Кошка: Мой величайший враг — собака.
Собака: Мой — тоже.
Карел Чапек, «Побасенки»
С усердием, несомненно, достойным лучшего применения, Виктор Андреевич Ющенко продолжает уклоняться от любых сколько-нибудь внятных объяснений, что, в конечном счете, будет представлять собой избирательный список провозглашенного еще в июле блока «Наша Украина». Тем не менее, практически все журналисты, эксперты и политологи начинают анализ грядущих выборов именно с них, — с Виктора Андреевича и его патриотического объединения. И это понятно: несмотря на то, что цифровые показатели Ющенко понемногу опускаются с заоблачных высот, он все еще остается носителем самого большого рейтинга народного доверия.
Вопреки действиям самого Виктора Андреевича (и, пожалуй, благодаря яростной критике его оппонентов), молва упрямо рисует поверх реального политика Ющенко иконоподобный лик Виктора Красно Солнышко (нечто среднее между Ярославом Мудрым и Мстиславом Удалым). К счастью, приобщиться к этому светлому образу (и, разумеется, к возглавляемому им избирательному списку) претендуют самые разнообразные структуры — от Рухов и национал-реформаторов «Реформ и порядка» до донецких региональных баронов и лично Александра Михайловича Волкова. Азарт понятен и объясним — «Наша Украина» имеет шансы пройти в парламент, с помощью бренда «Виктор Ющенко» консолидировав голоса не только всех так называемых правых Западной Украины, но и немалую долю «толерантных» избирателей Украины Центральной. «Виктор Красно Солнышко», похоже, способен сотворить настоящее «правое чудо». Такой оборот, вне всякого сомнения, создаст серьезные проблемы «Батьківщині» Юлии Тимошенко, фактически претендующей на тот же электорат. Умеренные оппозиционеры и конструктивно настроенные протестанты, безусловно, пойдут за Ющенко, превратив блок, сформированный вокруг «Батьківщини», всего лишь в тень (или, мягче говоря, в блок-спутник) «Нашей Украины».
Единение правых избирателей «под Ющенко» явочным порядком формирует аналогичную ситуацию на левом фланге. Там, скорей всего, также произойдет консолидация вокруг фаворита — Компартии. Украинские коммунисты давно запутались в желании совместить статус «главных оппозиционеров» и постоянные игры с властью «в поддавки», выдавая весь этот винегрет за адаптацию учения классиков марксизма-ленинизма к реалиям сегодняшнего дня. Зато теперь КПУ получает понятный и близкий левым избирателям лозунг борьбы с национализмом. Устрашающих аргументов команда бывшего премьер-министра предоставила немало. Достаточно напомнить избирателям пана Драча и пана Жулинского, вдохновенно боровшихся за торжество национальных идей посредством попыток ограничить в правах русскоязычную прессу, создать таможенные барьеры для российских книг, «национально реформировать» систему образования, в конце концов — провести малопонятную, но все равно раздражающую языковую реформу. Легко представить, как Крым, Восточная Украина и часть центральных областей под пение «Вставай, страна огромная» проголосуют за коммунистов, олицетворяющих уже не только «старое доброе время», но и защиту от возрожденного жупела «националистической угрозы».
Такой расклад чреват серьезными потерями для Соцпартии, гораздо лояльней коммунистов относящейся к идеалам «державничества». Во всяком случае, о 12% голосов, полученных председателем СПУ Александром Морозом на президентских выборах 1999 года, не стоит и мечтать. Видимо, сократятся и ряды голосующих за «виселицы и рудники для врагов трудового народа», обещаемые лидером ПСПУ Натальей Витренко.
В последнее время достаточно серьезно обсуждается блокирование СПУ и «Батьківщини» с «Нашей Украиной». Идеологические, технологические, электоральные и административные преимущества такого блока неоднократно перечислялись и не вызывают сомнений. «Круче» этого может быть только принародное покаяние Леонида Даниловича Кучмы с просьбой отпустить его в отставку. И, пожалуй, только покаяние Кучмы еще более невероятно, чем блокирование Мороза, Тимошенко и Ющенко. Тому две причины. Первая — в неспособности Виктора Андреевича решиться на столь радикальную антипрезидентскую демонстрацию. Вторая — в тех серьезных политических и кадровых уступках, на которые пришлось бы пойти Тимошенко и Морозу. Впрочем, и у «Батьківщини», и у СПУ ситуация довольно сложная. Им приходится уповать на несомненную, но локальную («свiй до свого про своє») харизму Юлии Владимировны и Александра Александровича, поэтому на пути уступок они могут продвинуться довольно далеко. Гипотетическая вероятность «большого блока» сохраняется.
Пока же выборы могут стать «праздником для двоих» — для «ющенковцев» и коммунистов. Первые имеют шансы выбрать около 20% (в идеале — до 25%), вторые — около 25% (до 30%). В такой системе координат «Батьківщині» и ПСПУ придется хорошо повоевать за 4%, Соцпартии — за 5%. А далее проведем простой расчет. «Микропартии», не дотянувшие до спасительного барьера, сообща соберут не меньше 15% (в 1998 году — свыше 25%), а еще около 5% избирателей поставят «галочку» в графе «против всех». Таким образом, на все крупные партии, позиционирующие себя в центре политического спектра, чисто арифметически приходится никак не более 25 процентов. И борьба в этом секторе будет невиданно жесткой, даже жестокой.
Из двух объявленных на выборы центристских структур — СДПУ(о) и блока «Трудовой Украины», НДП и «Регионов» — пока что по основным показателям (финансы и админресурс) первенство прочно удерживает ТУНДРа. Уже само заключение пакта соперничавших еще в советские времена «донецких» и «днепропетровских» выглядит неотвратимо-устрашающе, почти как пакт «Молотова—Риббентропа». К этому надо добавить наличие члена президентской семьи Виктора Пинчука, главы налоговой администрации Николая Азарова, а также весьма влиятельного донецкого губернатора Виктора Януковича, вполне способного создать на востоке в поддержку ТУНДРы «губернаторский пул». Фактически в центре происходит то же самое разделение, что и на флангах, только залогом успеха являются уже не соответствие идеологемам и не успехи в партийном строительстве, а доступ к административному ресурсу. У СДПУ(о) нет стопроцентно своих губернаторов — и этим определяется их положение «тени» и «партии-спутника» ТУНДРы. Кстати, уместно вспомнить, что из аж 4,02%, завоеванных «динамовцами» в 1998 году, более трети было получено в контролировавшейся тогда ими Закарпатской области (16,61%) и в городе-герое Киеве (15,05%). С киевским мэром Александром Омельченко эсдеки поссорились еще весной 1999 года, а Закарпатье обрело независимость в прошлом году. Строго говоря, единственное, что может помешать «тундристам» пройти в парламент победным маршем — это абсолютно реальная вероятность того, что пестрое собрание не сумеет сохранить свое формальное единство до дня голосования. Впрочем, это уже проблема того, кто всех их собрал и пока еще удерживает вместе, — Президента Кучмы Леонида Даниловича.
Возглавляемая Григорием Суркисом и Виктором Медведчуком объединенная Социал-демократическая партия вполне сознает нависшую над ними угрозу и пытается противодействовать по двум направлениям. Во-первых, изо всех сил «сохраняет лицо» в виде больших и красивых рейтингов и всячески демонстрирует (в первую очередь, Президенту), какие они единые, «крутые» и надежные ребята. О всенародной любви к идеалам социал-демократии (объединенной) в контролируемых СМИ уже начинают слагаться легенды. Из той же серии — сообщения о тесном сотрудничестве СДПУ(о) с главным кремлевским политтехнологом Глебом Павловским. Не вдаваясь в рассуждения о степени достоверности этих сообщений, и в профессиональные оценки многогранного директора Фонда Эффективной Политики, должен признаться, что эффективность гениальных (уверен!) наработок российских пиарщиков на украинской почве вызывает серьезные сомнения. Но ведь не в PR-е дело! Главное — выстроить психологическую цепочку: СДПУ(о) — это Глеб Павловский, Глеб Павловский — это Кремль, следовательно, Кремль делает серьезную ставку на СДПУ(о). Чем «Кремль» мог бы реально помочь — так это «убедить» Кучму выделить социал-демократам конкретный объем админресурса в виде двух-трех «собственных» губернаторов. Чего пока что не происходит.
Второе направление, разрабатываемое технологами эсдеков, — борьба за расчистку «общецентристского» плацдарма. Вот уже несколько месяцев «динамовцы» ведут необъявленную, но очень упорную войну против Партии зеленых. На вооружение, похоже, взят ложно истолкованный тезис об ограниченности (в электоральном смысле) центристского электората. Однако избиратели ПЗУ не являются, строго говоря, «центристами». Совершенно очевидно, что под лозунгами «Нас вже не п’ятдесят два мiльйони» и «Полiтики займаються демагогiєю» «зеленым» удалось мобилизовать умеренно-протестный и, грубо говоря, «пофигистический» электорат — тех, кто почти в равной мере не любит власть, коммунистов и националов. Если убрать «зеленых» с игрового поля — их потенциальные голоса достанутся отнюдь не СДПУ(о) или «тундристам». На западе они отойдут к «Нашей Украине» и «Батьківщині», в центре — к «Батьківщині» и СПУ, а на востоке — к СПУ, и, частично — к КПУ и ПСПУ. Между прочим, такой расклад создал бы неплохие шансы для Александра Мороза и Юлии Тимошенко привести в Раду вполне приличные фракции и без чудесного, но маловероятного блокирования с Виктором Ющенко. Тогда, глядишь, на очереди встанет следующее чудо, — то самое покаяние Леонида Даниловича, которое пока что представляется вовсе немыслимым.