Пока об условиях предоставления обещанных 15 российских миллиардов известно очень мало. В частности, Россия собирается кредитовать Украину, вкладывая средства не путем предоставления межгосударственных кредитов, а в суверенные еврооблигации. Основной массив финансирования - на 12 млрд долл. - должен быть выделен на протяжении следующего года несколькими траншами, "по мере возникновения надобности". В нынешнем году (до конца декабря) запланирована продажа россиянам двухлетних евробондов на 3 млрд долл. через Ирландскую фондовую биржу. Причем выпуск евробондов, как заявлялось, мог состояться еще до конца текущей недели (однако на момент подготовки этого материала еще не был осуществлен).
18 декабря с.г. Кабмин принял постановление №904 о выпуске облигаций внешнего госзайма 2013 г. на 3 млрд долл. В документе определено, что купон должен составить 5% годовых (как и анонсировалось в Москве), а погашение бумаг приходится на 20 декабря 2015 г.
Покупать евробонды Украины в 2013 г. должен "Фонд национального благосостояния" (ФНБ), который является "подушкой безопасности" для Пенсионной системы России и наполнялся в свое время за счет нефтегазовых доходов. В 2014 г. свой вклад могут внести и другие российские финансовые агенты, хотя ФНБ будет доминировать. Как отмечал, например, глава российского Внешэкономбанка В.Дмитриев, ВЭБ не планирует покупать евробонды Украины, но отмечал, что может увеличить капитал украинской "дочки" - Проминвестбанка.
Преимущества
5% годовых - это более низкая ставка, нежели те, по которым Украина размещала на внешних рынках свои последние долговые обязательства (под 7,5% в апреле и 7,625% в феврале текущего года). И уж тем более ниже их доходностей на вторичном рынке, особенно до объявления о выделении российского финансирования, когда она порой превышала 20% годовых.
В то же время эта доходность выше стоимости ресурса по кредитам МВФ, по последней программе сотрудничества составлявшей около 3,5% годовых.
Как подчеркивал В.Янукович, под выделенные Россией кредиты не придется предоставлять залог в виде имущества или выполнять какие-то дополнительные условия. А министр финансов РФ А.Силуанов, обосновывая выбор именно евробондов как инвестиционного инструмента, указывал на то, что он является "более защищенным, чем межгосударственный кредит".
Откуда эта разница в оценках? Как объясняют эксперты возможный контекст слов российского чиновника, ценные бумаги, выпущенные через биржу, являются ликвидным инструментом - их всегда можно продать, они всегда имеют свою цену. И, кроме того, такой инструмент в принципе достаточно защищен с точки зрения международных правовых отношений.
Кредиты на 15 млрд долл. могут существенно пополнить похудевшие резервы НБУ (в настоящий момент они покрывают лишь немногим более двух месяцев импорта) и облегчить выполнение валютных обязательств правительства в 2014 г. (по разным оценкам, речь идет о 7–10 млрд долл.). Как подсчитали эксперты Fitch, на конец следующего года золотовалютные резервы Украины могут составить
25 млрд долл. (эффект не только кредита, но и снижения цены на газ).
Понижение на финансовых рынках дефолтных ожиданий не только упростит доступ Минфина на внешние рынки, но и будет способствовать уменьшению стоимости гривневого ресурса на внутреннем рынке.
Недостатки и риски
Среди наиболее значимых экономических рисков российского финансирования необходимо отметить непрозрачность достигнутых договоренностей между В.Путиным и В.Януковичем, из-за чего возникают подозрения в наличии в их "пакете" "тайных протоколов", подразумевающих, в частности, права на досрочное погашение или штрафные санкции при невыполнении тех или иных условий, неизвестных "широкой публике". Эта закрытость (в отличие, например, от условий соглашений с МФО, которые становятся общедоступными) является тихим омутом, в котором можно спрятать любого черта.
Очень настораживает и краткосрочность займов (как минимум первой трехмиллиардной инъекции). Это - дополнительный рычаг давления Москвы, причем уже не только на Януковича, но и на его возможного преемника. Ведь наивно ожидать, что за предстоящий предвыборный год состояние украинских госфинансов кардинально улучшится (особенно судя по тому, как сразу же после заключения московских соглашений украинская власть бросилась раздувать бюджет и повышать соцстандарты). Скорее, ситуация будет развиваться с точностью до наоборот. Так что обязательства берет Янукович, а расплачиваться будет вся страна, причем не только деньгами.
Тем временем Россия может сконцентрировать как минимум 50% общего госдолга Украины - со всеми сопутствующими политическими последствиями для Киева. Причем значительную его часть, не исключено, Кремль контролирует уже сегодня через аффилированные структуры. Стоит напомнить и о недавнем заявлении Путина, что украинские заемщики уже должны нескольким крупным российским банкам 30 млрд долл. Должны, очевидно, в основном крупные бизнесы, собственники которых могут влиять на политику Банковой и Грушевского.
Выделение же кредитов порциями означает, что Кремль сможет постоянно накладывать вето на некомфортные для себя решения Украины. Не говоря уже о том, что в случае обострения макроэкономических вызовов, стоящих сегодня и перед самой Россией (на фоне замедления экономики, проблем в пенсионной системе, из-за которых были "конфискованы" накопительные сбережения граждан, и т.д.), обещания могут оказаться невыполненными.
Кроме того, возможность полагаться на финансовую поддержку России дестимулирует украинскую власть от проведения давно "перезревших" непопулярных структурных реформ в экономике. Подчеркнутое Путиным "преимущество", что выделение финансирования не связано с условиями наподобие замораживания пенсий или зарплат с явным намеком на жесткость рекомендаций/требований МВФ к Украине, на самом деле оборачивается для Украины "тортом для диабетика".
Появление значительного валютного ресурса у власти перед президентскими выборами делает гипермаловероятными как переход к политике более гибкого курсообразования (что многократно увеличивает дельнейшие девальвационные риски), так и попытки разгрести завалы в энергосекторе и коммунальной сфере. Безответственность в бюджетной политике может только усилиться, особенно из-за необходимости заигрывания с электоратом.
Будучи наверняка направленными на консервацию существующего статус-кво экономических отношений в стране, проедание и подкуп избирателей перед выборами, эти деньги закладывают мощнейшую девальвационно-дефолтную бомбу на 2015 г. и далее.
По подсчетам экспертов, в случае выпуска двухлетних евробондов под Россию, под конец 2015-го Украине придется выплачивать 5,4 млрд долл. - это рекордная сумма для такого короткого промежутка времени.
Дальнейшие комментарии, как говорится, излишни.