Закон от 26 августа 1994 г.
Закон о расходах на 1995 финансовый год для Госдепартамента, министерства юстиции и других федеральных министерств и агентств, принятый Конгрессом США 18 - 19 августа с.г. и подписанный президентом Клинтоном 26 августа, содержит раздел, предоставляющий возможность иммигрантам, проживающим в Америке незаконно, получать гринкарты, не выезжая из США. Однако такую возможность незаконные иммигранты обретают только после того, как будет утверждена их петиция на получение гринкарты в порядке воссоединения семьи, либо на основании рабочего гаранта, или как специалистам необычных и выдающихся качеств. Сам же по себе Закон от 26 августа 1994 года автоматически не создает таких оснований или льгот.
Поясню изложенное примерами.
В прошлом году Борис Л. приехал из Израиля в гости в США. Он познакомился с девушкой Леной, приехавшей два года назад в Америку в статусе беженца и имеющей уже гринкарту. Молодые люди влюбились и зарегистрировали брак в Нью-Йорке.
После свадьбы Лена и Борис обратились ко мне с просьбой оформить для Бориса гринкарту. Мы заполнили все необходимые документы по второй очереди воссоединения семей и предупредили молодоженов, что до утверждения заявления пройдет примерно два с половиной года, и получить гринкарту Борис должен будет в американском консульстве в Тель-Авиве, где ему и придется ожидать своей очереди. Однако Борису не хотелось расставаться с молодой женой, и он после окончания срока действия гостевой визы незаконно проживал в США, также и работая незаконно.
Если бы не был принят Закон от 26 августа 1994 года, Борису для получения гринкарты пришлось бы непременно выехать в Израиль, а незаконная работа и проживание в США какое-то время без визы вообще могли послужить препятствием для выдачи ему гринкарты. Новый закон предоставляет Борису возможность обратиться за получением гринкарты в США, причем ни проживание здесь без визы, ни упомянутая незаконная работа не будут поставлены ему в вину при получении гринкарты. Однако с подобным заявлением Борис может обратиться только тогда, когда подойдет его очередь на получение гринкарты, и к заявлению должна быть приложена, помимо обычной пошлины (130 долларов), еще и пятикратная сумма пошлины - 650 долларов. Следовательно, Закон не сокращает время ожидания гринкарты, не узаконивает пребывания Бориса в Америке, не предоставляет ему права на работу, он предоставляет ему только возможность получения
своей гринкарты в США гринкарты, утвержденной для него на основании иммиграционного законодательства.
Другой пример. Александр К. приехал в США из Киева работать по визе Н-1 «В» сроком на три года. Эта временная виза выдается специалистам, получившим от той или иной американской компании приглашение на работу. Однако вскоре после приезда Александра компания, пригласившая его на работу, ликвидировалась. По закону Александр должен был немедленно уехать назад, поскольку работа ему была разрешена только в той компании, которая его пригласила. Но вместе с Александром приехала вся его семья, он устроился - в нарушение закона - в другую компанию, которая обещала ему оформить рабочий гарант на постоянную работу. Если Александру будет разрешена выдача гринкарты на основании рабочего гаранта, то он и члены его семьи могут теперь обратиться за выдачей гринкарт в США, внеся указанную выше пошлину. Понятно, что без Закона от 26 августа 1994 года они бы этого сделать не могли, так как проживали и работали в Америке незаконно. Однако, если Александру гринкарта на основании рабочего гаранта не будет утверждена - новый закон ничего не меняет в его незаконном статусе.
Владимир С. поехал в гости в Канаду. Оттуда он, не имея американской визы, въехал в США без инспекции. В США Владимир незаконно работал за наличные деньги. Если Владимиру будет разрешена выдача гринкарты на основании рабочего гаранта либо в связи со вступлением в брак, Закон от 26 августа 1994 года даст ему возможности получить гринкарту, не выезжая из Америки; ему будут прощены его иммиграционные грехи - въезд в страну без инспекции, незаконное проживание и незаконная работа здесь. Разумеется, при условии уплаты указанной пошлины. Но если Владимиру не будет утверждена выдача гринкарты в связи со вступлением в брак либо на основании рабочего гаранта, то новый закон его не коснется и ничего не изменит в его статусе незаконного иммигранта.
Еще один пример. Людмила П., приехав в США из Москвы, обратилась за получением политического убежища. Однако ее заявление было оформлено так некачественно недобросовестным «иммиграционным специалистом», что ей отказали в предоставлении убежища, и иммиграционная служба возбудила дело о ее депортации. Если Людмила на основании рабочего гаранта получит разрешение на выдачу гринкарты, то она может на основании Закона от 26 августа получить таковую в США до вынесения решения о депортации.
Можно ли Закон от 26 августа 1994 года называть иммиграционной амнистией? В какой-то степени можно, поскольку он прощает незаконным иммигрантам нарушения иммиграционных законов и правил. Вместе с тем, такое прощение возможно только при получении на законном основании грин-карт, а сам этот закон не создает никаких поблажек незаконным иммигрантам в смысле утверждения их прошений о гринкарте. Поэтому я бы назвал Закон от 26 августа ограниченной или процедурной иммиграционной амнистией.
Кстати, от уплаты штрафа в виде пятикратной величины пошлины освобождаются дети до 17 лет и супруги и неженатые дети лиц, легализованных на основании Закона об амнистии 1986 года.
На кого рассчитана процедурная амнистия
Как иммиграционный адвокат я вижу три основные группы незаконных иммигрантов, которые могут воспользоваться благами Закона от 26 августа 1994 года.
К первой группе относятся пересидевшие гости, приехавшие в США в гости, по делу (виза В-1) либо для путешествия и приятного времяпрепровождения (виза В-2) и проживающие здесь незаконно после истечения срока действия их гостевых виз. К этой же группе относятся и лица, приехавшие для работы в Америке по временным рабочим визам Н-1 «В» и L-1 (члены семей - по визам Н-4 и L2) и оставшиеся здесь незаконно после истечения срока действия их виз (либо незаконно оставшиеся в США после ликвидации пригласивших их компаний).
Ко второй группе относятся лица, обратившиеся с необоснованными ходатайствами о предоставлении убежища в США, чьи дела хотя еще и не рассмотрены, но которые имеют основания считать, что им откажут в предоставлении убежища.
К третьей группе относятся лица, приехавшие в США без инспекции через Канаду либо другие страны и незаконно проживающие здесь без всяких виз.
Однако для того, чтобы воспользоваться благами, предоставленными Законом от 26 августа, незаконные иммигранты должны поискать и найти рабочий гарант либо, при наличии оснований, обратиться за разрешением на получение гринкарты как лицу необычайных или выдающихся способностей. Продолжение незаконного проживания в США само по себе непредоставляет никаких иммиграционных преимуществ.
Процедурная амнистия, установленная Законом от 26 августа, будет действовать только три года - с 1 октября 1994 до 1 октября 1997. Этого времени вполне достаточно для оформления гринкарты на основании рабочего гаранта даже квалифицированным рабочим, а не только ученым и специалистам.
Однако делать это надо только при помощи квалифицированных иммиграционных адвокатов, ибо для повторного оформления времени может и не хватить.
По предварительным данным, благами Закона от 26 августа 1994 года воспользуется около полумиллиона незаконных иммигрантов. Интересно, сколько в их числе окажется граждан из бывшего СССР?