UA / RU
Поддержать ZN.ua

А бютовцы здесь тихие

«Победителям — все, проигравшим — ничего». По такому принципу предполагалось распределение власти по итогам выборов и на парламентском, и на местном уровнях...

Автор: Татьяна Пархомчук

«Победителям — все, проигравшим — ничего». По такому принципу предполагалось распределение власти по итогам выборов и на парламентском, и на местном уровнях.

А получилось — как всегда. В частности, пирровой оказалась победа БЮТ на Виннитчине.

Местным бютовцам привалило счастье в виде 27 депутатских мандатов из 50 (54%! — для сравнения, у финишировавших вторыми «нашеукраинцев» только восемь) в городском совете Винницы и 44 голоса из 100 в областном совете. Тем не менее они не смогли провести своих кандидатов к управлению этими советами. В горсовете «сердешные» даже не выдвигали собственной креатуры, а на уровне области фактически сдали своего однопартийца…

Золотые вы наши…

Кто на Виннитчине главный кандидат в областные спикеры, было известно еще задолго до выборов, когда губернатор Александр Домбровский отказался баллотироваться в парламент по списку «Нашей Украины». И хотя местные выборы для НСНУ оказались провальными, губернатор не отказался от упреждающих намеков о готовности стать председателем облсовета, если его поддержит помаранчевая коалиция — почти 90 из 100 депутатских мандатов. Вот только у бютовско-социалистического большинства (44+15 депутатских штыков) было свое мнение. И твердое убеждение в прохождении своего кандидата.

Вариант все же нашелся. «Нашеукраинский» губернатор отказался от спикерских претензий, сославшись на соответствующую волю президента, и принялся вовсю лоббировать своего первого заместителя Григория Заболотного. Бывшего «агрария», заявленного на выборы в Верховную Раду от блока Литвина, но успевшего пересесть в поезд социалистов, от которых и был избран депутатом облсовета. В итоге социалисты проголосовали за «своего», породив тем самым первую закулисную интригу.

Кстати, «спалил тему» социалистический экс-нардеп Николай Мельник, заявивший, что был, мол, в Киеве у Мороза, и тот прямо призвал поддерживать кандидата от БЮТ.

Но главным сюрпризом безымперативности местных советов стала позиция самих бютовцев — из 44 карточек за свого кандидата, главврача немировского санатория «Авангард» (того самого, где проходила реабилитацию маленькая героиня Украины Настя Овчар) Александра Галаченко, проголосовали только 23. Вот вам партийные интересы, и вот вам партийная же дисциплина с предощущавшимися перспективами.

Лидер областной организации БЮТ, народный депутат Елена Витенко была вынуждена признать, что часть членов партии — это просто вовремя подсевшие в поезд товариши.

Случившееся делает вдвойне актуальным вопрос: чьей же креатурой стал новый глава Винницкого облсовета? Социалистов, по списку которых прошел в облсовет? «Нашеукраинцев» в целом, приложивших больше всего усилий для его выдвижения, или Петра Порошенко, лоббирование интересов которого Заболотному инкриминировала ранее «Пора»? Либо столичных кукловодов переиграли местные головы?

Для ответа на этот вопрос нужно хотя бы вкратце присмотреться к самому Заболотному, считающемуся успешным агроменеджером.

Вечно второй?

Григорию Заболотному 54 года. Имеет ученую степень. Первым заместителем губернатора по агрокомплексу работал при трех руководителях области с 1999 года. Любимец журналистов за фразы типа «животноводство довели до того, что сельских детей скоро придется возить в зоопарк посмотреть коров и свиней». Они же прилепили ему ярлык «вечно второго».

Ему дважды предлагали портфель заместителя министра АПК. Дважды рекомендовал в губернаторы облсовет (причем однажды и указ был подписан), последний раз — путем т.н. рейтингового голосования накануне инаугурации Ющенко. Кстати, те же «нашеукраинцы» и социалисты тогда назвали это «попыткой шантажа Ющенко на региональном уровне», «консервацией режима» и даже «попыткой переворота в отдельно взятой области». Но уже тогда кое-кто из депутатов облсовета пророчески заметил, что время Григория Михайловича настанет позже. Вот и пришло оно.

Сам же Заболотный в тот период был вынужден прервать карьеру «вечно второго» и работал первым проректором аграрного университета. В обладминистрацию его вернул нынешний губернатор Домбровский, которому ради этого пришлось побить горшки с некоторыми политическими союзниками по осени 2004 года и удерживать вакантной должность первого заместителя, традиционно отвечающего за ключевые для области аграрные вопросы, целых четыре месяца…

Какими мотивами руководствовался при этом «городской» губернатор аграрной области, вроде бы, очевидно. При таких же «городских» замах, с трудом отличающих «буряка от ріпака», кому-то нужно было доверить «борьбу за урожай», чтобы на полях щедро уродил не только озимый бурьян. Впрочем, это далеко не единственная причина утверждения Заболотного в области, где в аграрном бизнесе сосредоточены основные интересы шоколадного «Укрпроминвеста».

Сам Заболотный объяснял, что ему просто «за державу обидно». И что, кроме инфаркта, в обладминистрации вряд ли что-то сможет заработать. После чего новому-старому заму пришлось пройти боевое крещение «искренностью» через пикеты под стенами местного «желтого дома», увешанными фотовыставкой заросших бурьянами полей и разваленных ферм, через суд, в котором он выиграл 40 тысяч у руховцев за статью о «недвижимости семьи Заболотных».

— Давайте посмотрим, кто и когда строил все дома, появившиеся в Виннице и вокруг города, — парировал оппонентам губернатор. — Если всем этим людям говорить, что они коррупционеры и не имеют морального права быть во власти, то с такими подходами мы зайдем не туда, куда нужно…

Чьи вы, хлопцы, будете?..

Борьба за власть советов в лице Григория Михайловича тоже проходила непросто. Накануне голосовальной сессии губернатор выступил с публичным заявлением о возможном срыве сессии депутатами от БЮТ, не желающими-де поддерживать «согласованного» Заболотного. Какие ставки были сделаны на него, говорит даже тот факт, что губернатор предпочел участие в сессии заседанию Кабмина, где должны были заслушиваться главы обладминистраций по итогам первого квартала.

Избранию предшествовали рассаживание депутатов в зале по… алфавиту (ой, напрасно Крылов считал: «А вы, друзья, как ни садитесь…»), голосование по одному в кабинке после сдачи мобильников, предвыборные переходы Заболотного из партии в партию, возмущение лидера винницкой «Батьківщини» Елены Витенко по поводу ночных визитеров к своим однопартийцам-депутатам.

Еще до определения окончательных кандидатур заместитель главы секретариата президента Анатолий Матвиенко, так комментировал «ЗН» ситуацию вокруг создания коалиции в Винницком облсовете:

— Фракции могут быть неустойчивыми, а коалиция большинства непродолжительной, поскольку нет императивного мандата. Есть немало «странных» людей и среди социалистов, и среди бютовцев, которые никогда не были партийцами, не придерживались определенной идеологии, не были в командной игре, и пошли в депутаты ради самого мандата. И если большинство не объединит вокруг себя яркая, сильная, непредвзятая фигура, которая сумеет подняться над узкопартийными интересами и амбициями, тогда возможно проталкивание на должность председателя облсовета кандидатуры, которой можно было бы легко руководить и манипулировать…

Заболотным манипулировать непросто: он сам жесткий администратор, способен вести собственную игру. С другой стороны, он многим обязан винницким «Дюма-отцу» и «Дюма-сыну» — Юрию Иванову и Александру Домбровскому. Которые, таким образом, мягко говоря, обезопасили свое служебное будущее. Экс-глава облсовета и патриарх местного политикума 62-летний Юрий Иванов рассчитывает остаться замом у своего сменщика (проще говоря, управлять машиной с заднего сиденья), а губернатор может не опасаться более дамоклова меча кадровых чисток или включения своего портфеля в коалиционный пакет.

Напомню, что ст. 43 Закона «О местном самоуправлении в Украине» предусматривает как право местных советов вносить на рассмотрение Кабинета министров кандидатуры глав соответствующих госадминистраций, так и механизм смещения навязанных Киевом. Хоть пять раз подряд. Пока центральная власть не оставит в покое желаемого местными депутатами ставленника. А кого они могут желать — при квадратно-гнездовом перекрестном контроле, лишении неприкосновенности и отсутствии императивного мандата, — очевидно.

За всеми этими страстями как-то вдруг затерялся еще один существенный вопрос. Около года назад Григорий Заболотный вернулся в областную власть, позиционировав себя как исключительно аграрного менеджера. Тогда же он задекларировал свою программу изменения структуры производства в пользу культур с гарантированным сбытом за счет уменьшения посевов высокозатратной сахарной свеклы. Кто-то теперь будет выполнять эту программу на марше?

Председатель облсовета — должность не аграрная. Но его выборы проходили под знаком именно аграрного опыта. Один из депутатов-бютовцев так и заметил: создается впечатление, что это совещание по сельскому хозяйству или выборы колхозного головы.

Так чем же будет заниматься Заболотный?

Принимая присягу, он пообещал сделать все ради стабильности и развития области.

Так что подолянам остается ждать, коснется это всеобщего блага или же отдельной партийно-финансовой группы. Ведь что бы кто ни говорил, смена власти — это не только новые надежды, но и чьи-то инвестиционные вложения с последующей отдачей.