UA / RU
Поддержать ZN.ua

22 моряка на сундук мертвеца.Украинцы абсолютно беззащитны перед пиратством

Вот уже 11 дней как 22 украинских моряка — члены экипажа балкера Panagia под либерийским флагом — томятся в плену у сомалийских пиратов, которые требуют 700 тыс...

Автор: Артем Шевченко

Вот уже 11 дней как 22 украинских моряка - члены экипажа балкера Panagia под либерийским флагом - томятся в плену у сомалийских пиратов, которые требуют 700 тыс. долл. выкупа за наших соотечественников. Информация от одесской крюинговой компании «Сигал», нанимавшей их в злополучное плавание, весьма скудна: все моряки живы. Экипаж выполняет регламентные работы на судне, свободно перемещаясь в дневное время по палубе под наблюдением пиратов, которыми постоянно контролируется ходовой мостик. Запасов еды, топлива и провизии на суде достаточно. Переговоры о выкупе ведет фирма-судовладелец и компания-страховщик из Лондона.

Судно, перевозившее из ЮАР в Турцию 32 тыс. тонн угля, было атаковано 18 октября в Индийском океане в 90 милях от восточного побережья Сомали. Вооруженные огнестрельным оружием пираты на быстроходных катерах сначала обстреляли балкер на ходу, потом захватили его и направили к берегам Африканского Рога к самопровозглашенной на севере страны сомалийской автономии Пунтленд. Вот уже более десяти лет вся эта территория представляет собой одну из беднейших стран мира, практически не контролируемую центральным правительством и раздираемую гражданской войной между местными кланами. Насколько укоренилось безвластие в Сомали, свидетельствует провал миротворческой миссии ООН в 1993 году после проведения в Могадишо совместной войсковой операции сил специального назначения США rangers и delta force, воспетой режиссером Ридли Скоттом в голливудском блокбастере Black Hawk Down. Центральное сомалийское правительство официально объявило о своей неспособности контролировать ситуацию с пиратскими нападениями в своих территориальных водах и попросило международной помощи в патрулировании 3700-километрового побережья.

Стоило потомственному одесскому моряку, 35-летнему капитану дальнего плавания Владимиру Шабанову нарушить рекомендуемую зону безопасности вдоль берегов Сомали всего лишь на 10 миль, как добычей пиратов стал и балкер, и весь его украинский экипаж. Теперь, по прошествии 11 дней сомалийского плена, стало очевидно, что Украина в данном случае попросту не в состоянии защитить своих граждан. Президент молчит. МИД в отчаянии обращается за помощью к НАТО, США, Великобритании, Франции и ко всему мировому сообществу. Родственникам моряков обращаться не к кому - разве что к самому Господу Богу.

Последние рекомендации госпредприятия Минтранса Украины «Агентство морской безопасности»: «В последнее время возле побережья Сомали участились случаи нападений и захвата торговых судов. Так, 19 октября 2005 года было захвачено судно «Панагия» (флаг - Либерия) с 22 членами экипажа. Все - украинцы. 20 октября 2005 года был похищен танкер «Сан Карло» (флаг - Мальта) с 25 членами экипажа на борту. Всего за 2005 год зарегистрировано 25 случаев нападений. Наибольшее расстояние от побережья, на котором происходило нападение, по сообщениям Службы коммерческих преступлений Международной торговой палаты, - 120 миль от восточного побережья Сомали. Напоминаем судоплавным компаниям, судовладельцам, крюинговым компаниям и всем, имеющим отношение, что побережье Сомали должно оставаться как можно дальше от маршрута прохода судов. ГП «АМБ» рекомендует возле сомалийского побережья на якорь не становиться, в дрейф не ложиться».

Ежегодно в водах Мирового океана Комитет морской безопасности Международной морской организации (IMO) фиксирует от 400 до 500 пиратских нападений и вооруженных ограблений гражданских судов. Примерно столько же остается и вне официальной статистики. Судовладельцы по возможности предпочитают не сообщать в IMO обо всех случаях захватов, не желая портить имидж компании перед фрахтовщиками. Немало судов попросту исчезают вместе с экипажами. В целом судьба пока что благоволит к около 30 тысячам украинским морякам, которые работают под разными флагами. Последний трагический случай был зафиксирован два года назад в бразильском порту Сантус, когда в результате вооруженного ограбления украинского судна «Капитан Васьков» погиб старший помощник и еще один член экипажа был ранен.

ГП «Агентство морской безопасности» разработало специальный документ «Действия, рекомендованные к применению, при нахождении в районах, где существует угроза пиратских нападений и вооруженных ограблений». Его ключевой элемент - план охраны судна, в котором подробно описаны все стадии атаки морских разбойников и меры противодействия им - от использования брандспойтов с давлением воды не менее 80 фунтов на квадратный дюйм и маневрирования судна до создания на нем специальных безопасных зон и своевременного укрытия в них экипажа. Интересно, что хранить и использовать огнестрельное оружие для защиты экипажа ГП «АМБ» не рекомендует из-за сразу же возникающих проблем с гражданским статусом судна и его заходом в порты, и в случае нападения высокого риска обострить и без того опасную ситуацию. Коль скоро пираты уже высадились на судно, установили над ним контроль или захватили хотя бы одного члена экипажа, рекомендация одна - ни в коем случае не геройствовать. В этом смысле хрестоматийный пример бравых советских моряков из киношедевра конца 70-х «Пираты ХХ века» абсолютно нетипичен.

По поводу захвата в Сомали сухогруза Pagania с украинцами на борту мнения профессионалов расходятся: то ли пираты ошиблись с выбором объекта атаки, захватив 32 тысячи тонн угля (по сути, бесполезного груза), то ли им уже, по большому счету, все равно, какое судно атаковать, лишь бы получить за него и экипаж выкуп от судовладельцев. Судя по угрожающей динамике пиратских атак у сомалийского побережья с начала года, последний вариант ближе всего к истине - похищение судна и заложников именно с целью выкупа стало уже хорошо налаженным преступным промыслом. За него, похоже, платят исправно, коль скоро количество нападений растет. Заложники могут находиться в плену месяцами, пока судовладелец не договорится с похитителями о способе передачи выкупа. Акватория Индийского океана близ африканского Сомали вышла на второе место в мире по опасности пиратских атак после территориальных вод южно-азиатских Малайзии и Индонезии в Малакском проливе.

Пока что единственным реальным способом противодействия пиратам является патрулирование и сопровождение торговых судов военными. И если в Малаккском проливе этим периодически занимаются силы безопасности Малайзии и Индонезии, то близ Сомали защитить моряков зачастую просто некому. Силовой вариант освобождения украинских заложников практически нереален из-за того, что на данный момент, как ни печально это признавать, Украина не располагает ни силами, ни средствами, способными провести операцию такого рода. Даже если не принимать во внимание проблемы международно-юридического характера, которые возникают при ее проведении вне суверенной территории государства.

Борьба с пиратством и освобождение заложников на море вне территориальных вод бывшего Советского Союза ранее были боевыми задачами групп специального назначения ГРУ Генштаба Минобороны СССР. По словам первого заместителя ГП «Агентство морской безопасности», капитана 1-го ранга Александра Борискина, бывшего командира отряда боевых пловцов, во времена Союза морской спецназ применялся при борьбе с пиратством достаточно эффективно. Но каждая проведенная операция за рубежом была глубоко засекречена, в том числе, из-за ее, мягко говоря, сомнительного правового обоснования. Район Африканского Рога - Эфиопия, Эритрея, Сомали - во времена СССР был зоной стратегического интереса сверхдержав. Здесь работали и советские военные советники, и сопровождавшие их группы спецназов ГРУ Генштаба, действовшие в оперативно-тактических целях. Политическую разведку осуществляло 1-е Главное управление КГБ. Теперь же в Сомали изменилась и внутриполитическая ситуация, не говоря уже о том, что гораздо скромнее стали оперативные возможности управления «А» Службы безопасности Украины и главного управления разведки Минобороны Украины. 17-я бригада спецназначения ВМС Украины, ранее дислоцировавшаяся под Николаевом на острове Майский, уже несколько лет как списана на берег. Ее уровень боевой подготовки не сравним с советскими временами. Опрошенные «ЗН» эксперты единодушны в том, что для планирования и проведения операции по освобождению заложников понадобились бы колоссальные усилия по разведывательному обеспечению, связи, логистике, развертыванию базы и средств огневой поддержки, планирования маршрутов и средств эвакуации. Самостоятельно Украина провести все это не в состоянии. Но самое главное, что пока, похоже, отсутствует политическая воля для создания эффективных групп спецназначения, способных защищать граждан от преступных посягательств и внутри страны, и за рубежом.