Пока никто точно не знает, сколько продлится кризис и каких усилий потребует потом восстановление отечественной экономики из руин. Специалисты уверенно говорят только о том, что на старопромышленных регионах Украины последствия потрясений на мировых рынках отразятся особенно сильно. Поэтому редакция «ЗН» продолжает пристально следить за социально-экономической ситуацией на востоке страны.
Положение здесь, похоже, стремительно приближается к классической отметке «хуже губернаторского». Вплоть до того, что у руководителей регионов уже нервы. Во время встречи со спикером Верховной Рады Владимиром Литвином председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк в сердцах заявил: «Вы прямо скажите, что мы сами должны выживать, вот здесь, на региональном уровне. Тогда вы там сами по себе в Верховной Раде танцуйте, а мы будем заниматься людьми».
Недавно в Донецкой области был установлен своеобразный «антирекорд»: в Великоновоселковском районе, одном из немногих сельскохозяйственных районов региона, количество безработных, претендующих на одну вакансию, превысило цифру в сто человек. Темпы роста безработицы опережают самые пессимистические прогнозы — уже сейчас в области более 60 тысяч безработных, а вскоре, предполагают специалисты, не исключено увеличение армии незанятых граждан в полтора раза. В целом по итогам «кризисного» 2009 года не у дел может оказаться каждый десятый донетчанин трудоспособного возраста (более двухсот тысяч человек). Последний раз такое количество людей оказывалось на улице во времена массового закрытия угольных шахт правительством Павла Лазаренко.
И это при том, что последствия кризиса еще не ударили по экономике региона во всю мощь. «Вторая волна» обрушится на Донбасс в феврале-марте. Скептики из числа экономистов областной администрации обещают, что через месяц январь будет вспоминаться как сытый и благополучный месяц.
Руководители региональной власти сигнал поняли верно, и уже сейчас говорят об угрозе срыва планов бюджетных поступлений в местную казну, складывающуюся, в основном, из подоходного налога «маленьких украинцев». Официально объявлено, что уже в январе дыры в бюджете Донецкой области пришлось затыкать займами Госказначейства на сумму 552 млн. грн. Экономисты подсчитали, что при нынешней динамике сокращения фонда оплаты труда на предприятиях региона к концу 2009 года дефицит областного бюджета составит более полутора миллиардов гривен.
Донецкие депутаты местных советов, комментируя принятие региональных смет с мрачноватым юмором уже успели окрестить утвержденные финансовые документы «бюджетом выживания». Впервые за много лет пришлось отказаться от «бюджета развития» — категории, введенной в донецкий, а потом и всеукраинский бюджетный процесс Виктором Януковичем еще в те времена, когда лидер регионалов возглавлял областную администрацию. С его подачи в Донецке появилась мода заранее резервировать часть средств на инфраструктурные проекты, а не финансировать поддержание системы жизнеобеспечения региона по остаточному принципу. Деньги эти тратились главным образом на газификацию и телефонизацию отдаленных поселков, ремонт и строительство дорог, больниц, детских садов, котельных и пр. В 2009 году «развиваться» Донбасс не собирается, все будет потрачено на текущие нужды — в основном, на зарплаты работникам бюджетной сферы и служащим. Исключение составляют только затраты на ремонт и строительство дорог. Эти работы будут проводиться за средства, собранные с автовладельцев в качестве транспортного сбора. Кроме того, тяжелые времена тоже по-своему обогатили копилку местного финансового опыта — впервые введен коэффициент корректирования доходов вследствие влияния кризиса.
Всего объем доходной части бюджета Донецкой области запланирован на уровне 4,44 млрд. грн. Доходная часть общего фонда бюджета Донецкой области определена депутатами в сумме 3,625 млрд. грн. Половину этих средств составляют субвенции из государственного бюджета — 1,816 млрд. грн. Наибольший удельный вес среди собственных доходов бюджета области — поступления от налога на доходы физических лиц — 1,2 млрд. грн. Расходная часть областного бюджета равняется доходной и также составляет 4,44 млрд. грн. Основная часть этих средств будет потрачена на содержание социальной сферы — учреждений здравоохранения, образования, физкультуры и молодежной политики. В том числе сфера образования получит (если повезет) 443,8 млн. грн., здравоохранение — 813 млн. грн., учреждения социальной защиты — 148,9 млн. грн., учреждения культуры и искусства — 92 млн. грн., учреждения физкультуры и спорта — 36 млн. грн.
После принятия местных бюджетов в Донецкой области существенно изменилась структура социальных «групп риска». На металлургических предприятиях ситуация относительно стабилизировалась, и заводы работают, пусть и на половину мощности. Рабочие получают пусть не такие больше, как раньше, но постоянные доходы, и приспособились к сокращенному графику работы. Зато следующими жертвами кризиса могут стать все, чье благосостояние напрямую зависит от властей — работники социальной сферы, служащие и шахтеры.
Врачам, учителям и чиновникам теперь не будут выплачивать премии и надбавки, и они вынуждены сидеть на «голом» окладе, что означает уменьшение их заработков почти вдвое. Кроме того, в подконтрольные местным органам власти структуры временно запрещено принимать на работу молодых специалистов, а также предписано сократить расходы на связь, энергоресурсы и транспорт. Массового сокращения в бюджетных учреждениях пока не планируется, но слухи о том, что это может произойти, циркулируют постоянно. Пока такая экономия привела только к тому, что коммунальщики угрожают отключить от отопления ряд учебных заведений и админздания официальных структур, поскольку с нового года платить за услуги ЖКХ «бюджетники» практически перестали. Также предпринимаются первые попытки компенсировать нехватку финансирования за счет рядовых граждан и бесплатного в образовании и здравоохранении становится все меньше.
Горнякам на государственных шахтах просто перестали платить зарплату, ссылаясь на уменьшение господдержки из бюджета страны. Последняя официально обнародованная цифра задолженности перед шахтерами — 100 млн. грн. Сокращать шахтеров смысла нет ввиду острого кадрового голода. Донетчане, даже оставшись без работы, в шахты лезть не спешат.
Добавим также, что одновременно с уменьшением заработка и ростом долгов по зарплате жителей Донецкой области «порадовали» традиционным новогодним повышением коммунальных тарифов и цен на проезд в общественном транспорте. Ввиду победоносной борьбы правительства с «аптечной мафией» стремительно подорожали лекарства. Наконец, огромное количество людей связаны по рукам и ногам ипотекой и потребительскими кредитами.
На наш взгляд, действия региональных властей в этой ситуации заслуживают отдельной оценки, и она будет нелестной, пусть не обижаются. Судите сами. Впервые о том, что на внешних рынках, куда поставляют продукцию донецкие экспортеры-производители, «пахнет жареным», заговорили еще в марте прошлого года. Конечно, таких масштабов никто не предполагал, но нехорошие предчувствия были. После нескольких робких попыток привлечь внимание столичного начальства к своим выкладкам местные чиновники опустили руки. Чтобы потом, когда наконец-то «ухнуло», развести ними и сказать: «Ну вот, а мы предупреждали». Кроме того, вся фантазия в разработке антикризисных мер ограничилась призывом «затянуть потуже ремни» и повышением арендных ставок на земельные участки. Между тем рост земельной аренды на корню убивает возможность повторить преодоление безработицы за счет малого и среднего бизнеса, как это было сделано в конце 90-х. Весь остальной «антикриз» вылился в 19 пунктов требований к правительству — главным образом, протекционистские меры для основных отраслей промышленности. Ну и что? В ответ правительство приняло поручение для местных администраций, где целых 45 пунктов. Чиновники разных рангов пытаются свалить друг на друга ответственность за происходящее: парламент — на президента, президент — на правительство, правительство — на местную власть… А местная власть кладет на всех, потому что знает, что делать. Владимир Ильич Ленин наверняка очень удивился бы, увидев воочию ситуацию, когда не могут и не хотят ни верхи ни низы.
Тем временем милицейские сводки отражают жизнь «маленьких украинцев» с беспощадной точностью. Раньше донецкие правоохранители ловили финансовых махинаторов, перекрывали каналы контрабанды и громили банды наркодельцов. Теперь большинство официальных сообщений повествует о грабителях, которые средь бела дня отбирают у беззащитных старушек уток и о «домушниках», опустошающих погреба и холодильники. На этой неделе, например, в Донецке убили человека. Убили только для того, чтобы снять с него ботинки и куртку…