукович, ничего не попросил: «Он сказал, что ему достаточно быть «другом президента». Своими друзьями Ахметов «закрыл» в Кабмине три «клеточки». Каждая из которых имеет непосредственное отношение к его бизнесу. Футбол, металлургия и ГОКи под надежным контролем Бориса Колесникова, Равиля Сафиуллина и Дмитрия Колесникова. Почему Ахметов не взял больше? Ну, во-первых, людей не взрастил, а во-вторых, особенно никто и не предлагал. Приемлемые тарифы на перевозки интересующих его грузов главе «СКМ» уже пообещали. Возрастающие интересы Рината Леонидовича к энергогенерации и экспорту не оставит без должного присмотра лояльный Андрей Клюев. За приватизационными процессами и деятельностью Антимонопольного комитета приглядит Борис Колесников, формально отвечающий за подготовку к Евро-2012.

Обеспечив железобетонную защиту и оранжерейный климат для собственного бизнеса (что и было программой-минимум), «друг президента», похоже, решил на время отойти в сторону и подождать результатов, в том числе и рейтинговых. Ближе к зиме можно будет задать ряд вопросов «другу», в победу которого вложено столько средств. А реформы, о которых так много говорилось?.. О них будет продолжать говорить Ирина Акимова.

Правительство Януковича стало первым отечественным кабинетом, в котором нет ни одной женщины. И в этом Виктор Федорович оказался последовательным: «место бабы — на кухне». В его случае — политической, а именно — в администрации президента. Кстати, этот орган Виктор Янукович укомплектовал с куда большей любовью и тщательностью, нежели правительство. АП — его последняя линия обороны и первая — наступления. Есть основания полагать, что именно канцелярию очередной гарант видит мозгом новой власти, а наспех сшитый Кабинет — телом. Своеобразным исполнительским «аватаром», управляемым с Банковой. Комитет по реформам, задуманный Акимовой и одобренный Януковичем, призван генерировать идеи. Исполнять которые придется Азарову сотоварищи. Каждая удача будет подаваться как успех Януковича. Любой провал спишут на нерадивость правительства.

Схема затейливая, хотя и не новая. Но жизнеспособность ее вызывает серьезные сомнения. Во-первых, остается только гадать, какого рода и, главное, какого качества новации будут предлагаться комитетчиками. Во-вторых, какую часть этих новшеств благополучно завалит лично Николай Янович, не больно жалующий Ирину Михайловну. В-третьих, непонятно, каким образом будет гарантировано информационно-идеологическое обеспечение реформ, проведение которых невозможно без затягивания поясов. Сегодня население не готово втянуть животы. Одни живут иллюзорным ожиданием улучшения жизни уже сегодня. Другие априори готовы встретить в штыки любую непопулярную инициативу власти. Кто сегодня имеет право и смелость призвать обывателей поднатужиться и потерпеть? Владыка, избранный третью избирателей? Правительство олигархов?

Правительство Януковича не станет эффективным правительством реформаторов не только потому, что там хватает людей, которые не могут не красть. А очевидное воровство на фоне очевидного обнищания страны может стоить власти очень дорого. Правительство Януковича неэффективно, в частности, хотя бы потому, что в нем заложены потенциальные внутренние конфликты. Дело не в том, что Шуфрич не терпит Левочкина, Левочкин — Колесникова, а Колесников — Табачника и Тигипко. Систему можно выстроить так, что эти персонажи будут мало пересекаться в производственных вопросах. Но трения по линиям Азаров — Акимова, Акимова — Тигипко и Тигипко — Цушко практически неизбежны. И способны похоронить любое начинание.

Но самым конфликтным видится гипотетическое противостояние правительства Януковича и коммунистов. Именно КПУ (без которой были немыслимы ни большинство, ни правительство) пролоббировали Василия Цушко, именно по их квоте в Фонд госимущества должен «зайти» Александр Рябченко. Представители Компартии уже обозначили негативное отношение к целому ряду запланированных шагов новой власти, несущих непопулярный, антисоциальный характер. Не считаться с позицией коммунистов Янукович не может, ведь из крестных отцов коалиции они легко могут превратиться в ее могильщиков.

Правительство Януковича может оказаться и могильщиком самого президента, если не справится с планом необходимых реформ. Но созданный им «аватар» слишком громоздок для подобной цели. «Мозговой центр» на Банковой едва ли способен справиться с таким количеством самых разных кабминовских рук. Одни больше похожи на грабли. К другим вечно что-то прилипает…

Мог ли Виктор Янукович предъявить Украине более качественный Кабинет министров? Мог. Если бы занимался поиском новых лиц, ротацией окружения, не возводил в абсолют лояльность вместо профессионализма, имел четкое представление о государственных интересах и признавал их приоритет над частными.

Юлия МОСТОВАЯ,
Сергей РАХМАНИН

Премьер-министр Украины
Николай АЗАРОВ

62 года. В 1971-м закончил Московский государственный университет, специальность — геолог-геофизик, доктор геолого-минералогических наук, профессор, член-корреспондент НАНУ.

Первые два десятилетия карьера развивалась по профессиональной линии: трест «Тулашахтосушение», Подмосковный научно-исследовательский и проектно-конструкторский угольный институт, с 1984-го по 1995-й — замдиректора и директор Украинского государственного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института горной геологии, геомеханики и маркшейдерского дела.

Новая жизнь началась на закате Союза, когда в 1990-м Николай Янович стал делегатом XXVIII съезда КПСС, вошел в Демократическую платформу КПСС. В 1991—1992 годах участвовал в Движении за возрождение Донбасса и был членом его координационного совета. Уже в независимой Украине — один из основателей и руководителей созданного в Донецке Гражданского конгресса Украины.

С декабря 1992-го — в руководстве Партии труда Украины (основана директорами крупнейших предприятий юго-востока страны), в 1993—1994 гг. — исполнял обязанности главы партии, пока ее лидер Валентин Ландык занимал пост вице-премьера.

В 1994 году началась депутатская карьера Николая Азарова, которая с перерывами на работу в Государственной налоговой администрации (председатель, 1996—2002 гг.) и Кабминах Януковича (первый вице-премьер, министр финансов Украины) продолжалась до нынешнего марта.

В парламенте второго созыва Н.Азаров был членом президиума и возглавлял бюджетный комитет (с сентября 1995-го по октябрь 1997-го), входил в Межрегиональную депутатскую группу, поддерживавшую президента Украины Леонида Кучму.

После назначения 1 октября 1996 года главой ГНАУ приостановил свое членство в Партии труда. Один из основателей Партии регионов, в 2001-м был ее первым председателем.

Создание и многолетнее руководство ГНАУ — одна из главных вех в биографии Николая Яновича. С его именем в общественном сознании ассоциируется как сложность, архаичность, а порой и откровенная маразматичность самой налоговой системы, так и граничащая с рэкетом и репрессиями деятельность налогового ведомства.

Поэтому одним из главных вызовов для репутации Николая Яновича в глазах будущих поколений станет способность правительства уже в ближайшее время провести качественную реформу налоговой политики и налогового ведомства.

Большой вопрос, сможет ли Николай Янович избавиться от имиджа блюстителя интересов крупнейшего капитала. В своем программном выступлении перед парламентариями 11 марта премьер обещал: «наше правительство сделает все возможное, чтобы основную тяжесть выхода из кризиса возложить не на бедных людей». И уверял аудиторию: «мы должны использовать все абсолютно ресурсы бюджета, экономики, ресурсы людей богатых, которых у нас в стране достаточное количество, чтобы именно вот эти сферы несли основную тяжесть борьбы выхода из кризиса».

Также в выступлении содержались тезисы о необходимости «повышения мотивации для предпринимательской деятельности и создания новых рабочих мест, снижения регуляторных и административных барьеров в сфере лицензирования, разрешительной системы, технической регуляции.

Интересно, что в недавнем интервью для «ЗН», которое многие журналисты уже окрестили программным, таких тезисов не было. Зато речь шла о «реализации крупных инфраструктурных проектов» и «восстановлении крупнотоварного производства в агропромышленном комплексе». Поэтому весьма вероятно, что «повышение мотивации для предпринимательской деятельности» и облегчение регуляторного гнета для правительства Азарова является не более чем риторикой.

На самом деле задача Азарова сложна и политически неблагодарна. Он должен превратить руину исполнительной власти в рабочий инструмент; взять на себя непопулярные реформы; провести реанимацию экономики; превратить Кабмин в перчатку, удобную для президентской руки. Николая Яновича за спиной называют «первой ступенью», которая, выведя на орбиту реальную власть Януковича, должна отпасть. Знает ли он об этом? Разумеется. Но знает он и еще кое-что: с этой работой, кроме него, никто не справится.

Декларация и биография