UA / RU
Поддержать ZN.ua

«АЙДЕКС-99»: ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА ОРУЖЕЙНОГО БИЗНЕСА

На этой неделе завершила работу международная выставка военной техники и вооружений «Айдекс-99», которая является весьма важным событием для любой страны, торгующей оружием...

Автор: Валентин Бадрак

На этой неделе завершила работу международная выставка военной техники и вооружений «Айдекс-99», которая является весьма важным событием для любой страны, торгующей оружием. Украина уже несколько лет находится в десятке стран - передовых экспортеров вооружений и потому, естественно, не оставила без внимания мировую тусовку торговцев оружием, собравшую 41 государство и 840 различных фирм.

«Украинская экспозиция и особенно действующая модель танка Т-84У украсила выставку», - заявил в интервью украинским журналистам руководитель оргкомитета «Айдекс-99» бригадный генерал ОАЭ Султан Эл Савейди. Он поставил технологический уровень Украины в один ряд с американским, немецким, французским, английским и российским. Но «Айдекс» конца ХХ века принес с собой и новые тенденции. По степени внимания на закончившейся на этой неделе в ОАЭ международной выставке военной техники и вооружений Украина уступала разве что Франции, с которой ОАЭ уже на второй день работы выставки подписали три контракта на общую сумму 48 млн. долл. И дело даже не в том, что страны арабского мира более чем благосклонно относятся к Украине, которая уже трижды откликалась на приглашение поучаствовать в «Айдексе». И ни разу не приезжала без новинок военной техники, на что не могла не отреагировать местная пресса.

Просто объективно новый танк Т-84У с недавно разработанным автоматом заряжания под стандарты Североатлантического альянса (который на выставке так и норовили сфотографировать чрезвычайно любознательные посетители) смотрелся солиднее бронетранспортеров и военной автомобильной техники потенциальных конкурентов и уж тем более весомее, чем новый российский автомат, привезенный, очевидно, вместо танка.

Последние два года на рынке оружия прошли по большей части без сенсаций, но как экспортер военной техники и вооружений Украина прочно закрепилась в десятке лидирующих поставщиков. Украинские производители утверждают, что если бы имели больше оборотных средств или финансовую поддержку государства на доведение недостроенных образцов вооружений до 100%-ной готовности, объемы бизнеса могли бы удвоиться. Увы, заказчики не желают авансировать производство и всегда осведомляются, есть ли предлагаемые образцы вооружений в военизированных структурах Украины. Примеров в Украине немало: Донецкий завод «Топаз» может выпускать станцию радиотехнической разведки «Кольчуга», аналогов которой нет в мире, но которая еще не принята на вооружение по понятным финансовым причинам, Феодосийский судостроительный завод «Море» имеет заказчиков на катера, но по тем же причинам не может их достроить и получить оборотные деньги (при том, что долги государства этому предприятию составляют почти 8 млн. грн.) и, наконец, даже известный уже во всем мире АН-70 с трудом находит финансирование. Но, оказывается, такие проблемы имеет далеко не одна Украина. Например, представитель такого мирового и, казалось бы, стабильного гиганта, как английский «Маркони», признался автору, что совершенно уникальные разработки загоризонтной радиолокации приостановлены, ибо «Маркони» не может проводить их самостоятельно, без помощи партнера. Сегодня становится очевидным, что разработка военной техники и вооружений мирового уровня, так же, как и их продвижение на рынки, почти невозможно в одиночестве. Практическим подтверждением этому является тот факт, что уже в конце этого века почти половина контрактов на покупки оружия подписывается не с одним, а с несколькими партнерами. Кстати, и «Айдекс-99» не является тут исключением: покупая боеприпасы, Арабские Эмираты предпочли продукцию не какой-нибудь одной страны, а разработки, выполненные французско-немецким СП, созданным «Томсоном» и ДАСА, которому и достался контракт на $11,2 млн. Совместные предприятия или слитие известных оборонных фирм происходят почти беспрерывно, а кто остается за пределами кооперации, рано или поздно остается в убытке.

Надо отдать должное Украине, ибо представители национального оружейного бизнеса еще два года тому приступили к реализации серьезных совместных программ. К лету 1997-го уже был продемонстрирован образец украинско-французско-чешской модернизации танка Т-72.

Сегодня, по словам гендиректора госкомпании «Укрспецэкспорт» Валерия Малева, Украина будет активнее предлагать странам Западной Европы укомплектование наших базовых моделей техники отдельными узлами западного производства. Так, в Греции украинский Т-84У боролся с конкурентами на предтендерных маршах и стрельбе при помощи французской системы управления огнем, а сегодня самолет отечественного производства АН-38 будет штурмовать рынки третьих стран с, опять-таки, французской авионкой. Похоже, что французам нравится партнерство с Украиной, ибо на «Айдексе» они занялись изучением уже нового направления возможности оснащения своим вооружением и электроникой военных кораблей украинского производства. Кроме того, Франция не единственная страна НАТО, оценившая украинское партнерство, - незадолго до «Айдекса» появился украино-турецкий центр технологий, который, как ожидается, даст дорогу украинским технологиям на рынки третьих стран.

Надо сказать, что и Украина не всегда стремится найти партнера непременно на Западе. Например, главный конструктор бронетанкостроения Украины и директор КБ им.Морозова Михаил Борисюк среди потенциальных партнеров в танкостроении и модернизации назвал автору наряду с Францией и Германией Россию, что вообще является новинкой в танковом бизнесе, учитывая традиционное российско-украинское противостояние.

«Украина для достижения успешной модернизации Т-72 могла бы, например, модернизировать трансмиссию, а Россия - боевое отделение. Вообще же, Украине надо активнее искать партнеров для освоения новых рынков», - считает М.Борисюк.

Нельзя обойти молчанием и позицию самой России, в которой произошли серьезные изменения по сравнению с тем периодом, когда Украина только появилась на международном рынке. И если первый генеральный директор «Росвооружения» Александр Котелкин был скорее за то, чтобы «подавить» Украину как конкурента, то Григорий Рапота, нынешний гендиректор госкомпании, признавшись автору, что Россия сегодня ощущает немалые потери вследствие деятельности украинского конкурента, подчеркнул, что он не только готов к кооперации, но и уже провел ряд встреч с украинскими представителями оружейного бизнеса, на которых предложил «координировать усилия на доверительной основе». Так что, вполне возможно, в недалеком будущем две страны смогут порадовать общественность сенсацией, выступив на внешнем рынке как партнеры. А пока такое возможно лишь в сублимированном виде, когда, например, специалисты из Украины работают в одной из стран Северной Африки под видом представителей «Росвооружения», что позволяет одному из украинских заводов ВПК как минимум получать деньги.

«Там, где Украина и Россия конкуренты, они друг другу спуску не дают, но там, где могут быть партнерами, действительно существует большой потенциал, который мы будем развивать», - весьма обнадеживающе высказался В.Малев.

Можно добавить к этому, что на многих предприятиях тоже уверены, что партнеров нужно искать не только на Западе, а контракты пойдут быстрее, если Украина выступит вместе с Россией как партнеры. Например, за поставки малых десантных кораблей на воздушной подушке (типа «Зубр») для Греции борются лишь две страны - Украина и Россия. Греция же, естественно, играет на этом, сбивая цены.

«О серьезном кораблестроении Украины нельзя говорить, если у нее не будет партнера, поскольку с масштабными разработками боевых судов одна страна не сумеет справиться. Даже американцы не создают боевые корабли без партнеров. Самостоятельно решаются лишь вопросы, связанные сугубо с национальной безопасностью», - считает директор Исследовательско-проектного центра кораблестроения Украины Евгений Борисов.

Интересно, что такие же мнения высказывают не только производители и разработчики, но и те, кто непосредственно занимается бизнесом оружия. В частности, замминистра промышленной политики Валерий Казаков также уверен, что партнерство будет основной тенденцией этого вида бизнеса. «Современные технологически емкие виды вооружений настолько дороги, что даже передовые державы предпочитают работать с партнером, так как у одной страны-разработчика слишком велик риск создать неконкурентоспособную продукцию», - отметил он перед закрытием «Айдекса». Кстати, он же среди партнеров Украины первой назвал именно Россию, подчеркивая, что не какие-либо идеологические стереотипы заставляют Украину делать шаги навстречу РФ, а обыкновенная выгода. И речь, по мнению В.Казакова, идет не о том, чтобы помогать друг другу сбывать старые вооружения, а о том, чтобы сберечь и развить технологический уровень, совместный интеллектуальный потенциал, равного которому нет даже в США.

Что ж, украинские вооружения сегодня продаются практически на всех континентах, а по словам министра обороны Александра Кузьмука, Украина развивает военно-техническое сотрудничество с 78 странами мира. С 50 из них Украина торгует оружием. Среди партнеров Украины все чаще можно увидеть мировых лидеров оборонных технологий и военного производства. Украина не сбавляет оборотов в этом бизнесе, несмотря на явные бреши в экономике. Отечественные торговцы оружием убеждены, что и этот год будет удачным и увеличит объемы продаж. Для этого только надо долговременное партнерство, которое во многих отраслях уже зародилось, но еще не достигло нужных размеров. Но это во всяком случае говорит о том, что доверие к Украине, как партнеру в бизнесе оружия, уже есть.