UA / RU
Поддержать ZN.ua

Аты-баты, шли теледебаты

Между первым и вторым туром президентских выборов два основных претендента на «большое кресло» будут иметь возможность продебатировать между собой в прямом эфире как минимум трижды...

Автор: Петр Данилюк

Между первым и вторым туром президентских выборов два основных претендента на «большое кресло» будут иметь возможность продебатировать между собой в прямом эфире как минимум трижды. Намерение предоставить им возможность встретиться с глазу на глаз под светом юпитеров задекларировали или собираются задекларировать сразу несколько телеканалов. Ведь это тот почти уникальный случай, когда сугубо политический телепродукт обещает небывалые рейтинги. Без сомнения, половина страны будет внимательно наблюдать за словесной дуэлью двух людей, одному из которых предстоит доверить судьбу страны. Лакомый кусок, который, очевидно, придётся делить. Кроме официальных теледебатов, которые, согласно закону о президентских выборах, обязана провести Национальная телекомпания Украины, свои предвыборные встречи задумала «Студия «1+1», а также группа сетевых телеканалов («5 канал», «Тонис» и др.), ведущие переговоры о масштабном совместном проекте. Кандидатам, вероятно, придётся покочевать между телестудиями, поскольку идея председателя Центризбиркома Сергея Кивалова устроить единые национальные теледебаты для всех полной поддержки среди эфирных компаний пока не нашла.

В то же время о форме и содержании этих телепроектов известно пока немного. Определённые рамки заданы только Первому национальному, который является прямым исполнителем статьи 62 Закона «О выборах президента Украины». Эта страничка текста определяет, что дебаты должны пройти в течение дней, отведённых на предвыборную агитацию, в прямом эфире между 19 и 22 часами. Каждый кандидат (на сегодняшний день их, напомню, 26) имеет право, при желании, поучаствовать в часовой программе только один раз, встретившись не более чем с одним оппонентом. Итого, 13 программ. Отдельно регламентированы дебаты между кандидатами, прошедшими во второй тур, — на них должны быть отведены традиционные 100 минут. Центризбирком уже определил предварительные сроки выхода в эфир предвыборного сериала — с 10 по 26 — 27 октября. Окончательные даты могут меняться, ведь многих желающих поучаствовать в выборах всё ещё могут по разным причинам снять с регистрации. Ну а жеребьёвку, которая определит пары участников и последовательность их выхода в эфир, ЦИК проведёт после того как примет от них все подписные листы.

И можно уже сейчас предположить, что зрелище на протяжении двух предвыборных недель Первый национальный нам предложит скучнейшее. Не нужно быть специалистом по теории вероятности, чтобы прикинуть, что основным претендентам на президентский пост, скорее всего, предстоят дискуссии с малоизвестными, серыми и абсолютно никому не интересными личностями. Реально заслуживающих внимание ведь всего двое, от силы — четверо. Остальные — т.н. «технические кандидаты», роль которых как раз и сводится к созданию массовки. Вероятность пересечения в пространстве телевизионного павильона носителей двух основных концепций дальнейшего развития общества до первого тура минимальна. Это уже издержки принципа равных возможностей.

Такой подход абсолютно не устраивает коммерческие телеканалы, для которых важна не столько общественно-политическая составляющая дебатов, сколько зрелищная, собственно, и дающая рейтинг. Для того чтобы шоу было интересным, пары участников нужно тщательно подбирать, руководствуясь абсолютно субъективными мотивами (равный политический вес, полярные позиции по ключевым общественно-политическим вопросам и т.д.), что открывает широкий простор для манипуляций с одной стороны и обвинений в предвзятости авторов с другой. Кроме того, тратить драгоценное эфирное время на политиков второго и третьего эшелонов вообще нерентабельно — смотреть такие дебаты никто не будет. Значит, нужно вводить некий отбор участников, сортировать их, например, по рейтингам (как поступил на прошлых парламентских выборах «Новый канал»), а это означает прямое нарушение всё того же принципа равенства кандидатов.

Для представителей негосударственного телевидения есть простой выход — провести только одни масштабные дебаты исключительно между кандидатами, прошедшими во второй тур. Эту идею собирается реализовать компания «Интерньюз-Украина», собрав под свои знамёна пул заинтересованных телеканалов. По словам ее исполнительного директора Константина Квурта, который курирует данный проект, своё согласие уже дали «5 канал» и «Тонис». Не исключено и участие отдельных каналов, принадлежащих Виктору Пинчуку и «донецким», с которыми также ведут переговоры. По замыслу организаторов, встреча участников второго тура президентской гонки должна произойти на независимой площадке при таком же независимом техническом обеспечении. Форму трансляции, драматургию программы, кандидатуру ведущего и прочие нюансы будет утверждать специальный наблюдательный совет, в который войдут представители штабов кандидатов, члены ЦИК, а также группа авторитетных независимых экспертов.

В настоящий момент инициаторы всё ещё обсуждают проект с заинтересованными сторонами: эфирными компаниями, штабами кандидатов, ЦИКом и потенциальными донорами. Организаторы «мультимедийных» дебатов предполагают все принципиальные вопросы решать консенсусом. Также они очень надеются подключить к реализации Национальную телекомпанию, взявшись за совместную 100-минутную программу между турами, на которую, в частности, выделяет бюджетные средства Центризбирком. Но это пока только возможная перспектива. Пока ясно, что «5-й канал» и «Тонис» точно предоставят под встречу фаворитов кампании свой эфир. По крайней мере, возглавляемый Сергеем Тигипко штаб Януковича уже дал предварительное согласие на участие своего лидера. Думается, Ющенко тоже не ответит отказом.

«1+1» намеревается пойти своим путём. Как заявил генеральный продюсер студии Владимир Оселедчик, формат теледебатов «один на один» каналом давно разработан и успешно апробирован на прошлых парламентских выборах. Всё упирается только в засилье на избирательной дистанции «технических кандидатов». «26 участников — это для канала гиблое дело», — сетует Оселедчик. Такое количество действующих лиц было бы оправдано в формате пресс-клуба, но действительно интересные дебаты в чистом виде на таком «материале» построить нереально. Таким образом, для студии встаёт щекотливый вопрос о критериях отбора кандидатур на участие в дебатах, как и о распределении пар участников. По мнению генпродюсера, вполне оправданным в данном случае был бы сугубо субъективный подход — авторы программы сами решают, кого именно пригласить в эфир и с кем их столкнуть в битве идей. Однако нынешний закон о выборах не даёт однозначного ответа, имеет ли право частный телеканал отступить от задекларированного в нём принципа равных возможностей. Вопросом остаётся и согласие самих кандидатов принять участие в этом проекте.

Остальные телеканалы, по имеющейся на данный момент информации, в основном не собираются разрабатывать под выборы какие бы то ни было отдельные проекты, ограничившись уже существующими у них в эфире форматами. Вполне вероятно, встречи кандидатов у себя в студии организует на ICTV Дмитрий Киселёв. «Интер», возможно, подготовит в рамках «Действующих лиц» портреты участников марафона. Не стоит забывать и о «Народной платформе», которая уже традиционно должна выстрелить как ружьё предвыборной борьбы СДПУ(о), которое уже давно висит на стене. Аналогичная ситуация и на ТРК «Эра». Далеко не «праймовое» эфирное время телекомпании и так под завязку забито информационными программами. В вечернем «Темнике» уже успели побывать многие нынешние кандидаты. Вероятно, увидим мы их там и в дальнейшем. Также гостевые площадки имеются и в «эровском» утреннем блоке «Доброго ранку, Україно!», где ежедневно в течение 10 минут могут встречаться в прямом эфире сразу несколько гостей. «Будем работать на выборах в этих форматах», заявил в интервью «ЗН»первый заместитель генерального директора ТРК Андрей Омельченко, добавив, что для полноценных теледебатов у компании просто нет адекватного эфирного времени.

Наконец, на СТБ решили вообще отказаться от любых предвыборных проектов, кроме текущего освещения кампании в информационных программах. Легендарный канал, по отношению к которому слово «объективный» иногда всё ещё можно применить без преувеличения, во времена своего расцвета старался по мере возможностей сохранять позиции одного из флагманов политического вещания страны, не пропуская ни одни выборы и предлагая зрителям массу спецпроектов соответствующей тематики. Ныне коллектив переживает очередную смену руководства, ищет свою нишу на телевизионном рынке и готовится к новому сезону, который здесь начнётся с 2005 года. По мнению нового генпродюсера Дмитрия Харитонова, в настоящее время СТБ не готов к дебатам ни с технической, ни с творческой точки зрения. На реализацию такого масштабного проекта пришлось бы бросить все силы, которые так нужны сейчас на пороге глобальных изменений.

Ну а точку в освещении предвыборной кампании должны будут поставить традиционные телемарафоны в ночь подсчёта голосов. К их проведению готовится и «1+1», и «Интер», и большинство сетевых телеканалов. Опять-таки, технологию успели обкатать уже не раз. Вот только все предыдущие выборы (после 1994 г.) были в той или иной степени прогнозируемы, или же их результаты не были столь критичны для социума, как нынешние. Соответственно, легко было заранее выстроить драматургию таких программ, очертить круг гостей прямых эфиров (участников процесса, политологов и др.), вписать в контекст официального подсчёта голосов результаты «экзит-поллов», спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Сейчас же каждый телеменеджер, вероятно, задаёт себе вопрос, а что будет, если результаты не будут однозначными? Согласится ли оппозиция с неубедительной победой власти? Согласится ли власть с неубедительной победой оппозиции? А если «экзит-полл» и соцопросы не совпадут с официальными данными ЦИКа? А если невольно случится оказаться среди кочегаров топки народных волнений? Ведь в числе украинских телеканалов нет «Рустави-2». Потому вопросов при освещении нынешних выборов у них гораздо больше, чем ответов.