UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯПОНСКИЕ ПАРАДОКСЫ

Словосочетание «японский банк, приносящий прибыль» для современных экономистов уже не первый год звучит полным оксюмороном, или, говоря совсем уже по-русски, набором противоположных по значению слов...

Автор: Евгений Сташевский

Словосочетание «японский банк, приносящий прибыль» для современных экономистов уже не первый год звучит полным оксюмороном, или, говоря совсем уже по-русски, набором противоположных по значению слов. Вполне возможно, что скоро в эту же категорию попадут японские ценные бумаги, уровень доходности по которым грозит опуститься ниже нуля.

Нынче доходность японских государственных облигаций находится на отметке 0,49%. Для сравнения: в США этот показатель составляет 3,3%, в Германии — 3,66, во Франции — 3,72, в Австралии — 4,89 (по 7,65% купонного дохода по украинским еврооблигациям не стоит и говорить). Тем не менее спрос на японские гособлигации остается достаточно оживленным. И этот спрос, по мнению экономистов, отражает уровень экономического пессимизма в стране.

Японские банки уже прославились своими практически беспроцентными депозитами, однако даже эти отчаянные меры их вряд ли смогут вывести из-под угрозы банкротства. Поэтому вкладчики, которые на получение процентов уже и не надеются, всерьез опасаются лишиться и основного капитала. Предполагается, что в случае с гособлигациями такого произойти не может. Поэтому банки, пенсионные фонды, страховые компании и просто отдельные граждане достаточно активно скупают эти бумаги. К тому же игра на их котировках, пусть даже и по цене ниже номинальной, в этом году принесла весьма ощутимый доход в размере 5—8%. Западные аналитики, не устававшие интересоваться, может ли доходность по гособлигациям принять отрицательные значения, наконец-то и для себя уяснили: может. Карл Вайнберг, возглавляющий отдел глобальной экономики High Frequency Economics, считает, что нижнего предела у доходности нет. Более того, чем ниже будет падать уровень доходности по японским гособлигациям, тем больше будет желающих сыграть на уровнях их котировок. Правда, в какую цену эти увлекательные игры обойдутся японской экономике в целом, задуматься отваживаются немногие.

О необходимости реформирования японской финансовой системы не говорится разве что в предупреждениях Минздрава. Шесть из семи крупнейших банков отчитались о коэффициентах достаточности основного капитала, совершенно не адекватных международным стандартам. И это несмотря на 80 млрд. иен, выделенных пять лет назад на их реструктуризацию. Выражение «слишком большие, чтобы падать» превратилось в господствующую идеологию японских финансистов. Не случайно тенденция к слиянию японских банков набирает все большие обороты. Эти слияния приводят к рекордному росту убытков, зато повышают вероятность того, что правительство будет вынуждено поддерживать нежизнеспособные махины на плаву. С 1991 года 171 японский банк прекратил свое существование, но лишь три из них относятся к более-менее крупным.

Между тем мелкие и средние банки постепенно начинают приспосабливаться к сложным экономическим условиям и даже получать первую за последние годы прибыль. Так, например, Shizuoka Bank Ltd., весьма скромный по своим масштабам, получил в прошлом году 13 млрд. иен прибыли. Впечатляют результаты еще как минимум десятка некрупных региональных банков, успехам которых могли бы позавидовать многие банковские монстры. Могли бы, но, судя по всему, не позавидуют. Ведь правительство уже подготовило программу помощи мелким банкам, направленную на их укрупнение. И даже выделило на эти цели триллион иен…