UA / RU
Поддержать ZN.ua

Александр Емец: «ВСЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИЧАСТНЫ К СОЗДАНИЮ КОНСТИТУЦИИ СОБСТВЕННОЙ СТРАНЫ»

Александр Емец, недавно назначенный вице-премьером по политико-правовым вопросам, не новичок в министерских коридорах власти...

Автор: Наталия Ищенко

Александр Емец, недавно назначенный вице-премьером по политико-правовым вопросам, не новичок в министерских коридорах власти. Он ушел в отставку с поста министра по делам национальностей и миграции, тем самым не согласившись с назначением главой правительства Виталия Масола. После чего с головой погрузился в депутатские хлопоты. А также в работу по подготовке проекта новой Конституции Украины, в первую очередь, в качестве члена Конституционной комиссии. Не трудно было догадаться, что новое назначение Александра Ивановича каким-то образом связано со вступлением конституционного процесса в завершающую стадию. Поэтому закономерен первый вопрос интервью.

- Вы получили новое назначение на новосозданный пост. В чем будет заключаться ваша деятельность в качестве вице-премьера по политико-правовым вопросам?

- Главная цель, поставленная передо мной Президентом и премьер-министром, - государственно-правовая реформа в Украине. Стержнем этой реформы является принятие Конституции. Поэтому мои усилия будут сконцентрированы на организации конституционного процесса. С одной стороны, это проведение переговоров с депутатскими группами и фракциями в Верховном Совете, с другой - исполнение решения последнего заседания Конституционной комиссии о проведении обсуждения проекта Основного Закона. Со стороны Президента и премьер-министра поступило указание всем структурам исполнительной власти оказывать содействие в этой работе. Издано распоряжение Президента о создании специальной группы, на которую возложена задача проведения организационно-пропагандистской, разъяснительной работы по принятию новой Конституции. Возглавить эту группу поручено мне. Среди ее членов - вице-премьер-министр по гуманитарным вопросам Иван Курас, представители ряда министерств, администрации Президента, народные депутаты, руководители радио и телевидения. Целью нашей работы будет привлечение к участию в обсуждении проекта Основного Закона политических партий, общественных организаций, профсоюзов, научных кругов, т.е. включение в этот процесс как можно большего количества граждан Украины. Мы все должны быть причастны к созданию Конституции собственной страны.

Почему обсуждается проект, предложенный Конституционной комиссией? Ни у кого нет сомнений, что именно этот проект будет взят за основу, как бы дальше не развивался конституционный процесс.

- Частенько в действиях властей нашей страны просматривается «принцип лебедя, рака и щуки». И особенно ярко это проявляется как раз на стадии принятия новой Конституции. Почему-то кажется, что и введение поста вице-премьера по политико-правовым вопросам вряд ли что-то изменит...

- Доля правды в этом утверждении есть. Быстро добиться кардинальных изменений невозможно. Но я считаю, что сегодня ситуация качественно отличается от ситуации предыдущих лет. Думаю, Президент смог учесть многие ошибки и своего предшественника и свои собственные, сделанные на первом этапе, в т.ч. и в кадровых вопросах. Политика проводится более жесткая, но и более последовательная. В частности, повысился уровень требований к политической дисциплине руководителей, и это уже дает определенные результаты. Так, все структуры исполнительной власти действуют сегодня намного согласованнее, чем год - полтора назад.

- Где не наблюдается согласованности действий, так это в парламенте Украины образца «весны-96». Чем, на ваш взгляд, как одного из лидеров депутатской группы «Реформы», объясняется кризисная ситуация, возникшая в Верховном Совете накануне начала обсуждения новой Конституции?

- Есть несколько причин состояния, в котором последнее время пребывает наш парламент. Главной из них я считаю наличие слишком большого удельного веса радикалов в высшем законодательном органе страны. В любом парламенте мира, как правило, представлены радикальные силы, однако составляют они не более 1-2% от общего числа парламентариев. Представители таких политических течений, опять же, как правило, действуют порой не только радикально по содержанию, но и по форме, создавая тем самым определенную нервозность в работе парламента. И когда, как у нас, количество радикалов составляет едва ли не треть парламента, работоспособность высшего законодательного органа резко снижается. В первую очередь потому, что политики, придерживающиеся крайних взглядов, с большим трудом идут на компромиссы. Я бы даже сказал, что они неспособны к компромиссам.

Вторая причина кризисного состояния парламента - так и не созданное устойчивое большинство, «левое», «правое», либо центристское. Этот фактор постоянно дестабилизирует работу Верховного Совета.

Третья причина, непосредственно, на мой взгляд, связанная с первой, - политическая заангажированность спикера.

- Несмотря на возникающие сложности, конституционный процесс все же завершится, новый Основной Закон страны будет принят. Каким образом все это произойдет?

- Думаю, конституционный процесс завершится референдумом. Надеюсь, вынесение на всеукраинское утверждение текста Конституции будет одобрено большинством парламента и Президентом. Это был бы самый лучший, мирный и цивилизованный вариант разрешения конституционных проблем в Украине.

- Насколько проект Конституции, который, по вашим словам, будет вынесен на референдум, будет отличаться от документа, одобренного Конституционной комиссией?

- Умышленно стараюсь не делать по данному поводу прогнозов. Дело в том, что я вместе с Виктором Мусиякой (представителем Президента в парламенте. - Н.И.) уполномочен от имени Президента вести на эту тему переговоры с депутатскими группами и фракциями. Сейчас идет согласительная работа между парламентскими объединениями, затем ряд позиций предстоит согласовать с Президентом. Это очень тяжелый процесс, и я бы не хотел предсказывать его результаты.

- Об одном изменении в тексте проекта Основного Закона, одобренного Конституционной комиссией, все же известно. Речь идет о разделе, касающемся Крыма. Ясно, что после принятия Верховным Советом Украины Закона об утверждении Конституции Автономной Республики Крым понятия «Устав» и «Автономия» будут изъяты. Как вы, в том числе и как бывший министр по делам национальностей и миграции, оцениваете решение украинского парламента, которое многим кажется половинчатым, об утверждении лишь части Конституции АРК, причем той, которая и без того не вызывала особых споров?

- Я бы сказал так: сделан еще один встречный шаг с обеих сторон как со стороны центральной власти, так и со стороны руководства полуострова. Крымский Верховный Совет признал право парламента Украины рассматривать вопросы, связанные с Конституцией автономной республики. Ранее это вызывало возражения. В то же время украинский парламент утвердил около 100 статей Конституции АРК, изменив, правда, ряд понятий (в частности, «гражданин Крыма»). На мой взгляд, удалось достичь нормального взаимодействия между парламентами Украины и АРК, когда после согласования принимается взаимоустраивающее решение. Считаю это серьезным шагом вперед в разрешении крымской проблемы. Хотя предстоит нелегкий согласительный процесс по утверждению Конституции АРК в целом, он, скажем так, дает возможность «сохранить лицо» как ВС АРК, так и ВС Украины.

- В предыдущем вопросе я упомянула о вашей прежней должности. Вы были министром при Кравчуке, стали вице-премьером при Кучме. Чем объясняется ваше возвращение на правительственный Олимп?

- Я иду в исполнительную власть только в том случае, когда ее, власти, действия отвечают моей политической позиции. Исходя из этого, я согласился принять предложение Президента только в тот момент, когда убедился, что политическая платформа Леонида Кучмы в основных принципиальных вопросах совпадает с моей. Мой выбор согласован и с политической платформой партии, которую я в данный момент представляю.

- Речь идет, конечно же, о Народно-демократической партии, одним из лидеров которой вы являетесь. Многие считают эту новообразованную политическую структуру «партией власти» из-за обилия представителей высокого государственного руководства в списках НДП...

- Думаю, последнее утверждение не совсем соответствует реальному положению дел. «Партия власти» на сегодня, как это ни странно звучит, многопартийна. В нее входят и представители НДП, и Руха, и коммунисты, и социалисты. К партии власти относятся все те, кто поддерживает политику Президента, правительства и одновременно находится на государственной службе. В этом проявляется специфика переходного периода, в котором мы пребываем.

- Еще одна особенность нынешней ситуации - возможность быстрого карьерного взлета. Вы были самым молодым членом Президиума Верховного Совета прошлого созыва, самым молодым министром в прошлом составе правительства, сейчас, в 37 лет, вы самый молодой вице-премьер. Помогает или мешает в работе ваш возраст? Или такой проблемы не существует?

- Пожалуй, действительно, этой проблемы нет. В частности потому, что психологически я чувствую себя старше своих лет. Возможно из-за того, что мой трудовой стаж уже равен 22 годам, а моему старшему сыну - 17.

Кроме того, мы живем в период перемен, в революционное время, когда вообще карьеру можно сделать очень быстро. Поэтому хотелось бы обратиться к молодежи - дерзайте, сегодня в Украине существует просто уникальная возможность «обойти» старшее поколение «на повороте».

- Неплохое завершение нашего разговора. Впрочем, возможно, какой-то важный вопрос остался незаданным?

- Завершить беседу мне бы хотелось, сказав несколько комплиментов в адрес «Зеркала недели». Так как я считаю «ЗН» самым серьезным политическим еженедельником Украины. На страницах этой газеты всегда можно найти статьи, в которых содержится глубокий политический анализ тех или иных событий, личностей, ситуаций. Мне, кроме того, импонирует, что русскоязычное издание несет в себе ярко выраженную патриотическую позицию.