UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ангелы здесь больше не живут

За время, прошедшее между двумя избирательными кампаниями — парламентской 2007-го и нынешней президентской, — Виктор Янукович так и не стал для львовян своим...

Автор: Роман Онишкевич

За время, прошедшее между двумя избирательными кампаниями — парламентской 2007-го и нынешней президентской, — Виктор Янукович так и не стал для львовян своим. Зато ощутимые метаморфозы произошли с Юлией Тимошенко, которая из «нашей Юли» превратилась в «меньшее зло». И хотя нынешние 34,7% — это все-таки победа на Львовщине, они и близко не стояли рядом с триумфальным результатом БЮТ 2007 года — 50,38%. И это в то время, когда «Наша Украина» еще окончательно не сошла на нет. Следовательно, перед вторым — и, быть может, последним — туром выборов у Юлии Владимировны возникла серьезная головная боль как раз с той областью, где еще совсем недавно ничего не предвещало беды. Посему основные вопросы, стоящие на повестке, — удастся ли Юлии Тимошенко в который раз найти выход в цейтноте и насколько эффективно воспользуется ее затруднениями команда Януковича. Там, кстати, все тоже очень и очень не гладко.

Зачем враги, если есть такие друзья

Сегодня уже понятно: чем бы ни закончились выборы, разборки по результатам деятельности львовского штаба бело-сердечных будут еще те. Кого назначат крайними, можно догадываться, однако сомнений в самой первой кандидатуре на роль козла отпущения практически нет. Зовут его Иван Денькович. Хотя к нему как раз претензий меньше всего. Иван Васильевич фактически был отстранен от руководства кампанией, топ-менеджерами которой стали один из богатейших представителей региона Ярослав Дубневич и киевский нардеп Виктор Швец — официальный руководитель штаба. Первого, несмотря ни на что, рассматривают еще и в качестве возможного претендента на губернаторство. Конечно, при условии победы его патронессы. В свою очередь, как это ни парадоксально, провал Тимошенко на Львовщине может спасти должность лидера областного БЮТа для Ивана Деньковича. Обвинив господ Дубневича и Швеца, Иван Васильевич будет формально прав. Как-никак, но при его руководстве блок «рвал» область, набирая более 50 процентов. Постоянные раздоры бютовских вождей (даже первый тур обмывали, разделившись на свои тесные компашки) были бы исключительно партийной проблемой, если бы не их ощутимые последствия: разбалансированность штаба и скупая на креатив кампания прежде всего в областном центре. Собственно говоря, все творчество свелось к организации нескольких концертов, пресс-конференций киевских партийных «цац» и до гигантомании, выраженной в невероятных размеров билбордах, что на фоне кризиса едва ли прибавляло Тимошенко баллов в глазах поиздержавшихся избирателей.

Однако обвинять в неутешительных результатах исключительно львовян было бы высшей несправедливостью. Судя по медиазаказам, спускавшимся из Киева, метастазы бессистемности изрядно укоренились и в бютовских верхах. Сначала бело-сердечные рыцари пера едва не как врага народа мочили Виктора Ющенко. Потом, почувствовав минимальную опасность, активно переключились на Арсения Яценюка. Уже перед вторым туром, когда стало понятно, что Арсений Петрович «отдыхает», в расход снова пошел Ющенко. До разработки грехов Сергея Тигипко, который тоже «пощипал» электорат Юлии Владимировны, похоже, просто не дошло. Тем более что очереди получить за все «провини» дождался и Виктор Янукович, до поры до времени совершенно неинтересный черным райтерам бютовского штаба.

Но вот чего не должны были простить областным бютовцам, так это довольно безграмотной местной стратегической политики. После первого тура Иван Денькович сгоряча заявил: Юлия Владимировна столько сделала для Львова, а Львов ее не оценил. И тут возникает ключевой вопрос: а чего именно «столько» сделала? Сразу вспоминаются три вещи: рельсовый автобус, круглосуточное водоснабжение и деньги на стадион. Но ни один из этих пунктов не является очевидным. Рельсовый автобус, в принципе, не мог стать транспортной панацеей для замученного пробками города, поскольку ходит несколько раз в день по четкому графику, а посему не может конкурировать ни с маршрутками, ни с коммунальным электротранспортом. Круглосуточное водоснабжение — сказочка, которую слышат уже не один год и счастливый конец которой не смогли выдумать ни Всемирный банк со своим кредитом, ни Любомир Буняк, пришедший к власти в городе в 2002 году под аналогичными лозунгами (кстати, при активной поддержке Юлии Тимошенко). Теперь премьер-министр, выделив Львову из госбюджета 191 миллион, решила за несколько месяцев сделать то, чего никому не удавалось годами и что сделать невозможно без системного подхода к вопросу. Потому что подавать воду круглые сутки теоретически можно уже сейчас и без Юлиных миллионов. Вот только дырявые львовские водопроводы и амортизированные внутридомовые сети не способны выдержать давление воды. А тотальный кризис в коммунальной сфере одним махом не решается. Популизм так и остался популизмом. Если в одних районах воды в самом деле стало больше, то в других она начала таинственным образом исчезать. Дошло до абсурда. В подъездах некоторых спальных районов можно было прочитать жэковские дацзыбао, мол, уважаемые жители, в связи с вводом во Львове круглосуточного водоснабжения возможны перебои с водой. Ну а что касается скандального строительства стадиона, в которое город довольно безответственно планирует вбухать около полумиллиарда общественных средств, то сколько бы со щедрого барского плеча не накинула Тимошенко, едва ли это будет в радость для жителей города.

Подытоживая, можно сказать, что неутешительная картина Юлиного результата на Львовщине, прежде всего во Львове, сложилась из пазлов бессистемности, разбалансированности и слабой аналитической работы. Вообще же не покидает ощущение, что на основе опыта предыдущих выборов львовские штабисты в качестве единственно правильной стратегии избрали вариант: никто так не проагитирует за Юлию Тимошенко, как сама Юлия Тимошенко. Но тут безжалостным к ней оказалось даже Небо. Двадцатиградусные морозы сделали невозможным проведение многолюдных митингов, на которых оранжевая принцесса могла предстать во всей красе.

Тише едешь — дальше будешь

Именно по этому принципу разворачивалась кампания лидера Партии регионов. Виктор Федорович логично аккумулировал усилия в своих электоральных вотчинах и решил лишний раз не раздражать львовян своими кавалерийскими наскоками-наездами.

Если отбросить централизованно заказанный из столицы иконостас из сотен билбордов и довольно вялую медийную политику, то всю наглядную кампанию кандидата можно свести к одному — постоянным оправданиям руководителя штаба народного депутата Петра Писарчука за языковую политику своего шефа. На одном из телеэфиров Петр Иванович договорился до того, что все «двуязычные» заявления Виктора Федоровича нужно рассматривать едва ли не как популизм.

Конечно, на выдающийся результат Януковича на Львовщине рассчитывать не приходится, однако маленькие достижения все же имеются. В 2004 году Виктор Федорович получил тут 4,72%. На парламентских выборах 2006-го и 2007-го Партия регионов брала соответственно 3,01% и 4,19%. Январский результат Виктора Януковича — 5,67% — небольшой, но прогресс. Причем цифра могла перевалить и за шесть процентов, если бы не сделанные буквально накануне пресловутые крымские заявления лидера, которые так резанули ухо дезориентированного галицкого избирателя.

Есть и еще одна причина, менее заметная, однако довольно весомая. В отличие от БЮТ штаб Партии регионов находится под жестким контролем своего вождя. Но это вовсе не означает отсутствия внутренней позиции. Кое-кто из среднего звена партийных менеджеров совершенно не воспринимает Петра Писарчука. Одни не могут простить ему авторитаризма, другие — фактического разгрома команды предшественника — Алексея Радзиевского. Собственно говоря, жесткое отношение последнего к людям несколько уменьшило численный кадровый потенциал партии на Львовщине. Но едва ли тут уместно говорить об уменьшении эффективности.

Еще одна забота Петра Писарчука — дамоклов меч по имени Анна Герман. О сложных отношениях между двумя галицкими легионерами в донбасской команде известно уже давно. Но после первого тура Анна Герман едва ли не впервые позволила себе публичную критику своего визави. За что тут же получила флегматичный ответ в стиле «нам работать, а она пусть себе говорит».

Демократия о двух концах

А вот что действительно может навредить электоральной копилке кандидатки, так это низкая явка ее потенциальных избирателей. И тут, кажется, Юлия Владимировна зашла в тупик. Как мобилизовать электорат, который уже замучился выбирать между «злом большим» и «злом меньшим»? Тем более что призывов голосовать против всех в городе звучит не меньше, чем за кого-то из кандидатов.

Реально Тимошенко есть с чего наколядовать процентик-второй. Ющенко, Яценюк, Тигипко, Тягнибок и Гриценко, чьи избиратели могут стать донорами для БЮТ, на всех набрали на Львовщине 54,64%. Есть за что побороться. Впрочем, задача «привести» их всех на участки и убедить голосовать не против всех — архисложная. Бютовскую тревогу должен был бы усилить и тот фактор, что электоральный резерв исчерпался еще в первом туре, в котором на Львовщине проголосовало 73,69% избирателей. За последние 11 лет это третий показатель после выборов Ющенко—Янукович (явка — 85,22% в третьем туре) и Кучма—Симоненко в позабытом 1999-м (явка во втором туре — 85,73%). Правда, в этих цифрах, особенно в варианте с избранием Кучмы, есть всем известные сомнения. В свою очередь в трех последних парламентских кампаниях Львовщина давала явку 67,78% (2002 г.), 65,12% (2006 г.) и 69,33% (2007 г.).

А в общем нынешние выборы чем-то очень напоминают уже упомянутый второй тур с участием Кучмы и Симоненко. Сколько бы ни было приписок, львовяне, не испытывавшие ни малейших сантиментов к Леониду Даниловичу, все-таки массово пришли на участки, напуганные угрозой красного реванша, и дали действующему президенту ни много ни мало 91,59%. Значительная часть тех, кто будет голосовать за Юлию Тимошенко, станут голосовать против Виктора Януковича, напуганные рассказками о донбасском беспределе и реставрации Союза. Вот только набрать столько, как Кучма в 1999-м, Юлии Владимировне не суждено. У нее нет своего Волкова (точнее есть, но на этих выборах он курирует Сумщину и Закарпатье), зато у всех остальных есть хотя бы какая-то демократия. Ирония судьбы: демократия, которую Тимошенко выстаивала на Майдане, в воскресенье больше всего понадобится ее конкуренту. По крайней мере, на Львовщине. В области, где после Ющенко перестали верить в добрых ангелов.