UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯПОНСКИЕ СБЕРКАССЫ ИДУТ КО ДНУ

Каждая страна по-особому реагирует на похожие драматические ситуации в экономике. Франция первым ...

Автор: В. Стрижевский

Каждая страна по-особому реагирует на похожие драматические ситуации в экономике. Франция первым долгом бросится спасать национальную гордость, Япония заподозрит коррупцию, Америка усмотрит во всем просто грубую корысть.

Для Франции полубанкротство банка «Лионский кредит» - почти национальная беда. Государство ссужает славный банк деньгами, а вольномыслящая пресса хотя и шумит, однако же, как и большинство французов, понимает, что банк, один из старейших и славнейших институтов Франции, надо спасать.

В Соединенных Штатах кризис Ассоциации сберегательных банков был вызван тем, что банкиры неумеренно рисковали деньгами вкладчиков, гоняясь за барышами и зная отлично, что все застраховано правительством. Ассоциация лопнула, последовало следствие - и суды. Никто и не пикнул об унижении национальной гордости или государства, всем ясно было, что тут - наказание за жадность и не более того, деньги вкладчикам раздали и стали думать, какой извлечь урок и какой принять закон, чтобы избежать впредь серьезных расходов.

В Японии правительство приняло решение спасти - ввиду выявившейся финансовой несостоятельности - два крупных кредитных союза (разновидность сберегательных банков). И тут же раскричались на всех углах... конечно, о коррупции, о политиках, купленных дельцами! Японские бонзы качают при этом головами, зная отлично, что последние удержатся на плечах. То есть - везде выработалась своего рода культура поведения, и у всякого крупного финансового скандала, повторю, есть свой национальный облик.

Японское министерство финансов отбивается от нападок прессы, объясняя решение правительства выкупить два кредитных союза, стоявших на грани банкротства. В свое оправдание министр финансов Масаоти Такемура со сдержан-ным достоинством заметил, что не мог допустить, чтобы кредитные союзы погибли, ибо со времен второй мировой войны среди финансовых институтов Японии не было ни одного случая банкротства. И хотя ему напомнили, что со времен второй мировой войны не было и таких крупных операций по спасению государством близких к краху финансовых институтов, он качает головой и стоит на своем.

В прессе тут же промелькнули сообщения, что погибающие финансисты были связаны с политиками и кредитные союзы ссужали деньгами родственников министра труда Тосё Ямагути, - в ответ на что он обиженно подал в отставку.

Министра финансов так просто не отправишь в отставку, - это вам не министр труда. Министр финансов сказал, что спасение кредитных союзов не имеет никакого отношения к политике, что оно предпринято, чтобы избежать банковской паники, когда у дверей банка на заре выстраиваются хмурые очереди вкладчиков, встревоженных вестью о его несостоятельности. Такемура опровергал как мог слухи о том, что ему звонили влиятельные лица, требуя спасти кредитные союзы от банкротства.

Два кредитных союза - токийский «Кийова» и анзенский «Кредитный банк» - ссужали деньги на самые фешенебельные проекты - например, по устройству площадок для игры в гольф в конце 80-х годов, когда в Японии был экономический бум. Соперничая с крупными коммерческими банками, кредитные союзы предлагали вкладчикам проценты по вкладам выше, чем у конкурентов.

Однако буму на рынке недвижимости и на бирже пришел конец в начале 90-х годов, «пузырь лопнул» - и два кредитных союза к концу ноября прошлого года вышли из славной эпохи процветания с необеспеченными долгами на сумму 110 миллиардов иен (1,11 миллиарда долларов).

В январе с.г. крупные банки сообща вложили 40 миллиардов иен (404 миллиона долларов) начального капитала для создания нового банка вместо двух кредитных союзов. В числе вкладчиков были 152 финансовых института и даже самый влиятельный Государственный банк Японии. Инициатором выступило, говорят, министерство финансов.

Нет ничего удивительного в такой реакции. Отметим, что Верховный суд страны оставил в силе приговор по делу «Локхид» - скандала о коррупции в японских высших эшелонах власти, крупнейшего за послевоенную историю. Окончательное судебное решение было вынесено с опозданием в 19 лет, когда главные герои этого приключения уже утратили к нему всякий интерес.

Бывший премьер-министр Японии Кукуи Танака, подкупленный американской компанией «Локхид» при посредничестве японской торговой фирмы «Марубени», умер еще в декабре 1993 года в возрасте 75 лет. Он был приговорен к четырем годам тюрьмы, но не отсидел и дня, так как все время обжаловал выносимые приговоры - и дошел до Верховного суда. Из 11 человек, признанных виновными, пятеро уже скончались...

«Марубени», крупнейшая торговая компания Японии, была представителем в стране американской компании «Лок-хид». В Японии председатель правления «Марубени» Хиро Хияма был признан виновным в том, что он дал взятку в размере 500 миллионов иен (5 миллионов долларов) премьеру Танаки, дабы тот похлопотал о приобретении американских лайнеров для «Ниппон эйрлайнз».

Складывается впечатление, что Верховный суд намеренно выжидал, давая Танаке умереть, и лишь тогда вынес свой приговор, когда виновный уже был лишен возможности его оспорить.