UA / RU
Поддержать ZN.ua

515-й потенциально опасный объект Киева

Бедствие в западных областях ставит перед киевскими властями вопрос — какие опасности угрожают киевлянам?..

Автор: Александр Сергиенко

Бедствие в западных областях ставит перед киевскими властями вопрос — какие опасности угрожают киевлянам? В советские времена бытовало кухонное изречение: мы сами себе создаем трудности, чтобы потом их героически преодолевать. Что сегодня делает наша киевская городская власть — преодолевает трудности прошлого или создает новые?

Почем песок для «хатынок» Жукова острова?

Многократно писалось о незаконной (с точки зрения общественности) и законной (с точки зрения киевских властей) застройке заповедного острова, о выделении речного дна под застройку Козинским сельсоветом (с последующей засыпкой реки) и других действиях, где фундаментальную роль в прямом смысле этого слова играет… песок. Каждый застройщик знает, что для строительства лучше использовать именно речной песок, поэтому его добыча является прибыльным делом, одна машина по Киеву — 700 — 1000 грн.

В 2004 году Госкомитет по природным ресурсам выдал разрешение на добычу песка со дна Днепра заводу ЖБК им. Ковальской, ООО «Конкорд» и ООО «Альянс-Союз». Последнему ООО достался участок Днепра, по которому проходит канализационный коллектор, несущий все «добро» правого берега на Бортническую станцию аэрации (БСА).

В результате «хозяйственной деятельности» «Альянс-Союза» дюкера (особые трубы), по которым идет «добро», сегодня не лежат на дне и не зарываются в песок, а, наоборот, — провисают над ним. Непредвиденное внешнее воздействие может привести к тому, что киевское «добро», а это 705 тыс. м3 в сутки, потечет вместо Бортничей в Днепр. Из него пьет воду примерно половина населения Украины. И тут киевская власть окажется бессильной: как нельзя запретить красиво жить, так нельзя обязать не ходить по нужде.

Есть и другая опасность: в результате намывов дамб на Жуковом острове природная ширина русла Днепра сократилась с 7 км местами до 700 м. При вынужденном паводковом сбросе воды через Киевскую ГЭС это может привести к тому, что все «хатынки» в Конче-Заспе, на Жуковом острове, а также дачные массивы Осокорки, Русановские, Воскресенские и Нижние сады, а также части Корчеватого и Бортничей окажутся затоплеными. Наводнения, с которыми не справляется система ГЭС на Днепре, происходят раз в 30—40 лет, последнее было в 1970 году. Считать умеете?

Но и это — не все. В результате добычи песка выше по течению от Южного моста на дне реки образовались ямы глубиной более 20 м, т. е. ниже основания опор моста. Вследствие турбулентного характера течения реки ямы могут мигрировать и подойти непосредственно к мосту, в итоге несущая прочность опор Южного моста может быть существенно ослаблена, мост может деформироваться или даже… не приведи Господи.

В европейских столицах, стоящих на реках, на один мост приходится от 106 тыс. до 280 тыс. населения. В Киеве на четыре миллиона фактического населения приходится четыре автомобильных моста — по одному на миллион! Остановка сообщения через один мост приведет к параличу на других. Даже если запретить движение по ним личных авто, будет парализовано и движение общественного транспорта — он и сейчас в часы пик работает в «режиме давки».

Как это все отразится на экономике города (и страны) — трудно просчитать, однако европейские эксперты оценивают потери ВВП из-за пробок в 3—3,5%. У нас вследствие не такой высокой степени организации труда, как в Европе, и не таких, как там, дорог, эти потери будут намного больше.

Вот к чему может привести добыча простого песка.

Пиар как средство борьбы с техногенными катастрофами

Комплексная проверка «Киевводоканала» МинЖКХ в апреле этого года показала: требуется срочная замена 836 км водопроводов из имеющихся 4103 км: количество порывов в 2007 г. — 6920 (по 1,7 порыва на каждый километр). Изношенность 1-й очереди (из 3-х) Бортнической станции
аэрации — 100%, но, помимо этого, иловые поля переполнены: высота слоя в 2,5—3 раза больше расчетной. При экстренном сбросе паводковых вод с Киевского моря, о котором написано выше, вода, по расчетам, поднимется выше уровня защитных дамб, и все, что копилось на БСА с 1965 года, поплывет по Днепру, а это — 8,5 млн. м3.

Стоимость полного комплекса работ по реконструкции БСА вместе с илосжигающим заводом оценивается Киевской госадминистрацией в 500 млн. евро, на этот год из бюджета выделено 56 млн. грн. (1,5%), поэтому с такими темпами окончания работ следует ожидать в… 2076 году.

Проверка МинЖКХ показала, что 200 бюветов артезианской воды из 371 (каждый второй) требуют замены. Все они были пробурены задолго до Чернобыльской катастрофы и законсервированы на случай атомной войны. В 1986 г. их начали эксплуатировать, т.к. обстоятельства сложились эквивалентные. Сегодня киевляне, вследствие тривиального проржавения труб и перемешивания водных слоев из хваленых бюветов, которые и Омельченко, и Черновецкий открывали с большой помпой, пьют не чистейшую воду из сеноман-келовейского, байоского или других горизонтов юрского периода, а смесь неизвестно чего.

800 км (31%) канализационных сетей изношены на 100%, но главная беда — главный (извините за тавтологию) городской коллектор. Без него вся канализация правого берега — просто трубы, бессмысленно закопанные в землю. Если он обвалится, то городскому «добру» некуда будет течь, и жители Правобережья попросту утонут в своем собственном… сами понимаете в чем. И такое более чем вероятно: о степени износа речь не идет — состояние главного коллектора — аварийное.

Куда же смотрят «отцы города»? В 1993 г. «отцы» начали строить дублирующую нитку и обещали закончить через семь лет. Прошло семь лет, потом еще семь, а пройдено всего 7,2 км из 9,8 км. Нынешняя городская власть обещает закончить «дублера» до конца 2010 г. Насколько это реально?

Сметная стоимость его строительства, согласно официальным документам, составляет 665,5 млн. грн., на начало 2008 г. израсходовано 132,2 млн., на этот год выделено 77,2 млн., осталось освоить 533,3 млн., следовательно, с такими темпами надо… еще семь лет. К Евро-2012 никак не успеть.

В результате такого финансирования и менеджмента «Киевводоканал», который процветал в 90-х годах, сегодня на грани банкротства. Пока готовилась эта статья, невольно возникало подозрение: уж не готовят ли его к приватизации? Вслед за банком «Крещатик», «Киевхлебом» и «Киевмлыном» … И предчувствие не обмануло: на сессии Киевсовета 28 августа с.г. было принято решение о внесении его в список объектов на приватизацию. Интересно только, будет ли приватизирована Бортническая станция аэрации? Или какие-нибудь Иванов и Хмельницкий прикупят по дешевке чистую водичку, а, пардон, гавно оставят киевлянам?

Три вывода и 515-й потенциально самый опасный объект Киева

Первый — городская власть, которая фактически находится в руках Л.Черновецкого, нескольких его родственников и подручных, поставившая своей задачей распродажу всего коммунального имущества и земли с целью, о которой знают и президент, и премьер-министр, и генеральный прокурор, и все взрослые киевляне, никогда не решит жизненно важных — кричаще важных! — проблем Киева.

Второй — никто не может дать гарантии, что какая-нибудь изношенная на 60% емкость с хлором не рванет и не выпустит на Минский или Деснянский районы 5—7 млн. смертельных доз. Никто не скажет с уверенностью, что Южный мост не пострадает от варварской добычи песка. И никто не пообещает, что завтра главный канализационный коллектор не обвалится и Правобережье начнет погружаться, как Атлантида, но — в человеческие фекалии.

Третий — в Киеве, по данным КГГА, находится 514 потенциально опасных объектов, но главным таким объектом является не дамба Киевской ГЭС, не атомный реактор в Институте ядерных исследований НАНУ, не 111 контейнеров с бериллием в Академгородке и не «Радикал» с его тысячами тонн ртути, накопившейся на территории. Самым главным, 515-м, потенциально опасным объектом является безответственная, самовлюбленная и вороватая городская власть.