UA / RU
Поддержать ZN.ua

АБСОЛЮТНЫЙ ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРАЦЕПТИВ

В жизни всегда есть место подвигу. Совершать подвиг вдвойне приятно, если тебе за это ничего не будет...

Автор: Александр Юрчук

В жизни всегда есть место подвигу. Совершать подвиг вдвойне приятно, если тебе за это ничего не будет. Например, мужественно бороться с Жириновским, который спонтанно забрел в Верховную Раду. Владимир Вольфович привык к подобным эксцессам, это его политическая аура. Правда, есть риск схлопотать от лидера ЛДПР в лоб. Но разве пострадавшую оболочку мыслительного аппарата можно сравнить с чувством удовлетворения национального достоинства?

Когда «новорожденная» фракция «Яблоко», насчитывающая 14 членов, как бы решительно заявляет о возможности самороспуска Верховной Рады, то это заставляет задуматься о бренности всего сущего и сформулировать простой вопрос: к чему бы это?

БЕЗОПАСНЫЙ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЕКС»

На фоне многомерного выяснения бюджетных отношений («бюджетное тело» было официально представлено депутатам 4 октября) разговоры о досрочном прекращении полномочий парламента предоставляют повод поразмышлять о чем-то ином, отличном от денежно-кредитной политики НБУ.

Итак, маленькое, но смелое «Яблоко» констатирует, что в парламентском большинстве (ПБ) начались противоречия между основными группами влияния, закулисные соглашения, сепаратные договоренности. Все это тормозит работу большинства, влияет на эффективность его работы и превращает надежды общества по отношению к нему (к большинству) в эфемерные иллюзии. Если поискать, то можно найти людей, связывающих с ПБ определенные надежды. Правда, неизвестно, можно ли назвать малочисленную совокупность индивидуумов обществом…Но дело не в этом, а в ультимативном требовании «парламентского фрукта» немедленно принять бюджет-2001, кучу кодексов и закон о лизинге. Если данный перечень не будет удовлетворен на протяжении шестой сессии ВР, то «Яблоко» будет вынуждено сформировать группу, которая инициирует процесс самороспуска парламента.

Естественно, что нормальной человеческой реакцией «шакалов пера» на подобную информацию стало ее глобальное игнорирование. Ну мало ли что кому в голову придет, это же не повод. Правда, в «извращенных мозгах» обозревателей зародилось сомнение: а не стоит ли за подобным заявлением нечто большее? Может быть некие «влиятельные силы», имеющие отношение к облэнерго, медиа-холдингам, трубам большого диаметра и политическому маркетингу, начинают прощупывать почву для досрочного старта избирательной кампании? Получается уже довольно интересный сценарий: перед самой имплементацией депутаты самораспускаются и начинают «ковать» новое, еще более могучее большинство в новом составе парламента. Добавьте к этому следующую схему: СДПУ(о) — медиа- холдинг — лидер «Яблока». В общем, появился «хлипкий» шанс раскрутить тему. Но когда указанный сценарий проверили (на всякий случай) на живых депутатах, которых можно назвать абсолютно вменяемыми, то получили однозначный ответ: «полная ерунда». Кстати, в оригинале оценочные суждения звучали более эмоционально, я бы даже сказал, интимно. Зато еще раз подтвердилось, что самороспуск парламента — это такой же политический миф, как, например, импичмент Президента. Заниматься разговорами о самороспуске ВР так же безопасно, как и анализом государственного переворота в Верхней Вольте. Эффект, конечно, незначительный, но, на худой конец, реализован пиаровский сценарий, в отчете можно поставить галочку и т.д.

КОЛЛИЗИЯ

Правда, есть «изюминка». Юридически парламент «самоуничтожиться» просто не может. Поговорить — можно, но реализовать — никогда. В принципе, Верховная Рада способна существовать даже при наличии одного спикера. Опыт свидетельствует о том, что даже можно:

а) провести пленарное заседание ВР во дворце «Украина», когда руководство парламента скромно сидит в полном составе за скромным канцелярским столом в глубине сцены, а неустановленное количество народных избранников «распылено» в зале без всякой регистрации и сования карточек для голосования в соответствующие щели. Все это происходило во время повторной инаугурации Леонида Даниловича;

б) разделить Верховную Раду на две неравные части, разбросать их (части) по Киеву и все равно это будет действующий парламент. Могут возникнуть временные трудности с печатью ВР, вскрытием служебных кабинетов, но все можно решить при наличии силы воли и Александра Волкова. Оказывается, что с помощью простого большинства (226 голосов) вполне по силам отменить норму Регламента о необходимости регистрации 300 депутатов для принятия решений.

Ну и как в таких условиях самораспускаться? Конечно, если у всех без исключения депутатов возникнет желание уйти, то ВР прекратит свое существование де-факто. Но подобное событие так же невероятно, как появление в Ирпене динозавров или заключение договора о плитическом сотрудничестве между вице-премьером Юлией Тимошенко и секретарем Совета национальной безопасности и обороны Евгением Марчуком.

Для демонстрации юридической живучести ВР рассмотрим следующие виртуальные сценарии деятельности парламента в экстремальных условиях.

Вариант 1. Случилось чудо и 226 народных избранников проголосовало за самороспуск ВР. Ну и что? Сразу же начнутся разговоры о том, что голосовали с нарушением Регламента, использовали карточки депутатов, которые отсутствовали в сессионном зале. Ну а оставшиеся избранники народа в количестве 223 человек могут продолжать работу. Правда, законы они принимать не смогут (необходимо 226 голосов). Возникает угроза того, что Президент воспользуется конституционной нормой о недееспособности ВР на протяжении 30 дней и распустит представительный орган власти. Однако дееспособность вполне можно имитировать. Например, принимать постановления о создании различного рода комиссий, для чего необходимо 150 голосов.

Вариант 2. Создается группировка сторонников самороспуска ВР в количестве, допустим, 223 человек, которые демонстративно покидают зал заседаний и кричат на всех углах о роспуске парламента. Ничего страшного, можно работать и дальше. Согласно решению Конституционного суда (самого гуманного и справедливого в мире), деление депутатов на две группы является внутренним делом народных избранников. Это не сфера компетенции КС. Это — процедура работы ВР, которая регулируется Регламентом. А Регламент — штука «тонкая». С одной стороны, это как бы закон, а с другой — внутренний парламентский документ, имеющий силу только для ВР. Регламент был принят еще в 1994 году, до знаменитой «конституционной ночи» 1996 года и поэтому как бы не соответствует новому Основному Закону. Он, конечно, действует, но только в той части, которая не противоречит действующей Конституции. А окончательный диагноз о «соответствии» Регламента конституционным нормам может ставить только КС. Другими словами, делайте что хотите, делитесь как хотите, заседайте в любой географической точке Украины, создавайте большинство, меньшинство, коалицию «обиженных и униженных», загоняйте всех погловно во фракции и ничего с вами не будет. Нет закона о самороспуске — значит его просто не может быть.

Таким образом, в существующем правовом поле Верховная Рада является:

а) абсолютно устойчивой к роспуску и самороспуску;

б) пластичной до невозможности. «Двуликий» Регламент и решение КС абсолютно не сковывают волю депутатов. Можно объединяться в группировки вне зависимости от результатов выборов, распускать фракции, которые созданы на основе партии, преодолевшей 4-процентный избирательный барьер. Прецедент — роспуск прогрессивных социалистов. Если «растащить» социал- демократов, то можно ликвидировать и их.

В общем, заинтересованные стороны могут абсолютно спокойно говорить о досрочном прекращении полномочий законодательного органа власти, прекрасно зная, что все это относится к области политической фантастики. У нас, ребята, жуткий юридический плюрализм в одном отдельно взятом месте. Просто праздник какой-то…