UA / RU
Поддержать ZN.ua

Американская подписка

Подписание в эту пятницу в Вашингтоне украинско-американской Хартии о стратегическом партнерств...

Подписание в эту пятницу в Вашингтоне украинско-американской Хартии о стратегическом партнерстве — рождественский подарок Украине от уходящей администрации Джорджа Буша-младшего, в последний год приложившей немало усилий для того, чтобы наша страна присоединилась к Плану действий относительно членства в НАТО. Этот документ — следствие мировой обеспокоенности: Украина, не являющаяся членом европейской системы коллективной безопасности, будет после Грузии следующей целью россиян. Вашингтонская хартия — попытка заполнить вакуум безопасности, в котором находится наша страна, сигнал Российской Федерации, что есть границы, которые не должно переступать ни одно государство, пытаясь восстановить сферы своего влияния.

В пятницу мы попытались взять комментарии сторон, подписавших хартию. С украинской стороны ни один человек из тех, к кому мы обратились — в МИД и СП, не решился рассказать о документе и дать ему оценку. С американцами же проблем не возникло. «ЗН» связалось с послом Соединенных Штатов Америки в Украине Уильямом ТЕЙЛОРОМ, и дипломат без колебаний согласился прокомментировать основные положения подписанного документа:

— Мы рады успешному завершению переговоров, результатом которых стало подписание госсекретарем Соединенных Штатов Кондолизой Райс и министром иностранных дел Украины Владимиром Огрызко украинско-американской Хартии о стратегическом партнерстве. Этот документ стал подтверждением важных гарантий безопасности, которые были зафиксированы в трехстороннем заявлении президентов Украины, США и России от 14 января 1994 года, а также в Будапештском меморандуме о гарантиях безопасности от 5 декабря 1994 года в связи с присоединением Украины к договору о нераспространении ядерного оружия.

В первом разделе хартии подтверждается независимость, суверенитет и территориальная целостность двух стран, а также неприкосновенность границ. Эти принципы — фундаментальные в наших отношениях.

Второй раздел посвящен сфере обороны и безопасности. В нем говорится о том, что обе страны заинтересованы в сильной, независимой, демократической Украине. Углубление ее интеграции в европейские структуры является обоюдным приоритетом. В этом разделе вновь подчеркивается, что Украина будет членом НАТО. А, признавая глобальные угрозы стабильности в мире, для их предотвращения Украина и Соединенные Штаты будут укреплять свое сотрудничество в вопросах обороны и безопасности.

В этом разделе хартии также говорится о том, что партнерство в сфере обороны и безопасности между Соединенными Штатами и Украиной соответствует интересам как обеих сторон, так и региона. Далее речь идет о том, что целью нашей работы в комиссии Украина—НАТО является усиление способности взаимодействия сил Североатлантического альянса и Украины. В том числе и посредством повышения уровня подготовки и поставок военной техники для украинских сил.

В хартии есть еще несколько разделов. Так, третий раздел посвящен экономике, торговле и сотрудничеству в сфере энергетики. В четвертом говорится об укреплении демократии. А пятый раздел посвящен расширению контактов между людьми и сотрудничеству в области культуры. Здесь речь идет и о том, что Украина приветствует намерение Соединенных Штатов увеличить свое дипломатическое присутствие в Крыму.

— Это будет консульство?

— Мы еще обсуждаем формат этого присутствия. Но это может быть структура с определенными консульскими функциями.

— Предусматривает ли Хартия подписание дополнительных соглашений? Например, о расширении сотрудничества разведок, обмене информацией между ними и т.д.

— Насколько я знаю, речь не идет о каких-то дополнительных соглашениях. В том числе и в области сотрудничества разведок. Мы уже имеем действующие соглашения.

— О какой практической помощи украинской армии может идти речь?

— Сейчас уже идут переговоры между нашими двумя министерствами обороны о том, какая именно техника будет включена в эту категорию. Окончательное решение еще не принято. Но, насколько я знаю, министры обороны Ехануров и Гейтс обсуждали, в частности, вопрос о фрегатах.

— Предусмотрена их безоплатная передача или покупка кораблей?

— Разговоры шли о том, чтобы либо продать, либо каким-то образом передать украинской стороне один—три фрегата из состава ВМС США. Но эти переговоры сейчас находятся на самой ранней стадии.

— Соединенные Штаты подписали с другими странами документ, аналогичный украинско-американской хартии? В чем принципиальное отличие Вашингтонской хартии от Будапештского меморандума? Какие дополнительные обязательства стороны берут на себя?

— Прежде всего хартия подтверждает Будапештский меморандум. Повторю, что в этом документе недвусмысленно говорится о суверенитете, независимости, территориальной целостности и нерушимости границ. Далее речь идет о том, что Соединенные Штаты и Украина заинтересованы в сильной, независимой, демократической Украине. Этот документ признает серьезность угроз миру и стабильности в нем. Далее утверждается, что Украина и Соединенные Штаты будут расширять свое сотрудничество в сфере обороны и безопасности.

— Означает ли это, что если границы Украины будут нарушены каким-либо государст­вом, то Соединенные Штаты готовы будут военными средствами поддержать нашу страну?

— В той ситуации, которая описана, хартия не обязывает ни одну из двух сторон оказывать помощь военными средствами. Такого рода гарантии безопасности должны быть ратифицированы конгрессом. Но в хартии вновь подтверждается принцип Будапештского меморандума: если будут нарушены границы, то в этом случае мы встретимся и обсудим наши последующие шаги.

— А в контексте энергетической безопасности?

— Здесь мы намерены расширять наш действующий формат сотрудничества. Предполагаем начать работу двусторонней рабочей группы по энергетической безопасности, а также собираемся развивать трехсторонний диалог между Соединенными Штатами, Украиной и Европейским Союзом.

— С американской стороны эту группу возглавит сенатор Лугар, который заявил, что Украина крадет газ?

— Я получил от сенатора Лугара информацию о том, что он на самом деле сказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Он не говорил, что Украина сейчас крадет газ. Он сказал, что россияне три года назад обвиняли Украину в том, что она крадет газ. И призывал к переговорам, чтобы решать такие проблемы.

Я полагаю, что в сложившейся ситуации проблему надо решать за столом переговоров, поскольку это коммерческий спор. А если переговоры ничего не дадут — обратиться в международный арбитражный суд. Но этот спор нельзя решать путем отключения потребителей от газа.

P.S. Интересно, чьими же устами ответит Кремль на подписанную хартию — МИДа или «Газпрома»?