UA / RU
Поддержать ZN.ua

АТЫ-БАТЫ. КТО ТЕПЕРЬ ИДЕТ В СОЛДАТЫ

Министр обороны Украины генерал-полковник Александр Кузьмук в пятницу выехал в войска для проверки готовности украинских военных к новому учебному году...

Министр обороны Украины генерал-полковник Александр Кузьмук в пятницу выехал в войска для проверки готовности украинских военных к новому учебному году.

Как сообщили агентству «Интерфакс-Украина» в пятницу в пресс-службе Министерства обороны, в поездке его сопровождают начальник Генерального штаба Вооруженных Сил, первый заместитель министра генерал-лейтенант Александр Затынайко, начальники управлений Министерства обороны и другие ответственные лица руководящего состава военного ведомства.

В Вооруженных Силах Украины начался новый учебный год. Многие военные соединения и отдельные военные подразделения уже приступили к отработке элементов боевой подготовки. О том, насколько парадной будет картина, продемонстрированная руководству Министерства обороны, можно догадываться. Наверняка же редакция «Зеркала недели» знает о состоянии с призывом и вхождением в службу новобранцев в Запорожской области. С места событий - наш собкор Владимир Писковый.

Это надо было видеть: декабрьская стужа и роскошный букет роз в руках офицера. Настоящего полковника. И не песенного, а из жизни - в должности начальника тыла артиллерийского соединения. Несмотря на то, что цветы, естественно, предназначались особе прекрасного пола, к поэзии амурных чувств это не имело никакого отношения. Полковник был на службе, и встреча ему предстояла деловая - с директором банно-прачечного комбината. От результата этого свидания непосредственно зависела возможность посещения личным составом соединения купального заведения и стирки белья перед Новым годом. Ведь если финансовое состояние гарнизона богато только долгами за полученные услуги, его командованию поневоле приходится рассчитывать лишь на чуткость женского сердца...

А в это время заканчивался очередной армейский призыв. Как и предыдущий, весенний, по итогам которого Запорожская область была отмечена приказом Минобороны в тройке лучших, он состоялся достаточно организованно и без происшествий. Правда, за внешним благополучием чисто статистического результата с каждым полугодием все отчетливее проявляются ставшие уже хроническими проблемы пополнения новобранцами Вооруженных Сил.

- К сожалению, нам слишком часто приходится сталкиваться с психологической неготовностью юношей служить в армии, - говорит заместитель областного военного комиссара полковник Петр Донин. - Это вызвано и безответственным отношением к выполнению долга, и падением престижа военной службы, и в значительной мере - несовершенством существующих нормативно-правовых документов. Действующий Закон о всеобщей воинской обязанности и военной службе скорее надо бы назвать законом об отсрочках, в котором практически не предусмотрены сколь-нибудь существенные льготы для призывников и их семей. В результате из каждой сотни призванных на срочную службу из области в войска отправляется не более 12 человек. Как правило, это выходцы из самых необеспеченных и незащищенных слоев населения. Поэтому социальное напряжение с каждым очередным призывом на службу в армию все больше усиливается.

Не лучше обстоит дело и с физическим состоянием будущих защитников Родины. Хотя формально и существует система контроля за состоянием здоровья призывников, согласно которой в 14 лет юноши проходят первое диспансерное обследование, а с достижением 17-летия получают прописку в призывном участке, что предполагает в необходимых случаях направление их на лечение, - реальные показатели, увы, неутешительные. Из 13,5 тысячи молодых запорожцев, призванных на армейскую службу нынешней осенью, 2447 - признаны к ней непригодными, 1200 - получили отсрочки в связи с необходимостью лечения, а 1343 призывника направлены на дополнительное медицинское обследование. Правда, по заверению работников облвоенкомата, ни один юноша с плохим здоровьем в армию не отправляется.

Поскольку в Украине действует экстерриториальный принцип срочной службы, запорожским призывникам предстоит овладевать военным делом исключительно за пределами своей области. А в этом регионе проходят службу преимущественно уроженцы юга и востока страны. Согласно данным, предоставленным командованием артиллерийского соединения, 60% пополнения выразили жалобы на состояние здоровья. Разумеется, это не означает, что каждый из новобранцев болен - не исключено, что кое-кто из них подобным образом желает облегчить себе службу, но ведь кроме субъективных заявлений есть еще и несомненные объективные данные. А заключаются они в том, что около 8% ставших в армейский строй осенью имеют дефицит веса, 5% - страдают плоскостопием, 3% - психическими отклонениями, столько же - перенесли черепно-мозговые травмы.

Не менее угнетающее впечатление оставляют и социально-психологические выводы. Более трети молодых солдат имеют нетрудоспособных, больных или осужденных родителей, 15% - открыто заявили о своем нежелании служить в армии. По данным тестов на морально-психологическую устойчивость, более 40% молодых солдат относятся к третьей и четвертой группам, не допускающим несение караульной службы, а 5% - имеют склонность к суициду...

Приведенные факты, казалось бы, весьма убедительно доказывают необходимость перехода формирования отечественных Вооруженных Сил на профессиональной основе. Так склонны считать не только сугубо гражданские лица, но и многие военные.

- Конечно же, в условиях службы на контрактной основе подобным фактам места бы не нашлось, - считает начальник Запорожского гарнизона генерал-майор Владимир Янько. - Однако в нынешних условиях профессиональная армия может оставаться разве что мечтой. В минувшем году мы вынуждены были приостановить прием на службу по контракту несмотря на то, что, согласно новому расписанию, за счет этого имеем право по ряду должностей заполнить половину штата. Причина банальна - дефицит средств. Их не хватает даже на удовлетворение самых первоочередных потребностей служащих ныне офицеров и прапорщиков. Половина из них не имеет жилья и даже перспектив на его получение. Уже на протяжении трех месяцев они не получали денежное довольствие. К тому, что нет топлива для доставки офицеров и прапорщиков на место службы, к сожалению, уже привыкли, хотя у некоторых лишь на дорогу уходит около шести часов. Сейчас практически ежедневно приходится бороться за то, чтобы солдата одеть, накормить, искупать в бане и постирать белье. Не будь помощи местных властей, эти задачи оставались бы для нас попросту неразрешимыми. По моему мнению, определенным компромиссным вариантом и для общества, и для армии могло бы стать внедрение территориального принципа прохождения срочной службы, как это, скажем, принято в Польше. Конечно, нельзя надеяться, что это снимет все без исключения проблемы, но, по крайней мере, часть из них, связанных с бытовыми и морально-психологическими условиями жизни военнослужащих, утратили бы нынешнюю остроту.

А пока молодое пополнение артиллерийского соединения и других воинских частей, дислоцирующихся в Запорожье, проходит армейскую акклиматизацию, вопрос о январском походе в баню остается открытым. Интересно, даст ли эффект очередной визит полковника с букетом роз?