UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Укрзалізниця» создала монополию для Ахметова на 1,5 миллиарда в год

Как шаг за шагом частный монополист уничтожает государственного монополиста, зарабатывая на наших убытках

Автор: Владимир Даценко

Компании из орбиты олигарха Рината Ахметова за последние пять лет побеждали в тендерах «Укрзалізниці» на общую сумму свыше 7 млрд грн. Чаще всего эти компании конкурируют друг с другом, а предпосылки для монопольного положения продукции «Метинвеста» создала сама железная дорога (см. рис. 1).

Торги без торга

Одна из важнейших категорий товаров, закупаемых «Укрзалізницею», — рельсы. Ежегодно сотни километров путей требуют ремонта, а это сотни миллионов гривен. Формально эти тендеры проходят по конкурентным процедурам. Фактически конкуренция в них существует только на бумаге.

Посмотрим на один из тендеров на 670 млн грн. В тендере только два участника: ООО «Метинвест-СМЦ» и ООО «Сота Украина». Оба подали документы, что являются официальными дилерами ПАО «МК «Азовсталь». К тому же участники загрузили свои предложения с разницей менее часа.

Содержание дилерских писем свидетельствует о том, что «Метинвест-СМЦ» и «Сота Украина» уполномочены реализовывать продукцию «Азовстали». Но есть один важный момент: «Азовсталь» и «Метинвест-СМЦ» входят в единый холдинг «Метинвест», конечным бенефициаром которого является Ринат Ахметов.

Поверить в то, что «Метинвест-СМЦ» действительно конкурирует в тендере с дилером «Метинвеста», а участники случайно подали почти одинаковые документы и почти в одинаковое время, очень сложно.

Другой тендер на 1,5 млрд грн «Метинвест-СМЦ» разыгрывает с другим дилером «Метинвеста» — ООО «Металлоцентры Коммерс». А чаще всего конкурентом «Метинвест-СМЦ» выступает «МД Групп» (разыграли вместе 112 тендеров).

Атака клонов

ООО «Сота Украина» было создано в 2017 году. И фирма начала побеждать в тендерах в первый же месяц после своего учреждения, реализуя «Укрзалізниці» метинвестовский металлопрокат.

Официальным собственником компании записан латвийский «Сота-Онлайн Холдинг». Это ІТ-компания, которая ничего общего с металлопрокатом не имеет. Через год после создания «Соты» журналисты пытались связаться с владельцем и проверить адрес компании, но никаких следов не нашли. Латвийские собственники ничего не знают о своем украинском бизнесе, а по месту регистрации компания даже не имела договора аренды.

То есть «Сота Украина» — классическая виртуальная «прокладка», через которую перегоняют деньги. В целом она заключила контрактов с железной дорогой на 1,5 млрд грн. И она не первая, кто реализует продукцию Ахметова железнодорожникам.

До нее прокат «Метинвеста» на УЗ поставляло ООО «УТМК». Эта компания была зарегистрирована на улице Зоологической (Киев), 4А, в квартире 139. В этой квартире зарегистрировано около 1120 компаний. По уровню концентрации фирм на квадратный метр эта квартира даст фору Нью-Йоркской бирже. То есть это тоже фирма с виртуальным офисом, которую сложно найти и установить, кто за ней стоит.

Обычно такие компании используются для вывода средств через конвертационные центры, когда через компанию прогоняют сотни миллионов гривен, а часть этих средств оседает и переводится в наличность. Таким образом, производителю не надо показывать огромные прибыли, а обналиченные средства могут пойти на откаты.

Конечным собственником «УТМК» до 2020 года был тоже латыш Губскис Павелс. Последний связан с сейшельскими офшорами, имевшими отношение к «Керченскому металлургическому комплексу» и «Лемтранс Лимитед» Р.Ахметова.

Позже «УТМК» переписали на Фирдавса Юнусчоновича Рахимова, который значится собственником и директором 46 компаний. Скорее всего, он также только формальный собственник бизнеса, связанного с холдингом Ахметова.

Кроме «Соты» и «УТМК», вокруг тендеров УЗ существует еще ряд компаний-дилеров «Метинвеста»:

Все эти компании также в тендерах предлагали продукцию заводов «Метинвест», имели дилерские соглашения с «Метинвестом» и слишком слаженно разыгрывали между собой сотни тендеров железной дороги. За последние пять лет эти компании разыграли свыше 900 тендеров на общую сумму почти 7 млрд грн.

Монополия Ахметова

Монопольное положение компаний из группы влияния «Метинвеста» держится на тендерных требованиях «Укрзалізниці».

В мире есть два основных стандарта рельсов — советские Р-65 и европейские UIC60. Европейские рельсы вдвое длиннее Р-65 (50 метров вместо 25), и у них на 50% больший ресурс.

От старых советских технологий отходит даже Россия. С 2015 года там начали производить модернизованные рельсы Р-65 ДТ-350 (длиннее, с увеличенным ресурсом). Причиной этого стало то, что рельсы Р-65 неконкурентны по сравнению с европейскими типа UIC60.

Приблизительно тогда же заговорили и о необходимости модернизации производства «Метинвеста», но требуемое переоснащение стоит около 500 млн долл. Инвестировать такие средства в свое же производство «Метинвест», похоже, не захотел.

Проблему решили значительно проще: «Укрзалізниця» прописывает тендерные требования именно под устаревшие рельсы Р-65 производства «Метинвеста». Также интересы Ахметова охраняет национальный стандарт ГСТУ-4344, определяющий профиль и материалы рельсов согласно характеристикам продукции «Азовстали». То есть никто, кроме завода «Азовсталь», такие рельсы на УЗ не отгрузит. И о какой-либо конкуренции не может быть и речи.

С 2015 года «Укрзалізниця» провела единственный тендер на закупку рельсов типа UIC60.

Причем рельсы Р-65 УЗ покупает почти по цене UIC60 (около 900 долл. за тонну), но получает на 50% меньший ресурс. То есть их надо значительно чаще менять, а это большие затраты на ремонтные работы, большие закупки, худшее состояние инфраструктуры.

Вторая монополия Ахметова — это металлопрокат для производства вагонов.

Во время производства грузовых вагонов используется широкий ассортимент металлопродукции (уголки, швеллеры, листы и др.). Формально на рынке есть другие производители некоторых видов аналогичной продукции, но фактически 90% всех тендеров на поставки металлопродукции для УЗ разыгрывают дилеры «Метинвеста».

Часть номенклатуры для железной дороги может закрыть «АрселорМиттал Кривой Рог» и компании из орбиты Ярославского и Таруты. Они производят часть необходимого сортамента уголков и профильного проката. Но поставить всю номенклатуру в необходимых объемах на железную дорогу могут только заводы Ахметова.

Следовательно, конкурентно проходила только небольшая часть тендеров. Отсутствие реальной конкуренции в большинстве закупок позволяло устанавливать любую цену на свою продукцию. Доходило даже до того, что цены для «Укрзалізниці» были значительно выше цен мелкого опта на сайтах дилеров «Метинвеста».

Замкнутый круг

Самое интересное то, что вагоны, которые строит «Укрзалізниця» из проката Ахметова, потом пойдут этому же Ахметову.

Большую часть своего парка вагонов УЗ отдает в аренду логистическим компаниям. Одной из них является «Метинвест-Шиппинг», которая тоже входит в холдинг «Метинвест». По последним аукционам, из-за которых якобы уволили Владимира Жмака, государственная железная дорога отдала в аренду половину парка своих полувагонов в трехлетнюю аренду «Метинвест-Шиппинг». Логично, что другого игрока на рынке, которому было бы необходимо такое количество вагонов на постоянной основе, в Украине просто нет.

А там, где нет конкуренции, «Метинвест» привык зарабатывать. Цена годовой аренды вагона составляла около 15% его стоимости. То есть УЗ сможет отбить стоимость вагонов только через семь лет аренды. А если учитывать текущие затраты на обслуживание и ремонт вагона, то цена аренды с трудом перекрывает его реальную себестоимость.

Такое соглашение можно считать беспроцентным кредитом для компании Ахметова. Если бы «Метинвесту» пришлось покупать эти вагоны, то надо было бы сразу заплатить всю их стоимость, да еще и тратиться на ремонт и обслуживание. А так «Укрзалізниця» любезно согласилась разбить эту цену на продолжительный срок и ничего за это не попросить. «Метинвесту» не надо замораживать оборотные средства. Следовательно, Ахметов заработает на вагонах «Укрзалізниці» дважды. А потом эти же вагоны повезут продукцию заводов «Метинвеста» на «Укрзалізницю» по выигранным тендерам фирм-«прокладок». Круг замкнулся.

Заработать в третий раз

Компании Ахметова являются главными грузоотправителями железнодорожным транспортом в Украине. Свыше 40% всех грузов, перевозимых УЗ, — это руда и уголь. Крупнейшим перевозчиком руды является «Метинвест» Ахметова и Новинского, а наибольший перевозчик угля — «ДТЭК» того же Ахметова.

В дороге Ахметов заработает на УЗ в третий раз, потому что та применяет систему коэффициентов по виду груза, которую можно назвать «льготная ставка».

Внедренная система тарификации грузов предусматривает, что перевозка в одном и том же вагоне руды и угля будет наполовину дешевле перевозок, например, лесоматериалов и сельхозпродукции, и в 2,2 раза дешевле перевозок готовой металлопродукции.

Дешевые вагоны по льготной ставке повезут уголь на ДТЭКовские ТЭЦ, которые с украинцев уже возьмут по полной, со всеми Роттердамами и плюсами.

Логического объяснения коэффициентов по виду груза так никто и не привел. Но, несмотря на многолетние разговоры, ни одно правительство не решилось отменить эти скрытые льготы монополий Ахметова.

Действующая система позволяет экономить грузоотправителям руды и угля около 15 млрд грн в год. Но и этого оказывается мало. Ведь в интересах Ахметова работает масштабное политическое лобби, которое уже несколько лет тормозит процессы внедрения прозрачного тарифообразования, пересмотра тарифов железной дороги и взаимоотношений между «Укрзалізницею» і грузоотправителями.

В результате одна из худших железных дорог Европы имеет самые низкие тарифы и кучу преференций для олигарха, который из года в год становится только богаче.

«Лига Антитраста» обратилась в Антимонопольный комитет Украины с заявлением о согласованных действиях участников тендеров «Укрзалізниці», которые представляли интересы «Метинвеста» и нанесли убытки государственной компании из-за искажения результатов торгов.