Долгие годы экономического разочарования, наблюдавшегося в Японии с начала 1990-х, приучили как самих японцев, так и зарубежных обозревателей к осторожности. Поэтому трубить в фанфары по поводу улучшения экономической ситуации, которое достаточно четко проявилось уже в конце прошлого года, никто не спешил. И даже сейчас, когда темпы прироста японского ВВП за первый квартал нынешнего года пришлось пересчитывать в сторону увеличения — с 5,6 до 6,1% в годовом исчислении — еще находятся скептики, подозревающие, что это ускорение может оказаться очередным фальстартом.
Гораздо больше специалистов разделяют противоположную точку зрения. Ведь даже общий прирост японского ВВП за прошлый год в размере 2,7% —достаточно оптимистичный показатель для этой страны. Что уж тут говорить о почти фантастических 6,9% прироста (в пересчете на годовой показатель), зарегистрированных в четвертом квартале. Поэтому тот факт, что аналитики инвестиционного банка J. P. Morgan повысили свои прогнозы роста японской экономики на весь 2004 год, был встречен с большим пониманием. Тем более что уровень безработицы на конец первого квартала упал до 4,7% и соответствует самому низкому показателю за последние три года.
Снижение безработицы и вызванное им повышение потребительской активности в сочетании с ростом экспорта стали и продукции машиностроения в Китай, а также общемировым повышением спроса на электронику, которая, как язвительно отметил журнал The Economist, «пока еще производится в Японии», способствовали тому, что угроза дефляции считается в Японии уже не столь актуальной. А это значит, что процентная ставка, которая в течение трех лет оставалась практически на нуле, в ближайшее время может быть повышена.