UA / RU
Поддержать ZN.ua

А ЛЮБОМИР КОНСТАНТИНОВИЧ ПРОТИВ.., ИЛИ ПОЧЕМУ МЭР ЛЬВОВА ВОЮЕТ С ПРЕССОЙ

Общество с ограниченной ответственностью «Пресса», имеющее во Львове 65 газетных киосков (его соуч...

Автор: Людмила Носарева

Общество с ограниченной ответственностью «Пресса», имеющее во Львове 65 газетных киосков (его соучредители — газета «Высокий Замок» и областная организация Союза журналистов Украины), подало в суд на Львовский городской совет, который, вопреки существующему законодательству и здравому смыслу, намерен демонтировать газетные киоски «Прессы», если последняя не выполнит ряд постановлений местной городской власти.

Последнее требование заключается в том, чтобы ООО «Пресса» доплатило в городскую казну якобы неуплаченные ею 70 тысяч гривен за аренду земли и торговлю сопутствующими товарами, которыми якобы газетные киоски не имеют право торговать.

«Прессу» — под «нож»…

Если вспомнить не такую уж далекую историю, когда нынешний мэр Львова Любомир Буняк занимал руководящую должность в мощной всесоюзной структуре — нефтепроводе «Дружба», именно газета «Высокий Замок» первой во Львове создала альтернативное «Торгпрессе» (и в помощь ей) предприятие по распространению печатной продукции. Еще не забылось, с каким трудом пробивались газетные киоски на городскую территорию, сколько требовалось согласований, постановлений, тех же денег, которых у «Высокого Замка» тогда и не было. Но редакция не отступилась, пригласила в соучредители и областную журналистскую организацию, ибо это был прорыв в формировании современного газетного рынка и максимальное приближение его к людям, так как традиционная в советское время структура подписки на газеты и журналы начала вытесняться свободной розничной торговлей.

Вначале возводились высокозамковские киоски в городе, потом начали функционировать и в районах области. Но это был большой и кропотливый труд. Конечно, кроме газеты «Высокий Замок» в киосках продавались и другие областные, всеукраинские печатные издания, книжная продукция. Позже, чтобы выживать и иметь возможность развиваться и платить все необходимые налоги, начали продавать (с разрешения всех необходимых служб и приобретая нужные лицензии) и сопутствующие товары: канцпринадлежности, некоторые парфюмерно-косметические товары и т.д. Впрочем, по этой схеме работают газетные киоски и в Киеве, других городах Украины. Договора аренды на право пользования землей под малыми архитектурными формами, то есть киосками, возобновлялись ежегодно. Хоть это было всего лишь переоформление, но и оно тянуло за собой немалые расходы. По стопам «Высокого Замка» пошли и другие львовские газеты, создав свою сеть газетных киосков, правда, не такую мощную, как «Высокий Замок».

И вот теперь вся эта налаженная структура может рухнуть в один момент. Пятьдесят пять из 65 киосков «Прессы» не имеют на сегодняшний день продленных договоров на право пользования землей. Срок договора у некоторых истек еще в 2001—2002 годах. Дело в том, что, согласно новому Закону «Об аренде земли», процедура продления (или не продления) таких договоров должна проходить через сессию городского совета, которая и определяет срок пользования землей, вплоть до 50 лет. Но в реальном рабочем режиме может быть три-пять лет. По неофициальным данным, сегодня во Львовском городском совете на рассмотрение сессии претендуют около четырех тысяч договоров аренды на право пользования землей. Прежние договоры просрочены, но, согласно тому же закону «Об аренде земли», «в случае, если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после окончания срока договора аренды, то при отсутствии письменных возражений арендодателя в течение одного месяца после окончания срока договора он (договор. — Л.Н.) подлежит возобновлению на тот же срок и на тех же условиях. Письменное несогласие осуществляется письмом-сообщением».

Такого письма-возражения ООО «Пресса» не получало, хотя неоднократно обращалось к городским властям с просьбой рассмотреть вопрос о продлении договоров аренды на землю. Тут его вины нет, но ухитрились городские чиновники найти иную зацепку. Дескать, не имеют право газетные киоски торговать сопутствующими товарами на те 3% отчислений от денежной оценки земельного участка, которые идут в городской бюджет, а коль торгуют, пусть платят 10—20% и погасят за это нарушение долг, иначе «Львовский городской совет приостановит подготовку документов относительно правового оформления землепользования и будет принято решение о демонтаже киосков ООО «Пресса».

Вся эта история имела бы какое-то оправдание, если бы такой же прессинг был по отношению ко всем газетным киоскам. Ан нет. Той же «Торгпрессе» договора продлили.

«Высокий Замок» предать анафеме…

Многое становится понятным, если рассматривать возникшую проблему в свете отношений мэра Львова Любомира Буняка и газеты «Высокий Замок». Около года назад городской голова в выступлении по местному радио тонко «намекнул», что если не одумается «Высокий Замок» и не перестанет критиковать мэра, «мы» возьмемся за его киоски. Газетчики не одумались, а голова не остановился в своих обещаниях. Хотя отношения с «Высоким Замком» — это не просто разборки двух, возможно, и не нравящихся друг другу, сторон. Конфликт имеет более глубокие корни. Стартовал он фактически с дня «коронации» нового мэра Львова в первых числах апреля 2002 года, когда на первой пресс-конференции новоиспеченный голова, еще не обремененный проблемами, но полный уверенности в своих будущих победах, громогласно провозгласил, что он, мягко говоря, не уважает местную прессу и то, о чем она пишет, предпочитая местным СМИ лишь Finantional time. Журналисты, помнится, тогда только переглянулись и проглотили пилюлю «молодого и неопытного» головы.

Но оказалось, первое заявление мэра не было голословным, он продолжал так же нелицеприятно отзываться о средствах массовой информации, которые по роду своей службы должны были освещать деятельность и заботы городского головы Львова. Ему это освещение не очень нравилось, и Любомир Константинович считал (и продолжает считать), что журналисты пишут неправду, а к нему относятся тенденциозно, указывая на ошибки и просчеты в руководстве города. Поэтому «Пресса», считая, что поводом атаки на нее послужили нелицеприятные отношения мэра и «Высокого Замка», не имеет другого выхода, как только искать правовой защиты, а пока ведутся консультации с юристами, которые, изучив все обстоятельства дела, говорят о том, что никаких нарушений в действиях ООО «Пресса» нет…

А мэру поставить памятник…

Действительно, за неполных два года «мэрства» Любомира Буняка Львов пережил немало потрясений, чего не было при бывшем голове Василии Куйбиде. Это и скниловская трагедия, в которой Буняку отводилась вовсе не положительная роль, и массовые забастовки таксистов, когда городские власти приняли решение запретить пользоваться иностранными таксомоторами в качестве такси, имеющими более десяти лет службы (а таких во Львове было в то время чуть ли не 90%). Минувшей зимой всех потрясло коммунальное нововведение, когда «Теплокоммунэнерго» вдруг без предупреждения, без предварительной проработки и оповещения населения ввело повышенную плату за тепло в расчете на то, что население должно платить за реально потребляемое в отопительный сезон тепло, а не растягивать плату на год. Люди, получившие такие квитанции на оплату, впадали в панику.

Но, похоже, ничего этого не видит или не хочет видеть городской голова Львова. Так, к примеру, свое выступление на пленарном заседании 8-й сессии городского совета 23 октября 2003 года он вновь посвятил прессе. Не могу удержаться, чтобы не процитировать некоторые тезисы из этого доклада. «Ни власть, ни я в целом ни в чем не виноваты. Но львовская пресса нас сделала виноватыми. Это подрывало имидж новой власти и мой авторитет. Этот абсурд производили газеты «Высокий Замок», «Экспресс», «Поступ», издания, которые почему-то считают себя ведущими». «У украинцев есть очень хорошая поговорка: «Сама свинья мешок раздирает и сама кричит». Эта аналогия в полной мере относится к львовским изданиям — «Высокому Замку», «Поступу», «Экспрессу». «Я не буду детально останавливаться на заявлении руководителей депутатских фракций (заявление подписали депутаты пяти фракций. —Л.Н.), которые говорят, чтобы я прекратил войну с прессой. Я прошу, уважаемые, разберитесь, потому что я никому войну не объявлял и ни с кем не воюю, а пресса воюет со мной. …Они как бы состязаются между собой в ереси». «Читаю газету «Народне слово». Наш депутат, руководитель группы, с которым мы встречаемся, вроде нормально общаемся, пишет: «В мэрии внедрен авторитарный стиль управления, который не соответствует демократическим нормам. Нынешняя власть в лице городского головы считает львовян своими подчиненными, забывая, что Львов — не завод, не нефтепровод». Я хочу ему сказать, что действительно новая власть изменила ситуацию во Львове, изменила идеологию и дела на всех участках пошли лучше… В конце концов Кужелюк отрицательно оценивает мою предыдущую работу. Я действительно был идеологом и организатором строительства нефтепровода «Одесса—Броды», терминала «Південний» и многого другого, оставив след в истории навсегда… Мной был положен весомый кирпичик в укрепление экономической, а значит, и политической независимости Украины». «Во-первых, я ни на кого не обижаюсь, ни на кого свой гнев не изливаю, не сержусь я и на газету «Высокий Замок». Можно обижаться на что-то значительное, солидное, высокое, когда оно не оправдывает надежд. А на такое…» Можно было бы еще и еще цитировать эти «бесценные» для истории строки. Но, постоянно живя во Львове и читая местную прессу, у меня отнюдь не сложилось мнение, что нашего городского голову просто «сживают со света». Оказывается, все вокруг плохие и непонятливые — не видят, как в поте чела трудятся мэр и его команда. А только критикуют. Но ведь есть за что.

Хотелось бы, чтобы уважаемый Любомир Константинович понял, что мэр — личность публичная, а поэтому все его дела, естественно, могут выноситься «на люди», и ничего в этом нет крамольного, так происходит во всех цивилизованных странах. Не такое еще выносилось… Но привыкнуть к такой публичности нелегко да и не всегда хочется. Тем более что в наличии властные рычаги и уязвленное самолюбие. Поэтому предвижу и в дальнейшем нелегкие времена для «Высокого Замка» и ООО «Пресса».