UA / RU
Поддержать ZN.ua

2017-й. Время киевское?

Так часто бывает: информационная волна, порожденная громкими политическими заявлениями сановных ...

Автор: Валентина Самар

Так часто бывает: информационная волна, порожденная громкими политическими заявлениями сановных ньюсмейкеров по тлеющим годами и затасканным конфликтным темам, с головой накрывает порой более важные для анализа, проработки и принятия решений события. Почти неделю мы наблюдаем римейк старой пьесы о статусе Севастополя, знакомой зрителю уже второе десятилетие. И главные роли на освещенной сцене играют почти все те же политические актеры. Тексты те же, поэтому особо впечатлительным можно смотреть без включения звука. Московский градоначальник Юрий Лужков: Севастополь никогда не передавался Украине, и мы его будем возвращать. Роли второго плана — депутат Госдумы РФ Константин Затулин (жертва украинских спецслужб, проводит научные конференции), нардеп Украины Леонид Грач (крымские коммунисты собирают подписи за то, чтобы ЧФ остался в Севастополе навсегда), вице-спикер автономии Сергей Цеков (Русская община Крыма просит Госдуму денонсировать Большой договор и принять Крым в лоно исторических земель России). Густоту красок обеспечивает прогноз бывшего кремлевского советника Модеста Колерова (Крым стоит на пороге страшной войны, и только ЧФ спасет мир).

Большая дорогая массовка — празднование 225-летия Черномор­ского флота. Прямая трансляция телеканала «Россия». Дальше тоже все по известному сценарию. Объявление мэра Ю.Лужкова персоной нон-грата за то, что сказал. Недопущение в Россию народного депутата В.Каськива, который еще ничего не сказал, но летел на прямой эфир НТВ. Госдума готовит заявление по поводу Севастополя и Крыма. Киев объясняется, но стоит на своем. Есть современные сюжетные интриги: СБУ намекает, что московский градоначальник попутно с собиранием земель может быть причастен к отмыванию грязных денег.

События разворачиваются в новых политических условиях: в Украине очередной кризис власти, в России — смена президента, действо разворачивается во времени между двумя саммитами НАТО, где решается вопрос присоединения Украины и Грузии к ПДЧ.

И есть все основания думать, что это была первая серия долгоиграющего сериала, который продлится до 2017 года и будет проходить в формате реалити-шоу. Поэтому попробуем рассмотреть то, что вышеописанная волна накрыла, дабы впредь не играть по чужим сценариям.

С чего конкретного этот очередной напряженный момент в отношениях Украины и России, собственно, начался? Черноморский флот решил отпраздновать юбилей военным парадом.

«Когда представители флота пришли к нам в администрацию с просьбой согласовать план-график мероприятий, у них не было даже приказа министра обороны РФ по этому празднованию. Это было еще в марте, — рассказывает «ЗН» глава городской госадминистрации Севастополя Сергей Куницын. — Мы посмотрели план — это, по сути, сценарий еще одного дня ВМФ России! Получается, что за два месяца в городе будет четыре военных парада. Ну, знаете, это даже для Севастополя слишком!»

Тут надо пояснить. Черноморский флот никогда до этого не праздновал свой день рождения парадами и большими военно-спортивными мероприятиями. Таковые всегда проходили в день ВМФ России — в последнее воскресенье июля. Четыре парада, о которых говорит С.Куницын, это: традиционный парад представителей двух флотов — украинского и российского — 9 мая, затем на 11 мая ЧФ планировал свой парад, день ВМС Украины и уже упомянутый день ВМФ РФ.

«И нужно знать, что по соглашению и Большому договору российский флот имеет право на проведение двух военных парадов в год — 9 мая и в день ВМФ России. Поэтому наша позиция была однозначной — второго дня ВМФ, с техникой, десантом, стрельбой, а тем более выходом бронетехники в город быть не может», — говорит С.Куницын.

Кроме того, а может быть, и в первую очередь, надо сказать, что в этом году в Украине на государственном уровне празднуется 225-летие основания Севастополя, в рамках которого, естественно, и мероприятия по юбилею флота. Ведь Краснознаменный Черноморский флот — это история и нынешнего ЧФ России, и Военно-морских сил Украины и, между прочим, — военного флота Грузии, о чем россияне забывают упоминать.

«Еще в начале апреля, — продолжает С.Куницын, — на заседании оргкомитета юбилея под председательством премьера, а это была и позиция министра обороны, было решено: мы соглашаемся на празднование дня ЧФ, но без элементов военного парада. Это должен быть действительно водно-спортивный праздник, а не парад. И эта позиция была до командования флотом доведена. Более того, когда в Севастополе находился главком ВМФ Высоцкий, мы изложили эту позицию, и в нашем присутствии он дал команду вице-адмиралу Клецкову, командующему ЧФ: никаких военных парадов не нужно».

По плану, который предлагало командование ЧФ, кроме прочего, предполагался десант с большого десантного корабля десяти БТРов на воду в Севастопольской бухте и затем — переход их морем на берег, демонстрация военной техники и рукопашного боя на площади Нахимова.

23, 29 и 30 апреля замглавы госадминистрации Севастополя Владимир Казарин снова и снова уведомляет командование ЧФ: проведение этих военных мероприятий с украинской стороной не согласовано. Предложено проведение совместного водно-спортивного праздника. С построением кораблей ЧФ и ВМС Украины — по две единицы — в одну линию на рейде Севастопольской бухты. «На построение кораблей в две-три линии и проведение военно-спортивного праздника согласование министра обороны Украины не получено», — говорилось в последнем письме. Однако эти обращения были проигнорированы, и 6 мая ЧФ решил проводить репетицию по первоначальному плану. Причем на выход кораблей, как утверждают в администрации, не было получено согласование капитании порта, а на передвижение бронетехники — согласие властей города.

В результате появился прецедент блокирования передвижения российской военной техники силами украинских правоохранителей. Выезд из яхт-клуба Черноморского флота, куда должны были прибыть БТРы после десантирования на воду с БДК, чтобы затем идти колонной в Казачью бухту — на место постоянной дислокации, был блокирован «Беркутом». И после этого «источники» в Москве и Севастополе сообщают через СМИ: военный парад ЧФ по первоначальному плану состоится при любой погоде, в том числе политической.

«Проведение мероприятий военного характера на территории Севастополя не согласовано с украинской стороной», — заявляет МИД Украины. Пресс-секретарь министерства Василий Кирилич разъясняет: любые мероприятия такого характера должны быть обязательно согласованы на уровне центральных органов исполнительной власти Украины, но в данном случае не согласовывались даже с городскими властями Севастополя. Кроме того, постановлением КМ Украины от 2003 года установлено, что проект плана проведения международного мероприятия должен подаваться за три месяца до дня его проведения. Этим же постановлением запрещается проведение развлекательных мероприятий при участии личного состава вооруженных сил иностранных военных формирований с использованием авиационной либо другой боевой техники и вооружений. Пресс-секретарь МИД также напомнил, что этот же документ определяет норму, согласно которой демонстрация вооружений, военной техники, технических возможностей проводится за пределами населенных пунктов, к примеру на полигонах, и при согласовании с органами местного самоуправления. В связи с чем выход военных кораблей является недопустимым.

Украина предложила России провести совместный парад по случаю 225-летия Черноморского флота, сообщает 7 мая министр обороны Юрий Ехануров. «По поводу парада к годовщине Черноморского флота мы согласовывали свои действия, мы договорились о том, что это будет совместный парад, однако, к сожалению, в последние дни российская сторона начала самостоятельно действовать», — заявляет министр.

8 мая в Севастополь вылетели замминистра обороны и замначальника генерального штаба. Как утверждает участник «мужского разговора», состоявшегося 9 мая после возложения цветов на Сапун- горе с участием руководителей минобороны России и Украины и командующих флотами, было сказано «хватит баловаться» и окончательно договорено о проведении совместного праздника без бряцания оружием.

Так что это было? Проверка на слабость? Может быть. Попытка опередить празднование Украиной юбилея Севастополя на государственном уровне? Вполне жизненная версия. И несомненно — демонстрация присутствия. Мощного, военного и вполне независимого от украинских властей — в случае удачного додавливания ситуации.

Нам не известно, каковы были объяснения российской стороны— и были ли вообще — на высшем уровне. И военном, и политическом. Общественность не посвящена. Поэтому весьма примечательным было заявление министра обороны Украины о том, что в целом он доволен уровнем сотрудничества с российским оборонным ведомством.

«Наше сотрудничество является постоянным и проходит в нормальном ритме. Мы не политизируем эту ситуацию, а проблемы с выполнением Соглашения об условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины были в 90-е годы, но в последнее время все действия были всегда согласованы и стороны договаривались по всем параметрам», — заявил Ю.Ехануров. Найденная в Крыму российская авиационная торпеда не несла никакой угрозы, «российские моряки дали маху, а СМИ раздули». Отвечая на вопрос, были ли начаты какие-то процедуры относительно вывода ЧФ России, заметил, что «до 2017 года еще далеко».

По порядку. Не могу даже допустить, что министру обороны Ю.Еханурову не известно, какими неимоверными усилиями дипломатов и его предшественника на этом посту далась инвентаризация имущества ЧФ и земли, занимаемой арендатором, и установление их целевого по соглашению использования. И этот процесс таки завершен. В отличие от передачи маяков. Или по этому поводу есть договоренности, о которых страна не знает?

По поводу безопасности торпеды. Так не в этом же вопрос. А в том, как вообще она могла без согласования с Украиной испытываться и вылетать, с приземлением в мирном курортном алуштинском поселке. Или это не главное для министра обороны?

И что значит «проблемы были только в 90-х»? А как же несанкционированное десантирование морпехов из Темрюка на крымский полигон в 2004-м? А боевой снаряд, ни с того ни с сего выстреливший в 2007-м из артиллерийской установки АК-725, предназначенной для стрельбы по воздушным и надводным целям, на БДК «Цезарь Кунников»? И не на полигоне, а у «Минной стенки», в самом центре города-героя. Или тогда не было ноты протеста украинского МИД, что Киев склонен рассматривать инцидент как «очевидное следствие несоблюдения требований, вытекающих из соответствующих двусторонних документов», и все это тоже раздула пресса? Мало раздувала, потому что не могу припомнить, что же нам ответили. Поэтому и торпеды теперь летают.

И с успокоительным министерским «до 2017 года еще далеко» тоже не согласна. Особенно после такого майского экстрима. Только совсем далекий от всех этих событий человек может не увязать сегодня в одну цепочку казалось бы разрозненные события. И жесткое противостояние между пророссийским составом горсовета Севастополя и гос­администрацией, с организацией референдума по отставке С.Куницына, и очередная — но уже с новыми союзниками — попытка принятия закона о выборности севастопольского градоначальника.

И вдруг ожившие «спящие» молодежные проекты типа «Прорыв» с акцией «Российский флаг — в каждом окне». (Бедные активистки. По словам лидеров этой молодежки, они девять тысяч флагов должны были сшить! Или триколоры все-таки кто-то привез?)

И сбор подписей во главе с Л.Грачом за отказ от вывода ЧФ из Севастополя , как будто на дворе уже по крайней мере 2015-й. (Кстати, а почему мы российских политиков наказываем за постановку под сомнение территориальной целостности государства, а своих, с ними дословно и публично согласных, даже не предупреждаем, как Затулина?)

И активное продвижение российского интереса в медиасфере (новый холдинг, появившийся этой весной в Крыму, как говорят, родился при поддержке одного российского губернатора).

В общем, фон хороший. В контексте. А в ответ — тишина? Или того лучше — многочасовые дискуссии о том, как изменить с учетом национальных традиций военную форму и какой строевой шаг ввести.

Да, министр иностранных дел Украины вручил в середине апреля своему российскому коллеге Меморандум относительно этапов и порядка вывода до 28 мая 2017 года воинских формирований ЧФ РФ с мест его временной дислокации на территории Украины. Меморандум предусматривал, что с 1 июня этого года должны начаться консультации относительно этапов вывода. Ответа пока не слышно.

С другой стороны, совершенно резонно будет спросить: а просчитывает ли кто-то в стране, каковы должны быть этапы и порядок перестраивания жизни в Севастополе и Крыму в целом в связи с предстоящим выводом ЧФ? Какие риски и в каких случаях ожидаются и как их нежелательное развитие упредить? Как этот процесс скажется на экономике города? Как занять людей, которые останутся без работы? Как сохранить стабильную политическую ситуацию? Этих вопросов не счесть. И ответить на них, а также задействовать грамотно рассчитанную и ресурсно подкрепленную программу действий нужно загодя.

Время пошло. А разница между киевским и московским — далеко не на час.