UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЗИАТСКИЙ СИНДРОМ

Привычные переговоры военных делегаций Украины и Социалистической Республики Вьетнам, военный м...

Автор: Валентин Бадрак

Привычные переговоры военных делегаций Украины и Социалистической Республики Вьетнам, военный министр которой прибыл на этой неделе в Киев с первым официальным визитом, отличались от обычной процедуры лишь одной, но очень существенной особенностью — участием в них лиц, прямо или косвенно причастным к торговле оружием. Генерал-полковник Фам ван Ча встречался даже с председателем Комиссии по вопросам политики экспортного контроля и военно- техническому сотрудничеству с иностранными государствами при Президенте Украины Владимиром Радченко, через которого, как известно, проходят решения по всем основным оружейным контрактам.

Вообще, даже из программы пребывания вьетнамских гостей в Украине была заметна доминирующая роль военно-технического сотрудничества в течение всего визита. Глава вьетнамского военного ведомства детально ознакомился с системой военного образования и, кроме посещения Национальной академии обороны, съездил в учебно-тренировочный центр Войск ПВО в п.Калиновке и провел дополнительные переговоры с командующим ПВО Украины генералом Александром Стеценко.

Подобное внимание к делам оружейным было зафиксировано лишь раз — во время приезда в Киев в прошлом году министра обороны Греции, который прямо на пресс-конференции заявил о решении купить у Украины малые десантные корабли типа «Зубр» и пригласить Украину на танковый тендер.

Но и вьетнамские военные были достаточно откровенны: господин Фам ван Ча заявил украинским журналистам, что поскольку Вьетнам ранее импортировал значительное количество военной техники советского производства, то в настоящее время будет заниматься закупкой вооружений у суверенных государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в том числе и у Украины. Он подчеркнул, что военное ведомство Вьетнама заинтересовано в модернизации при помощи украинских заводов той номенклатуры военной техники, которая во времена СССР была произведена на украинских предприятиях.

ПОИСКИ ДАЛЬНИХ РОДСТВЕННИКОВ

Уже в начале апреля с.г. президент СРВ Чан Дик Лионг, приехав в Киев по приглашению украинского Президента, заявил о «традиционной дружбе и всестороннем сотрудничестве». Среди всего прочего он отметил и перспективы импорта из Украины продукции военного назначения, в частности патрульных катеров, военно-транспортных самолетов, а также заинтересованность в участии Украины в развитии нефтедобывающей отрасли во Вьетнаме, совместной добыче апатитов.

А во время переговоров военных министров двух стран определилась и тематика военно- технического сотрудничества, включающие такие направления, как ПВО, ВВС, ВМС, инженерную технику и военное образование. Несмотря на заявление Александра Кузьмука о том, что «Украина не рассматривает и не будет рассматривать Вьетнам как исключительно рынок», объективно Вьетнам для Украины — рынок прежде всего. И рынок чрезвычайно важный и перспективный.

Примечательно, что в этом году Украина отказалась от участия в выставках вооружений в Центральной и Восточной Европе. Например, IV международная выставка вооружения и военной техники IDEE’2000 в довольно близком словацком Тренчине в начале мая прошла без украинской экспозиции. А вот выставки нескольких последних лет в странах Юго-Восточной Азии, напротив, не оставались без внимания «Укрспецэкспорта» и его дочерних структур. Говоря о вьетнамской перспективе, гендиректор «Укрспецэкспорта» Валерий Малев отметил, что это сегодня очень динамично развивающийся рынок. По мнению руководителя главного государственного посредника в торговле оружием, Вьетнам хочет наладить технологический процесс производства вооружений у себя в стране, и Украина готова передавать технологии военного назначения этой стране. Как считает заместитель председателя Госкомитета промышленной политики Валерий Казаков, Украина созрела для работы с этой страной не по разовым контрактам, а для развития долговременного сотрудничества с реализацией многолетних проектов. В качестве примера он привел представление на рассмотрение руководства Вьетнама ряда предложений в области производства вооружений, среди которых и программа создания кораблестроения.

ВЬЕТНАМ КАК ТРАМПЛИН НА АЗИАТСКИЙ РЫНОК

В Киеве убеждены, что через Вьетнам Украина сможет выйти на рынки стран Азиатско- Тихоокеанского региона. Хотя он и не занимает такое центральное положение, как Малайзия, однако, субрегиональное влияние на рынки оказывает.

До 1991 года главным источником наполнения вооруженных сил этой страны оружием был СССР. Общий объем поставок СССР военной техники и вооружений Вьетнаму за 1953–1991 годы составил не менее 15,7 млрд. долл., в том числе около 2000 танков, 1700 бронетранспортеров, 7000 орудий и минометов, свыше 5000 зенитных пушек и установок, 158 зенитных ракетных комплексов, свыше 700 боевых самолетов, 120 вертолетов, свыше 100 боевых кораблей. Кроме того, усилиями советских специалистов было введено в строй более ста военных объектов. Причем сотрудничество осуществлялось, как правило, на безвозмездной основе. Практически, нынешние вооруженные силы СРВ на 75% оснащены военной техникой, которая в разные времена поставлялась из бывшего Советского Союза.

Когда вскоре после развала Союза Москва потребовала от Ханоя перехода на расчеты в валюте, последний не сумел удовлетворить такие требования, и поставки военной продукции практически прекратились. Однако отсутствие в стране развитой военной промышленности почти тотчас негативно отразилось на боеготовности вьетнамской армии и вынудило руководство страны искать возможности диверсификации своих военно-технических связей. В результате оказалось, что для Вьетнама в перспективе вряд ли существует иная альтернатива развитию сотрудничества в военной сфере со странами бывшего СССР. С другой стороны, растет привлекательность и самого Вьетнама: несмотря на ограниченные финансовые возможности, Вьетнам, в отличие от предыдущего периода, расплачивается за поставляемое вооружение твердой валютой.

Есть еще один фактор, толкающий эту страну в объятия бывших советских республик с развитым ВПК. Речь о том, что у Вьетнама достаточно много конфликтных территорий. Наиболее острая борьба может разгореться за Парасельские острова: на владение этим нефте- и газоносным районом претендуют Китай, Филиппины, Малайзия и Вьетнам. С одной стороны, Вьетнаму необходимы достаточно сильные вооруженные силы, а с другой, Ханой опасается замораживания сделок в случае, если таковые будут заключены с западными поставщиками оружия и конфликт будет неизбежен. В данном случае для импорта оружия лучше подходят государства без лишних политических претензий.

Поэтому уже в начале 1995 г. во Вьетнам понемногу потекло российское оружие — Вьетнам приобрел в России первую партию из шести самолетов Су-27 за 150 млн. долл. В 1997 г. Ханоем была закуплена вторая партия из шести истребителей Су-27 на сумму около 180 млн. долл. Кроме того, в 1994—1997 годах РФ поставила во Вьетнам четыре радиолокационные станции, два ракетных катера, подписала контракты на оказание технического содействия в строительстве двух кораблей.

Совсем недавно на вьетнамском рынке появился еще один участник. А именно, Индия приступила к поставкам во Вьетнам легких военных вертолетов, развертыванию на своих предприятиях модернизации вьетнамских истребителей «МиГ», что предусмотрено подписанной в конце марта с.г. индийско-вьетнамской программой сотрудничества в оборонной сфере.

Однако нельзя сказать, что Украина является совершенно молодым игроком на вьетнамской сцене.

УКРАИНСКО-ВЬЕТНАМСКИЙ ИНТЕРЕС

Еще с 1995 г. действует Межгосударственная украинско-вьетнамская комиссия по вопросам ВТС. Ее третье заседание состоится этим летом. Практически, в рамках ее работы уже начала реализовываться уже упомянутая программа создания национального вьетнамского кораблестроения. Правда, Украина больше задействована в создании инфраструктуры для военного кораблестроения, в то время как Россия — поставками кораблей. Государственный институт проектирования судостроения «Ипроверфь» (Киев) уже осуществил реконструкцию верфи под столицей Вьетнама. На ЧСЗ в Николаеве уже осуществлялась подготовка кадров для этой страны. Кроме того Ханой, закупивший несколько военных катеров украинской разработки (типа «Гриф»), попросил разработать новый проект специально для военно-морских сил страны, что и было осуществлено феодосийским заводом «Море». В прошлом году был сдан сорокатонный головной катер (проект 24009), в котором, кстати, львиная доля украинского оборудования. Проект оказался настолько удачным для региона, что бизнесмены этой страны уже сами ведут переговоры с третьими странами о продаже катеров, созданных Украиной. Вьетнамский флот сегодня также нуждается в создании полигонно-испытательного комплекса, чем и занимаются украинские специалисты. К этому можно добавить, что за все Украина получила, так сказать, живые деньги.

Как считает главный конструктор Казенного исследовательско-проектного центра кораблестроения Украины Сергей Кривко, Вьетнам, где ныне наблюдается резкий подъем экономики, является перспективным рынком сбыта украинской военно-морской продукции и может сыграть свою роль в закреплении украинского бизнеса в этом регионе.

В Ханое сегодня понимают, что ориентироваться в таком деле как закупки оружия, лишь на одну Россию, не только нецелесообразно, но и опасно с точки зрения зависимости. Другими словами, не исключено, что генерал Фам ван Ча приехал посмотреть, где именно Вьетнам сможет поменять одного поставщика на другого. И во всяком случае, чем больше желающих сбыть оружие, тем легче живется заказчику. К слову, достаточно ярким подтверждением такого предположения является отказ Ханоя закупить у России корабли большего водоизмещения. В то же время, Киев, предложивший взамен свой новый фрегат проекта 2100, такого отказа еще не получал. Хотя специалисты оружейного бизнеса считают, что экономия средств все же вынудит Ханой закупать корабли поменьше. Но и в этом случае есть основания полагать, что они могут оказаться с пометкой «Made in Ukraine».