UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зоны свободной торговли в мировой экономике

Чем ближе Украина к вступлению во Всемирную торговую организацию, тем более практические очертания приобретает начало переговоров по изменению режима торговли нашей страны с Европейским Союзом...

Автор: Александр Шнырков

Чем ближе Украина к вступлению во Всемирную торговую организацию, тем более практические очертания приобретает начало переговоров по изменению режима торговли нашей страны с Европейским Союзом. Концептуально обе стороны предварительно соглашаются, что речь может идти о постепенном переходе к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ), на современном этапе наиболее полно отвечающей внешнеэкономическим интересам как Украины, так и ЕС.

Напомним, что классические международные соглашения о свободной торговле предполагают устранение тарифных и нетарифных, прежде всего количественных, барьеров во взаимной торговле товарами, тогда как каждая из стран­участниц сохраняет собственную систему регулирования торговли с третьими странами. Анализ современных особенностей становления и функционирования зон свободной торговли в мировой экономике даст возможность лучше понять механизмы и последствия перехода Украины к новому режиму торговли с ЕС.

Последние 10—12 лет характеризуются ощутимым ростом количества региональных торговых соглашений. По состоянию на июль 2005 года в ГАТТ/ВТО было нотифицировано 330 торговых соглашений, из которых реально функционируют 180. К 2008-му общее количество последних возрастет до 300.

Причем подавляющее большинство таких соглашений — это зоны свободной торговли: из числа действующих соглашений на них приходятся 84%, а из предложенных и тех, по которым ведутся переговоры, — 96%. Это объясняется тем, что по зонам свободной торговли проще договориться; они требуют меньшей координации внешнеэкономической политики, сохраняют независимость стран в формировании таможенной политики в отношении третьих стран, дают возможность развести вопросы членства в рамках таможенных союзов, общих рынков, экономических союзов и развития простых форм международной интеграции.

Посредством зон свободной торговли решаются вопросы доступа к стратегическим рынкам, поэтому географическая близость партнеров зачастую необязательна. В отличие от более сложных форм международной интеграции, предполагающих, в принципе, наличие общих границ.

Договоренности в рамках ГАТТ/ВТО формируют многостороннюю систему основных требований к формированию и функционированию зон свободной торговли. Во-первых, ВТО разрешает создание таких зон в порядке исключения из режима наибольшего благоприятствования (наряду с созданием таможенных союзов, ведением приграничной торговли, торговыми преференциями для менее развитых стран). В этих случаях страны-участницы имеют более благоприятные условия для развития взаимной торговли по сравнению с условиями для третьих стран.

Во-вторых, в принципе такие соглашения члены ВТО должны заключать лишь с другими странами-членами, тогда как со странами-нечленами — лишь в порядке исключения, хотя на практике соблюдение этого требования неоднозначно.

В-третьих, переход к свободной торговле должен стимулировать торговлю между данными странами и не создавать дополнительных барьеров для третьих стран. Региональные соглашения призваны дополнять принципы формирования многосторонней торговой системы в рамках ВТО, а не противопоставляться ей.

В-четвертых, свободная торговля товарами должна быть взаимной и охватывать основную часть товарооборота между сторонами, включая основные секторы экономической деятельности. То же касается торговли услугами: она должна охватывать многие секторы, не исключая ни один из способов оказания услуг.

И наконец, в-пятых, переход к ЗСТ должен осуществляться в течение разумного периода времени, который может превышать 10 лет лишь в исключительных случаях. Считается, что это достаточный срок, чтобы подавляющее большинство национальных производителей адаптировались к новым условиям конкуренции.

У интенсивного процесса создания двусторонних ЗСТ в мировой экономике есть свои противники и критики. Они утверждают, что двусторонние соглашения приводят к появлению в основном эффектов отклонения торговли, нежели ее создания; подрывают основы формирования многостороннего механизма регулирования мировой торговли в рамках ВТО. Существует мнение, что менее развитые страны мало что получают от этих процессов, ведь они либо не вовлечены в подобные соглашения, либо являются более слабыми партнерами.

Признавая, что проблемы существуют, сторонники двусторонних соглашений подчеркивают, что именно от политического выбора зависит реальная глубина и отраслевой охват зон свободной торговли, а следовательно — предпосылки для более эффективного использования ресурсов. Двусторонние соглашения не только не подрывают основы многосторонних договоренностей, а наоборот, развивают и углубляют их, ведь ВТО может двигаться вперед, только когда есть коллективное стремление к этому, а оно есть не всегда. Приостановка в июне 2006 года переговоров в рамках Дохийского раунда лишь подтверждает эту позицию.

В конце концов, страны, активно стремящиеся реформировать национальные экономики, расширение доступа к рынкам более развитых стран, рассматривают как эффективный способ достижения своей цели. Для них очень важно не оставаться в стороне от международных интеграционных процессов, на периферии региональных и мировой экономик. Для неконкурентных и слабо конкурентных национальных экономик мировое и региональные экономические сообщества могут предложить другие экономические механизмы их привлечения к международному экономическому обмену.

Зоны свободной торговли различаются между собой по ряду существенных параметров, а именно: 1) количество стран-участниц, 2) сравнительные размеры национальных экономик стран, 3) разные уровни экономического развития, 4) отраслевой и товарный охват режимом, 5) характер влияния на национальную экономику, 6) продолжительность периода перехода к свободной торговле, 7) степень реальной экономической взаимозависимости стран, 8) роль политического фактора, 9) традиции, ценности, нормы регионального интеграционного процесса.

Вместе с тем мировая практика создания и функционирования таких зон свидетельствует, что, несмотря на существующие между ними отличия, их объединяет целый ряд общих закономерностей, которые следует учитывать, создавая новые зоны свободной торговли.

Во-первых, создание ЗСТ должно иметь достаточно глубокие предпосылки экономического, социального, политического, исторического, регионального и иного характера. Среди экономических предпосылок выделим прежде всего высокий уровень взаимной торговли в общих показателях региональной торговли. Так, в 2005 году соответствующие показатели доли взаимной торговли составляли: в ЕС — 66,8%, НАФТА — 55,8, АСЕАН — 24,9, МЕРКОСУР — 12,9%.

Во-вторых, мировая экономическая практика подтверждает в целом положительный характер влияния свободной торговли на социально-экономическое развитие стран-участниц. При этом взаимовыгодность перехода к новой модели сотрудничества не обязательно предполагает одинаковую выгоду. Объемы и соотношения статических и динамических эффектов, возникающих при этом для отдельных стран, различаются между собой, что обусловлено отличиями в структурах производства и взаимной торговли, эффективностью использования ресурсов, способностью производителей стран адаптироваться к новым условиям торговли.

Последнее подчеркнем особо: вхождение стран в ЗСТ не ведет автоматически к появлению только положительных экономических эффектов, с ним связаны и определенные риски. Поэтому расчеты экономических эффектов до и после перехода к свободной торговле могут существенно отличаться как по характеру, так и по объему эффектов. Например, Испания и Турция значительно сократили разрыв в индустриализации со странами — членами ЕС, переориентировали структуру регионального экспорта с трудоемких товаров на капиталоемкие, в отличие от Португалии и Греции.

Характер, объемы и структура экономических эффектов определяют уровень заинтересованности страны в целом, отдельных сфер, отраслей и предприятий в участии в зонах свободной торговли. К статическим эффектам относятся, как правило, эффекты создания и отклонения торговли; условий торговли; распределения доходов; снижения цен вследствие усиления конкуренции. К динамическим — как правило, рост эффективности производства в целом и использование отдельных факторов; технико-экономические изменения и инновации; экономия на масштабах производства; структурные изменения в национальной экономике; рост занятости; повышение темпов экономического роста; устранение узких мест в предложении товаров; повышение конкурентоспособности товаров; улучшение внутрифирменной организации и управления; рост прямых иностранных инвестиций.

Пункт об инвестициях подчеркнем особо, поскольку сама либерализация условий торговли является важным сигналом для инвесторов. Как правило, уже после начала переговоров о создании ЗСТ со страной, обладающей более мощной и конкурентоспособной экономикой, наблюдается значительный рост притока иностранных инвестиций в экономики мелкие и менее развитые. Так, кредитные рейтинги Чили и Южной Кореи возросли сразу после начала переговоров по созданию зоны свободной торговли со США.

Заметим также, что «эффект домино» зон свободной торговли предполагает, что когда соглашение носит региональный характер, то конкурентоспособность компании в других странах, прежде всего соседних, на соответствующих рынках уменьшается. При этом, чем более емкими являются национальные рынки стран — участниц соглашения о свободной торговле и устраняемых барьерах, тем больше экономическая дискриминация стран — нечленов соглашения.

В-третьих, практически все соглашения о свободной торговле, по крайней мере на начальных этапах, характеризуются неполнотой режима. Эта неполнота может проявляться в асимметричности взаимного открытия рынков (Европейские соглашения ЕС с центральноевропейскими странами, Ломейско-котонуйские соглашения); сохранении за отдельными странами, как правило, менее развитыми, права использования при определенных условиях нетарифных ограничений (для Мексики в НАФТА); поэтапности открытия рынков (СЕФТА — восемь лет, ЕС—центрально-европейские страны — 10, НАФТА — 15, КАРИКОМ — 10, АТЕС — 16—26 лет, Финляндия—ЕЭС — пять лет), исключении из режима чувствительных отраслей, групп товаров и отдельных товаров (НАФТА, СЕФТА). К чувствительным отраслям в таких соглашениях относятся энергоресурсы, текстиль, автомобили (НАФТА), сельскохозяйственные товары и продукция черной металлургии (СЕФТА) и т.д.

Неполнота и асимметричность взаимного открытия рынков обусловлена, как правило, существенным отличием в уровнях экономического развития стран-участниц, способностью национальных производителей и потребителей адаптироваться к новым пропорциям обмена, наличием структурных и ценовых диспропорций.

В-четвертых, зоны свободной торговли могут рассматриваться как промежуточная форма международной экономической интеграции, как механизм перехода к более сложным и развитым формам экономического взаимодействия стран. С этой точки зрения можно вычленить три целевые модели свободной торговли:

а) как начальный этап более глубокой интеграции, перехода к таможенному союзу, общему рынку, экономическому и валютному союзу этих же стран (ЕЭС, ЕЭП, ЕврАзЭС);

б) как метод подготовки и адаптации к вступлению в другие интеграционные объединения (СЕФТА, Европейские соглашения ЕС с центральноевропейскими странами, Автономные торговые меры ЕС для западнобалканских стран, Соглашения между западнобалканскими странами);

в) как самодостаточную модель, не предусматривающую интеграцию с другими структурами или перехода к более развитым формам интеграции (ЕАСТ, НАФТА).

Первая модель предполагает движение к некой отделенности от мировых рынков, может быть способом протекционизма для определенных сфер и отраслей национальных экономик. Поэтому внутренние факторы структурных изменений в рамках таможенных союзов должны быть достаточными, чтобы предупредить возможную экономическую автаркию и замедление социально-экономического развития стран-членов.

Наиболее эффективна и оправданна эта модель для стран с довольно высоким уровнем социально-экономического развития (например, ЕЭС). Использование же ее для стран с невысоким уровнем социально-экономического развития, недостаточно развитой структурой национального производства, как правило, довольно быстро исчерпывает себя.

Вторая модель усиливает конкурентное давление на внутренних производителей, следовательно, повышает эффективность национального производства в целом. Таким образом, она способствует росту конкурентоспособности национальной экономики, готовит условия для вступления в более требовательные и развитые международные интеграционные организации. Поэтому для развивающихся стран и стран с переходной экономикой использование ЗСТ с хорошо продуманной трансформацией системы защиты национальных производителей является наиболее оптимальной моделью для достаточно быстрой адаптации к требованиям внешних рынков.

Вместе с тем в случае вступления отдельной страны-участницы соглашения о свободной торговле в таможенные союзы возникает проблема «исходящих барьеров», прежде всего структурного характера, а также компенсаций другим странам-участницам в соответствии с требованиями ВТО.

Наибольшее развитие (по количеству стран-участниц) приобрела третья целевая модель зон свободной торговли. Решая задачи углубления интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, эта модель сохраняет высокую степень свободы в формировании и изменении внешнеэкономических приоритетов, возможность перехода к вышеупомянутым моделям.

В-пятых, углубляющаяся гло­бализация мировой экономики, особенно в последние 15—20 лет, ведет к появлению феномена комплексных форм свободной торговли, не похожих на традиционные. В этом случае такие соглашения обогащаются за счет содействия движению других факторов производства (услуги, рабочая сила, капитал) и новых сфер регулирования (конкуренция, государственные закупки, взаимное признание стандартов, вопросы демпинга, субсидий, интеллектуальной собственности и т.п.). Так, соглашения о свободной торговле могут быть дополнены отдельными элементами общего рынка капиталов (НАФТА), общего рынка рабочей силы (Южноафриканское сообщество развития), общего рынка капиталов, услуг и рабочей силы (Европейская экономическая зона).

В современной мировой экономике уже сформированы основные центры притяжения зон свободной торговли. Емкие структурно развитые рынки отдельных стран или таможенных союзов весьма привлекательны для экспортеров из других государств, они стали своеобразными «хабами» свободной торговли, определяющими основные потоки и большинство условий международной торговли. Лидерами здесь являются ЕС, ЕАСТ, Чили, Сингапур, США, Индия (см. рис.).

Европейский Союз обладает наибольшим количеством соответствующих соглашений. В случае начала переговоров с ЕС Украине, наряду с основными закономерностями развития зон свободной торговли в мировой экономике в целом, придется учитывать особенности внешнеэкономической политики собственно Европейского Союза в этой сфере.