UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ «ШЕСТИЛЕТКЕ»

Немецкое социальное государство, словно драгоценная фарфоровая чаша, в течение продолжительного ...

Автор: Валентина Писанская

Немецкое социальное государство, словно драгоценная фарфоровая чаша, в течение продолжительного времени покрывалось трещинами и в конце концов раскололось на черепки на глазах у всего общества: в бюджете образовалась многомиллиардная дыра, экономика оказалась в застое. И хотя потребность в экономических реформах возрастала уже не из года в год, а день ото дня, правительство не решалось их начать, поскольку это неминуемо привело бы к необходимости уменьшения потребительских аппетитов. Наконец Кабинет Герхарда Шредера сделал непопулярный шаг, предложив пакет реформ «Агенда-2010».

В течение немецкой «шестилетки» экономика должна не только оживиться, но и вырасти. Для этого обществу придется отказаться от многих социальных завоеваний или хотя бы уменьшить их количество и объемы. Так что лавина критики, обрушившаяся на инициатора изменений Герхарда Шредера, вполне понятна. Не только оппозиция — Христианско-демократическая партия, но и однопартийцы — социал-демократы — обвиняли канцлера в том, что он поступается принципами социального государства.

Между тем ситуация в экономике ухудшилась настолько, что и оппоненты Шредера поняли: их самое лучшее социальное государство потерпит крах, если реформы не начать немедленно. Это заставило консолидироваться и политические партии, и общество. Христианские демократы в коалиции с Союзом социальных демократов, имеющими большинство мест в палате федеральных земель — бундесрате, могли бы заблокировать принятие правительственного пакета. Конечно, соблазн был сколь велик, столь и реален, ведь это повлекло бы за собой правительственный кризис, привело к досрочным выборам и смене власти, к чему так стремится оппозиция. Однако она, оказавшись перед выбором, отдала предпочтение государственным интересам, а не заманчивым партийно-политическим перспективам.

В результате компромисса правящей коалиции и оппозиции в последние дни прошлого года пакет реформ — 13 кардинальных законов, в частности об изменениях в налогообложении, политике на рынке труда и сфере пенсионного обеспечения, — был принят.

Их доминанта — налоговая политика. Сейчас процентные ставки налогообложения в Федеративной Республике снижаются: самая низкая — с 19,9 до 16%, самая высокая — с 48,5 до 45%. Вообще граждане Германии отныне будут платить налогов на 15 млрд. евро меньше, чем прежде. Треть этой суммы компенсируют в бюджете новые кредиты, а остальное — радикальная приватизация государственной собственности, отмена части налоговых льгот и дотаций, уменьшение субсидий на сооружение жилья и проезд до места работы, как было до сих пор.

На первый взгляд, граждане должны радоваться, что будут платить значительно меньше налогов. Но это во время реализации первого уровня налоговой реформы. Вместе с тем вступает в силу второй и часть третьего. Второй позволит гражданам и предприятиям сэкономить 6,1 млрд. евро, третий — еще почти 9 млрд. Но на эти блага можно посмотреть и с иной стороны. Например, хотя налоговая ставка в 2005 году еще уменьшится, а вместе с ней на 7 млрд. евро сократится и сумма, выплачиваемая гражданами и фирмами финансовому ведомству, вместе с тем немцев ожидает запланированное «урезание» общественных благ, которое достигнет в следующем году также почти 7 млрд. евро. То есть налоги станут меньше, но именно на такую сумму увеличится объем разнообразных социальных взносов, что в конце концов вернет финансовому ведомству те же самые деньги, которые граждане якобы должны были сэкономить.

Реформа выгодна работникам с небольшими зарплатами, поскольку самая низкая налоговая ставка уменьшается с 19,9 до 16%. Например, супруги, зарабатывающие до 20 тыс. евро в год, не будут платить налоги вообще. Если они зарабатывают от 20 до 30 тыс. евро в год, налоги уменьшаются для них на четверть или даже наполовину. Налоговая нагрузка на тех, кто зарабатывает больше всего, уменьшится лишь на 5—6 процентов. Однако если сравнить окончательные суммы, получается, что налоговая нагрузка ощутимее уменьшится для тех, кто зарабатывает больше всего.

Немало изменений ожидается на рынке труда. Те, кто потерял работу, уже не будут иметь возможности десятилетиями получать пособие по безработице. Если она будет длиться дольше года, безработный должен соглашаться на любую предложенную вакансию, даже ту, где оплата будет ниже установленных тарифов. В связи с этим вполне вероятно уменьшение количества безработных. Сейчас 4,4 млн. граждан Германии (а это 10%) не имеют работы. Однако специалисты утверждают, что благодаря реформе уже в этом году их количество снизится до 7—8%.

Но новая политика на рынке труда у многих вызывает недовольство.

В первую очередь — ситуация с безработными, не работающими в течение продолжительного времени. Поскольку уже в ближайшем будущем они вынуждены будут согласиться на любую работу, это может привести к роковым последствиям: мощному искусственному уменьшению стоимости труда и эффекту «вертушки». То есть работодатель будет увольнять работника, чей труд оплачивался по тарифу, и брать на его место двух других — с длительным «стажем» безработицы, которым можно платить меньше.

Такой подход пробивает дырку в тарифной стене, что может привести к ситуации, сложившейся в Америке. Там 50% граждан, получающих государственное социальное пособие, имеют работу, но их зарплаты не хватает для нормальной жизни. Поэтому государство им доплачивает. Не случится ли и в Германии так, что часть зарплат будет меньше социальной помощи?

Несколько слов о том, что ожидает пенсионеров. На недавнем заседании бундесрата рассматривался ряд документов, которые позволят внести в пенсионную казну почти 8 млрд. евро, а пенсии сохранить на стабильном уровне. Но пока придется ограничиться «нулевым вариантом»: в июле пенсии не повысятся, как до сих пор было всегда. Следующее их повышение произойдет лишь в июле 2005 года.

Кроме того, с апреля пенсионеры будут полностью платить взнос на страхование по уходу при наступлении немощности в размере 1,7%. Прежде половину суммы добавляли пенсионные кассы. «Новоиспеченные» пенсионеры будут получать деньги не в начале месяца, как было до сих пор, а в конце. А обычный пенсионер, чья пенсия составляет одну тысячу евро, отныне будет получать ежемесячно на 13—15 евро меньше. Кроме принятых кратковременных документов о пенсиях предусматриваются также и другие изменения. В скором времени парламент будет принимать решение о долгосрочной пенсионной реформе. Но уже сейчас понятно, что пенсионерам следует готовиться к дальнейшим потерям.

С начала года изменения коснулись также величины пособия на детей, в результате чего пять процентов получателей теряют право на эту финансовую поддержку государства. Отныне она будет предоставляться лишь состоящим в браке и неженатым парам, зарабатывающим менее 30 тыс. евро ежегодно (до сих пор было 51,13 тыс. евро), — им будут выплачивать 300 евро ежемесячно на каждого ребенка. Для родителей-одиночек эта отметка опускается с 38,853 до 23 тыс. евро. Вместе с тем предполагается направить 1,5 млрд. евро на развитие сети детских садов, а также на малышей в возрасте до трех лет, для которых планируется создание дополнительных яслей или оплата ухода за ними.

Пакет экономических реформ, введенных Кабинетом Герхарда Шредера, важен не столько содержанием документов, сколько тем, что вообще был утвержден. Его принятие следует оценивать положительно, поскольку негативные последствия застоя и нереформирования были бы намного худшими. Впрочем, не менее важен и другой фактор: избиратели поверили в способность политиков хоть что-то изменить к лучшему. А также консолидироваться, если это нужно для общества. Последнее еще не означает создания крупной коалиции, но однозначно свидетельствует о начале нормализации, которой никак не могла достигнуть правящая коалиция со времени прихода к власти в 1998 году.

Герхард Шредер представил в бундестаге «Агенду-2010» 14 марта 2003 года. Она была не большим проектом будущего, а только его рабочей программой. Недостатки, содержащиеся в мартовском проекте, сохранились и по сей день. Даже его сторонники признают, что это — одностороннее требование, обращенное преимущественно к «маленькому» гражданину. Инициаторы и не скрывают этого, записав во вступлении к документу: «Справедливость распределения является важным принципом не только тогда, когда государство дает, но и тогда, когда берет. Принесение жертв тоже должно быть справедливо распределено».

Несмотря на просчеты, аналитики пришли к выводу: чуть ли не впервые в истории Германии пакет реформ стал причиной серьезных изменений в политическом и общественном мышлении. Его сравнивают разве что с валютной реформой 1948 года, после реализации которой немцы оказались в стране экономического чуда. Поэтому общество ожидает от реализации проекта не менее весомых результатов. Тем более что, по утверждению специалистов, двигатель процветания — индустрия — переключил скорость с невысокой на высокую. И Германия довольно бодрыми темпами возвращается на путь роста, соответствующего среднему уровню стран еврозоны. Но это в перспективе. Пока же рядовой немец наверняка знает лишь то, что в этом году в его кошельке будет меньше денег, чем до сих пор...