UA / RU
Поддержать ZN.ua

АРМИИ БАЛТИИ

После развала Советского Союза в бывших республиках приступили к формированию национальных армий...

Автор: Марк Штейнберг

После развала Советского Союза в бывших республиках приступили к формированию национальных армий. Те из них, кто вошел в состав СНГ, свои вооруженные силы построили по образцу и подобию советской армии, сохранив методы комплектования и боевой подготовки, вооружение и униформу, изменив лишь некоторые элементы символики. В отличие от этих стран, республики Балтии, первыми провозгласившие независимость и первыми начавшие создавать национальные армии, делают это совершенно иными методами, в результате чего их вооруженные силы за пять лет приобрели собственный облик.

Во многом особенности балтийской армии зависят от величины самой республики, численности населения, возможностей экономики. Наиболее крупная - ЛИТВА: 3400 тысяч населения (более 80 процентов - этнические литовцы). Чуть ли не первыми парламент принял три государственных акта, регламентирующие организацию военной службы и структуру «охраны края», как здесь именуют оборонное ведомство.

Вслед за этим в Литве разработали и утвердили военные программы, предусмотрев формирование пограничных войск, собственно регулярных вооруженных сил и органов гражданской обороны. Несмотря на смену социально-политических приоритетов, вызванную поражением «Саюдиса» и приходом к власти Демократической партии труда во главе с Альгирдасом Бразаускасом, оборонные программы выполняются и в настоящее время. Из всех республик Балтии только Литва располагает сравнительно боеспособной армией, численность которой в 1995 году, с учетом пограничной охраны и гражданской обороны, достигла 28 тысяч.

Общее руководство вооруженными силами, как я уже отметил, лежит на Министерстве охраны края, которое сегодня возглавляет Линас Линкявичус. Они комплектуются на основе всеобщей воинской обязанности, срок службы рядовых и сержантов - полтора года. Если соотнести численность армии и населения Литвы, то станет очевидным, что ежегодно призвать семь-восемь тысяч юношей не составляет труда. Сложнее с командным составом, особенно с младшими офицерами, - их не хватает (недокомплект, пользуясь штабным термином, превышает 50 процентов). Поэтому для офицеров установлен весьма высокий предельный возраст: лейтенанты служат до 45, капитаны - до 47 лет.

Готовят командиров на курсах двухгодичной школы Вильнюса на базе бывшего училища ПВО. Кроме того, офицеры-специалисты учатся в военных колледжах Франции и Германии. С сентября 1993 года, по соглашению с Россией, литовские юноши обучаются в Рязанском воздушно-десантном и Калининградском военно-морском училищах.

Старшие и высшие офицеры имеют, как правило, солидный стаж кадровой службы в советских вооруженных силах. Начальник Главного штаба полковник Стасис Князис в свое время окончил Военную академию ПВО. Командир основного соединения литовских сухопутных войск - «Гележинас вилкас» («Железный волк») - полковник Чеславас Езерскас также немало лет прослужил в советской армии. Его полевая бригада - десять батальонов (свыше пяти тысяч человек), самое крупное соединение литовских вооруженных сил - расквартирована в Вильнюсе и Каунасе. Они готовятся по программе сил быстрого реагирования, имея десантников, группы по борьбе с террористами и диверсионно-разведывательные роты.

Из всех балтийских республик Литва первой создала собственные военно-морские силы - 700 человек. Ядро - Клайпедская флотилия под началом командора Раймондаса Болтушиса (бывшего флагманского штурмана Балтийского флота, капитана 1 ранга). Корабли литовцам достались от России, которой они обязались выстроить дома военнослужащим Калининградской области. Балтийский флот «поделился» двумя фрегатами (это, по российской терминологии, малые противолодочные корабли, их назвали «Ауштальниц» и «Жемайтис»), двумя торпедными катерами, лоцманским катером и научно-исследовательским судном.

В прошлом году Министерство охраны края хотело получить от НАТО пять ракетных катеров и тральщик в счет совместной эксплуатации военно-морской базы Клайпеда. Пока, однако, этот проект не реализован, и литовский флот укомплектован меньше чем наполовину.

Не в лучшем положении и военно-воздушные силы (основная база - Паневежис). У литовских военных летчиков всего четыре переоборудованных учебных самолета Л-39 (из Азербайджана). Планируют купить у России восемь самолетов тактической авиации и четыре транспортно-десантных вертолета. Чего у Литвы в избытке - так это пилотов - втрое больше.

Самая, пожалуй, запутанная структура оборонительных сил в Балтии у ЛАТВИИ. Собственные войсковые подразделения есть и у Службы безопасности, и у Министерства внутренних дел. А территориальные части (ополчение «Земессардзе») в два с половиной раза превышают численность регулярной армии. Всего в военных и военизированных формированиях около 35 тысяч человек. Не так уж мало для страны с населением в два с половиной миллиона, из которых этнических латышей не более 54 процентов, а в вооруженных силах они преобладают.

Министр обороны Валдис Павловскис хотя и штатский человек, но имеет военный опыт. Кроме университета, он окончил в США школу офицеров морского десанта, во Вьетнаме командовал ротой морских пехотинцев. На родину вернулся после обретения Латвией независимости. Собственно, он и стал одним из основателей нынешних вооруженных сил республики, в которых на 1 января 1995 года 7412 человек: в пехоте, авиации, на флоте и в пограничной страже. Показательно, что больше всего пограничников: 4130 солдат и офицеров. Самые многочисленные заставы на границе с Россией и Белоруссией.

В сухопутных войсках - 1910 человек, три батальона, наиболее мощный - разведывательно-десантный. Вооружение сборное: приобретенное за рубежом или подаренное иностранными государствами: автоматы из Польши и Венгрии, бронемашины германские и шведские.

Авиация (225 человек, в т.ч. 30 пилотов) оснащена чешскими и российскими машинами: два самолета Л-410, два - АН-2, пять вертолетов МИ-2. Основная авиабаза - в Лиелварде, резервные - в Тукумсе и Екабпилсе.

В военно-морских силах более 1500 офицеров и матросов. Три малых ракетных корабля, девять катеров и два тральщика. Корабли подарили Германия и Швеция. Базы - в Риге и Лиепае. Командует флотилией со дня формирования морской капитан Гайднис Зейботс (в прошлом - капитан 1 ранга советских ВМС, командир дивизиона тральщиков).

В связи с небольшой численностью сухопутных войск, большие надежды (в случае нужды) возлагают на ополчение «Земессардзе». В нем свыше 17 тысяч бойцов, сведенных в пять бригад (36 батальонов и 6 отдельных рот). Даже в мирное время ополченцы контролируют приграничную 15-километровую полосу.

Командует силами обороны Латвии сейчас Юрий Далбиньш, начальник Главного штаба - Юрис Арнесс (оба недавние кадровые офицеры советских войск).

В латвийскую армию призывают в течение всего года, в зависимости от потребности. Срок службы - полтора года. Кстати, новобранец имеет право выбрать место службы, предварительно посетив войсковую часть, познакомившись с командирами и солдатами.

В армии только латвийские граждане. Контингента новобранцев в стране больше, чем требуется. Латвия, одна из первых среди бывших советских республик, ввела альтернативную службу. Но из-за отсутствия должного контроля законодатели заменили ее трудовой. Хотя и с этим видом гражданской повинности вышла осечка: в стране безработица и многие живут на пособие.

Вместе с тем, в некоторые элитные подразделения уже нанимают по контракту. К примеру, в разведывательно-десантный батальон «Рысь», дислоцирующийся в местечке Сужи. Любопытно, что в этот батальон набирают контрактников даже и не из граждан Латвии, если они профессионалы и знают латышский.

Основная военно-политическая концепция латвийского руководства состоит в том, что Силы обороны должны обеспечить охрану воздушных, морских и сухопутных границ республики. Что же касается непосредственно боевых действий, то Арнесс в интервью «Балтийской газете» высказался так: «Победить большую армию мы не можем, но Силы обороны вместе с другими вооруженными формированиями должны обеспечить политическому руководству достаточно времени для получения помощи и военной поддержки извне...»

Исходя из того, что Латвия хочет вступить в НАТО и в другие оборонные структуры Западной Европы, нетрудно догадаться, кого ее руководители вполне обоснованно считают потенциальным агрессором...

Силами обороны и всеми военизированными формированиями ЭСТОНИИ в мирное и военное время руководит командующий. Им два года назад назначен отставной полковник армии США (американец эстонского происхождения) Александер Эйнселн. Ему 63 года, участник Корейской и Вьетнамской войн.

В Силах обороны регулярные части, службы охраны государства и добровольной военизированной организации «Кайтселийт». Всего их численность на 1 января текущего года составила 13 тысяч, что для страны с населением 1 миллион 400 тысяч вполне солидный контингент, если еще учесть, что этнических эстонцев в республике не более 65 процентов, а Силы обороны комплектуются в основном из них.

В регулярных частях - 2,5 тысячи. Они состоят из пехоты и флота. Пехота - наиболее крупный вид войск, в ней две тысячи солдат и офицеров, сведенных в три моторизованных батальона. Они оснащены оружием советского образца, закупленным у Румынии, и израильским - в основном автоматами «Узи» и зенитными ракетами типа «Стингер». Тель-Авив открыл Таллинну кредит на 50 миллионов долларов.

Военно-морской флот - из двух разведывательно-сторожевых кораблей типа «Кондор», подаренных Эстонии Германией. Они базируются в Таллинне и Пярну. Корабли были переданы укомплектованными, кроме боевого вооружения. Оружия и боеприпасов эстонцам еще не хватает.

Кроме этой флотилии планируется создать подразделение патрульных катеров на реке Нарва и Чудском озере. Правительство ведет переговоры с той же Германией о передаче шести таких судов в дар.

Авиация. Ее намечалось сформировать в виде двух звеньев самолетов и подразделения обслуживания. За основу взяли наиболее дешевые учебно-тренировочные Л-39 чешского производства, но пока необходимой суммы (350-400 тысяч крон) не нашли.

Силы обороны Эстонии комплектуются на основе призыва. Проходить военную службу должны лишь граждане мужского пола в возрасте от 19 до 28 лет. Срок ее - 18, срок альтернативной - 24 месяца. Восстановлены офицерские чины, существовавшие до 1940 года, а также унтер-офицерские звания того времени. Подготовка офицеров ориентирована на Скандинавию. В 1992 году договорились с Финляндией направить две группы по десять человек на учебу в кадетскую школу в Сантахамине и в военное училище Лаппенранте. Столько же юношей учится в Швеции.

Два других компонента Сил обороны численно гораздо больше регулярной армии. Служба охраны включает пограничные войска, береговую стражу и отряд спасателей - всего 4 тысячи человек. Но больше всего людей в военизированной организации «Кайтселийт» - 6,5-7 тысяч. Эта организация появилась еще до второй мировой войны и сегодня представляет собой добровольное народное ополчение. Его подразделения сформированы в виде «дружин», каждая контролирует зону, где проживают ее бойцы, хранящие дома стрелковое оружие, снаряжение и униформу. В случае войны дружины «Кайтселийта» должны оборонять «свою» территорию.

Формируя собственные вооруженные силы, руководители стран Балтии вполне трезво оценивают их скромные возможности. Усилить боевую мощь может сплочение, объединение натовского типа. Именно о таком союзе шла речь еще в конце 1993 года на встрече командующих Силами обороны стран Балтии.

После ухода российских войск из Латвии и Эстонии разработка документов о военном союзе вступила в заключительную фазу. Предусматривается иметь совместное военное командование, руководящим органом которого будет совещание главкомов Силами обороны. В сферу их компетенции должны входить:

- совместная охрана сухопутных и морских границ;

- единая система противовоздушной обороны;

- общая учебная база и единая система подготовки войск;

- единая программа разработки и производства оружия.

Последний пункт стал камнем преткновения. Литва пока ориентируется на российские системы вооружения. Латвия рассчитывает на помощь Швеции и Германии. И лишь Эстония начала переходить на стандарты НАТО.

Такая позиция противоречит проекту военного союза. Но стандартизация вооружения и всех положений оборонительной системы потребует существенных изменений в законодательстве и немалых затрат. Бюджеты всех трех стран выдержать такие нагрузки сегодня не в состоянии.

Не секрет, государства Балтии в своей оборонной политике исходят из перманентной угрозы со стороны России. И если даже все наметки создания военного союза между ними будут выполнены, то крайне сомнительно, чтобы их Силы обороны смогли сдержать наступление огромной российской армии. Поэтому обеспечение своей национальной безопасности страны Балтии связывают прежде всего со вступлением в Североатлантический альянс.