UA / RU
Поддержать ZN.ua

АВИАКОСМИЧЕСКОЕ ХОЖДЕНИЕ В ЕВРОПУ

На этой неделе Украина сделала еще одну попытку прийти в Европу. На 44-м международном авиакосмичес...

Автор: Валентин Бадрак

На этой неделе Украина сделала еще одну попытку прийти в Европу. На 44-м международном авиакосмическом салоне Le Bourget-2001 в Париже Украина во второй раз продемонстрировала Европе самый большой в мире грузовой самолет Ан-225 «Мрія», способный поднять на борт 250 тонн груза, и впервые совершенно новую воздушную машину — модификацию самолета Ан-74 — Ан-74ТК-300. Всего около 30 отечественных предприятий авиационной и космической отраслей были представлены в составе национальной экспозиции, в том числе такие известные в мире разработчики самолетов и ракет, как АНТК им. Антонова, Харьковское государственное авиационное предприятие, Киевский государственный авиазавод «Авиант», ОАО «Мотор Січ», Запорожское КБ «Прогресс», КБ «Южное» и ПО «Южмаш».

Существенным отличием нынешней работы Киева на западном направлении стало спокойствие. В украинской столице поостыли от тендерного пыла с самолетом Ан-70, четко осознали реально отводимое нам Европой место в системе регионального сотрудничества, и наконец, у Киева впервые появился выбор. Есть основания полагать, что именно последнее обстоятельство и предопределило уравновешенность в отношениях Украины и Европы. Хотя в декларациях желания и векторы сотрудничества не изменились (о чем свидетельствует и присутствие Украины на европейской выставке), во время работы в Ле Бурже украинская делегация провела гораздо больше переговоров с азиатскими партнерами, чем с западными. Существенной деталью стало не только минимальное представительство на выставке ГК «Укрспецэкспорт», но и отсутствие генерального конструктора АНТК им. Антонова Петра Балабуева.

В остальном же все складывалось для Киева очень хорошо — украинское присутствие на салоне было, без преувеличения, очень заметным, а интерес к украинскому гиганту сопоставим разве что с увлечением публики и специалистов истребителями…

Наш опыт пессимистичен…

В прошлом году Европа отказалась от Ан-70. Еще незадолго до этого Великобритания не жаловала на своем тендере Ан-124 «Руслан». Нынче перспективный космический проект модернизации итальянской фирмой украинского ракетоносителя «Циклон» для бразильского (или американского) космодрома завис в воздухе…

Очевидно, всю работу Украины на европейском рынке можно разделить на два этапа: до отказа Европы от Ан-70 и после него. До середины 2000 г. Киев постоянно нажимал педаль газа, порой даже рискуя, с предоставлением партнерам чувствительной информации.

Запад же до сих пор не определился окончательно. Запад с удовольствием готов контролировать Украину, осторожно дозируя порции дружбы и помощи так, чтобы, с одной стороны, не отвратить от себя, а с другой, не взрастить опасного конкурента. Поговаривают, что именно благодаря тому, что в Украине увидели соперника на авиарынках государств Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, для подавления амбиций Киева включили рычаги международных организаций. Так, ICAO, международная организация по безопасности полетов, требует улучшить качество украинских двигателей по шумам. Как считает генконструктор Запорожского МКБ «Прогресс» Федор Муравченко, если честно придерживаться этих требований, то проблемы определенно возникнут у 60% парка американских самолетов. Что касается украинских машин, то, по мнению разработчика авиадвигателей, проблемы существуют лишь у рамповых самолетов. Причем, при наличии средств и их решить можно — для модернизации четырех двигателей «Руслана» необходимо около 600 тыс. долл. Но кому, как не западным аналитикам, известно, что оттягивание средств от авиаперевозок на модернизацию двигателей ударит по программе Ан-70. Ведь 90% финансирования программы обеспечивают как раз тяжеловесы Ан-124.

К слову, использование силы международных организаций не впервой применяется против Украины, и не только в авиакосмической сфере. Например, под давлением США в ноябре прошлого года Украина подписала документ ОБСЕ, согласно которому теперь представляет международному сообществу реестр торговли легкими вооружениями, который однако, как считают в украинских компетентных органах, очень даже успешно используется некоторыми западными участниками мирового рынка вооружений. Представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины Сергей Тетерук во время организованного на этой неделе Центром Разумкова «круглого стола» по вопросам экспортного контроля прямо заявил о ведении Западом политики двойных стандартов по отношению к Киеву. «Например, США заявляют, что придерживаются жесткого режима в отношении Ливии, однако сами работают на этом рынке», — сказал С.Тетерук. О двойных стандартах западных государств по отношению к Украине заговорили не только представители власти, но и эксперты. Президент Центра Разумкова Анатолий Гриценко считает, что появление ряда обвинений в адрес Украины по поводу поставок чувствительной продукции и технологий Ираку связано с активизацией работы Украины с Ираком в невоенной сфере, что очень не нравится Западу.

Но конкурент в лице Украины объективно уже вырос: очень сложно не обращать внимания на государство, годовой объем торговли оружием которого составляет полмиллиарда долларов. Именно такую цифру огласил на этой неделе уже упомянутый С.Тетерук, добавив при этом, что впервые Украина вышла на 50-процентную долю новых реализующихся за рубеж вооружений.

Став более взвешенным в работе с партнерами, Киев начал подходить к делу системно. Так, во время работы салона во Франции глава украинской делегации и председатель Госкомиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса Владимир Горбулин пообещал, что в ближайшее время в Украине появится Концепция развития оборонно-промышленного комплекса государства, которая вот-вот будет представлена сначала премьер-министру, а потом и главе державы. Более того, он подтвердил, что выступает за создание в Украине единой самолетостроительной корпорации, которая, являясь интегрированной структурой, сможет повысить конкурентоспособность отечественной продукции и предопределить успех на мировом рынке. Правда, вопрос возникает лишь один: как побороть собственный менталитет? Уж очень с трудом верится, что «генералы» ВПК в Харькове и Запорожье добровольно пойдут на то, чтобы стать «полковниками». Тут нужна не столько воля, сколько финансовые рычаги. Но и этот вопрос не стоит на месте: В.Горбулин сказал автору, что готов поддержать создание в стране финансовых групп. Если, например Сбербанк и Импортно-Экспортный банк создадут таковую, это может стать предпосылкой экспансии Украины на ряд новых рынков. Кстати, это стало уже мировой тенденцией, и не только Запад, но и Россия, по информации первого вице-премьер-министра по вопросам ВПК Ильи Клебанова, создает такие группы.

Конечно, никто тут же не завалит авиастроительную или космическую отрасль деньгами — сегодня все больше приходится слышать о «гармоничном сочетании корпоративного финансирования и выделения средств государством». Но даже невооруженному глазу ясно, что большие фирмы и корпорации побеждают маленькие. И коль западные промышленно-финансовые монстры не берут в долю украинцев, то им не остается ничего иного, как создавать собственные гиганты. Или погибнуть. Погибать, однако, украинские авиастроители не собираются, о чем свидетельствует хотя бы отказ запорожцев создать двигатель для военно-транспортного самолета Европы.

Достойное будущее пророчат (но не на рынках Европы) и новому конвертированному самолету Ан-74ТК-300, сборку которого в Харькове считают «серьезной ступенькой» в развитии украинского авиастроения. Не дискутируя, можно заметить, что далеко не каждая страна — участница салона представила на рынок новую машину. Генеральный директор Украинского научно-исследовательского института авиационной технологии Георгий Кривов считает, что Украина еще сохраняет лидирующие позиции в некоторых сферах высоких технологий авиастроения, в частности в металлообработке, материаловедении, сборочных работах, в проектировании и работах в отрасли соединения материалов, а также в формообразовании отдельных сложных элементов материалов.

Хотя с каждым годом из-за хронического недофинансирования проблем появляется все больше: те, у кого больше денег, все чаще наступают на пятки украинским конструкторам и промышленникам.

…Но наша вера оптимистична

Во-первых, как оказалось, не все пропало одним махом с отрицательным решением Европы. Говорят, раскрутка Ан-70 неожиданно оказалась столь существенной, что украинско-российское детище нашло достойною замену. Согласно информации замминистра промышленной политики Валерия Казакова, Украина весьма продвинулась в переговорном процессе с Китаем относительно совместного производства самолета Ан-70. Еще за три недели до авиакосмического салона в Ле Бурже представительная промышленная делегация побывала в Пекине, а проведенные на выставке переговоры позволяют надеяться, что желание китайской стороны стать партнером Украины не останется просто желанием.

Кроме того, в закрытом режиме идут переговоры еще с одной стороной, очень заинтересованной в новой военно-транспортной машине и готовой влить в это дело значительные средства.

Теперь об украинской «Мрії». Многие считают, что «Мрія» откроет новые возможности для украинских авиакосмических проектов. Авиастроители не конкретизируют, говоря лишь, что коммерческий интерес к Ан-225 является прямым результатом спроса на большие грузоперевозчики Ан-124. Британский партнер Украины Air Foyle уже серьезно задумался, не помочь ли Киеву достроить второй самолет, готовность которого составляет сегодня 65%.

Но это еще не все. Сегодня все чаще вспоминают, что Ан-225 в свое время создавался под проект воздушного старта. Есть вполне стойкие слухи, что США тщательно изучают именно эти возможности «Мрії». Как оказалось, американские «шаттлы» вышли не такими уж экономичными, как пророчили их создатели.

Не плохим может быть улов и у представителей космической отрасли. По словам генконструктора КБ «Южного» Станислава Конюхова, у Украины впервые появилась возможность маленькой, но интеграции в европейскую космическую индустрию. Речь о том, что Украина приглашена поучаствовать в тендере по созданию двигателя для нового европейского ракетоносителя малого класса «Вега». Сразу стоит оговориться, что даже в случае победы, заказ будет небольшим: начиная с 2005 г. «Вега» будет стартовать 4—6 раз в год. Но для европейской космической страны, которую упорно не пускают в Европейское космическое агентство, это был бы политический успех. В октябре решение примет итальянская корпорация FiatAvia, доля которой в европейском проекте наибольшая и составляет 65%. Последняя формально и будет разработчиком четвертой ступени ракетоносителя, для которой Украина может поставлять двигатели. Итальянцы уже провели предварительное тестирование украинских технических решений и остались весьма довольны. К этому можно добавить, что украинская разработка будет при более высоких характеристиках существенно дешевле английской, которая конкурирует с отечественной на тендере.

Еще Украина представила на выставке новый электроракетный плазменно-ионный двигатель, призванный совершить революцию в применении двигателей для космических аппаратов, космических платформ и межпланетных станций. По утверждению С.Конюхова, кроме Украины, лишь США, Россия и Франция могут выпускать подобную продукцию, а еще одной стране — Китаю — Украина продала технологию создания лабораторной установки по производству таких двигателей.

Украинских представителей космической отрасли не пугает растущая конкуренция с Россией, выступающей и партнером, и конкурентом одновременно. С одной стороны, системы управления для ракетоносителей «Протон» и «Рокот» делают в Харькове, с другой, Украина не соберет «Зенит» без участия России. Оба государства приступили к реализации проектов создания новых носителей: Украина создает «Маяк», Россия — «Ангару», которая призвана вытеснить с рынка «Зенит». «Конкуренция — душа торговли», с улыбкой говорили на авиасалоне в представительстве Космического научно-производственного центра им. Хруничева, серьезно добавляя, что Украина все же больше партнер, чем соперник.

Сегодня Киев готов работать как вместе с Европой, так и вместе с Россией. Парижский авиакосмический салон засвидетельствовал растущий прагматизм Украины в общении с партнерами, равно как и готовность бороться за свое место на рынке. Киев стал увереннее, злее и предусмотрительнее. Киев готов делать выбор…