UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯПОНИЯ: ТИХАЯ ВОЙНА МЕЖДУ ЖЕНЩИНАМИ И МУЖЧИНАМИ

С. ВЕРБИЦКИЙ («Новое русское слово») Коллаж Андрея МАРЧЕНКО «Добро пожаловать на фронт тихой и усиливающейся борьбы между полами в Японии»...

Автор: С. Вербицкий

С. ВЕРБИЦКИЙ («Новое русское слово») Коллаж Андрея МАРЧЕНКО

«Добро пожаловать на фронт тихой и усиливающейся борьбы между полами в Японии». Этими словами «Асахи», одна из крупнейших японских газет, предварила опрос, согласно которому многие японские женщины считают, что большинство молодых мужчин не заслуживают доверия - эгоцентричны, дурно воспитаны, скучны и предсказуемы во всем. Мужчины, в свою очередь, раздражены и возмущены неблагодарностью женщин. Ведь это именно они каждый день едут на работу в набитых битком электричках и превращают страну в экономическую сверхдержаву.

На первый взгляд, сама мысль о возможности войны между полами в Японии представляется несколько абсурдной. Для иностранцев японские женщины символизируют учтивость, эстетизм и выдержанность. Один из европейских авторов еще на рубеже прошлого века писал о том, что в Японии существуют две нации: одна - мужчин и другая - женщин. Это действительно так, особенно если иметь в виду, что специфика японской культуры, традиций, базирующихся на групповом и иерархическом сознании, точно определяет роли и поведение в семье и обществе. Философия семейной жизни зиждилась на конфуцианской концепции - «уважать мужчину и презирать женщину». В Японии, как и в большинстве других азиатских стран, браки совершались по выбору родителей через посредников. И в настоящее время не менее половины молодых японок и японцев начинают семейную жизнь, не испытывая никаких чувств друг к другу. В то же время именно жена всегда олицетворяла здесь незыблемость и прочность семьи. На нее возложены чрезвычайно важные обязанности - воспитание детей и управление финансами.

Супруги обычно воздерживаются от откровенного выражения своих чувств. Они считают недопустимым постоянно обращаться друг к другу с такими словами, как «милый», «дорогая», «я люблю тебя». В Японии издавна считалось, что мужьям не пристало делиться с женами своими служебными делами, удачами и неудачами, они ограничивают свое общение в семье разговорами о детях. Японские этнопсихологи придерживаются точки зрения, что японцы должны без слов понимать друг друга, потребность в словах означает отсутствие взаимопонимания между женой и мужем.

Традиционная мораль оправдывала право мужчин проводить свободное время вне дома и искать чувственные наслаждения, в зависимости от достатка, у гейш или в «чайных домиках». Проституция в Японии была официально запрещена в 1956 г. Но и сегодня мощная индустрия развлечений предоставляет большие возможности мужчинам «расслабиться» на стороне. Причем большинство развлечений обычно оплачивается фирмами, так как в Японии традиционно принято совершать сделки, принимать важные политические решения в фешенебельных ресторанчиках Гиндзы или Асакуса. Да и обычный служащий два-три раза в неделю должен зайти после утомительного рабочего дня в свой бар «разрядиться» - спеть в микрофон любимую песню, выпить саке или пива со своими коллегами, пофлиртовать со служанками. Японские мужчины никогда не скрывали, и от жен в том числе, что они имеют любовниц. Вероятно, поэтому они не проявляют интереса к интимной жизни своих политиков. Им трудно понять то внимание, какое придается в США моральным качествам политического лидера. Правда, в середине 70-х годов, когда наиболее вероятным кандидатом на пост премьер-министра стал либеральный политик Т. Мики, его консервативные соперники по правящей партии попытались использовать американский опыт избирательной борьбы и обвинили его в том, что он имеет трех любовниц. Оскорбленный Мики заявил корреспондентам газет, что у него не три, а пять любовниц и его долг заботиться о них. Через несколько дней он был избран главой кабинета.

И лишь один раз за всю историю послевоенной Японии, это произошло в конце 80-х годов, связь с женщиной привела к отставке японского премьер-министра С. Уну. Его бывшая любовница написала в газету, что он не выплатил ей обещанного вознаграждения. Но вот что примечательно. В откликах, которые стали приходить в редакции газет, возмущение женщин (мужчин этот инцидент мало интересовал) было направлено не на защиту семейных ценностей, а против нечестного поведения японского премьера по отношению к любовнице. Во время очередных парламентских выборов многие японские женщины, обычно поддерживавшие правящую Либерально-демократическую партию, на этот раз голосовали против ее кандидатов, и впервые за послевоенный период она лишилась большинства в верхней палате, а сам Уну вынужден был покинуть пост премьер-министра.

Послевоенные демократические преобразования официально уравняли в правах мужчин и женщин. Превращение Японии в экономическую сверхдержаву потребовало участия женщин в производстве, и они стали менее зависимы от мужчин в финансовом отношении. Все большее число молодых японок смотрят западные фильмы, путешествуют, работают в международных компаниях. И они приходят к неутешительному для японских мужчин выводу, что их собратья на Западе более чутки и внимательны к женщинам.

В течение первых десятилетий после Второй мировой войны количество мужчин в стране резко сократилось, тогда даже появилось популярное выражение «три грузовика девиц на одного парня». Это привело к тому, что мужчины стали рассматривать ухаживание, как нечто ненужное, без чего вполне можно обойтись.

Однако в последнее время положение стало резко меняться, и не в их пользу. В Японии сегодня много женихов и мало невест. По последним данным неженатых мужчин от 15 до 40 лет на три миллиона больше, чем одиноких женщин такого же возраста. Значительные изменения статуса женщин в Японии сделали менее популярным старый принцип: «Выйти замуж до 25 лет во что бы то ни стало». Более половины женщин работают, они образованнее мужчин, что повышает их шансы, конечно, при отсутствии дискриминации, сделать карьеру. Число незамужних женщин и неженатых мужчин, кому за 30, в последние два десятилетия удвоилось и продолжает возрастать. Растет и число разводов, причем главным образом по инициативе женщин.

Средства массовой информации вынуждены учитывать эту новую тенденцию - стремление японских женщин к самоутверждению и самостоятельности. Наиболее популярны сейчас на телевидении такие сериалы, как «Может быть, я не выйду замуж» или «Мужчина, который делал предложение 101 раз». Название одной из мыльных опер - «Хорошая жена», но она также оборачивается чистой иронией. Героиня, молодой врач, находится на грани развода с мужем, который не в состоянии ее понять.

Все большая самостоятельность женщин породила у молодых мужчин неуверенность в себе, они растеряны, так как у них не было опыта общения с образованными и не слишком заинтересованными в браке невестами. Во многих городах стали появляться специальные школы и академии замужеств.

У семейных женщин и мужчин свои проблемы. Наиболее резкий вызов всей системе традиционных семейных отношений представляет так называемое движение «Фуфу бэссэй», что означает «супруги, не имеющие общей фамилии». Дело в том, что фамилия мужа как бы олицетворяет в Японии его господствующее положение в семье и непрерывность рода. Хотя закон не препятствует жене оставлять свое имя, но в этом случае ее ожидает дискриминация при налогообложении, наследовании, а ребенок получает клеймо незаконнорожденного. Однако опрос общественного мнения, проведенный в начале 90-х годов канцелярией премьер-министра, показал, что 30 проц. женщин по всей стране и 50 проц. в Токио считают необходимым, чтобы семьи «фуфу бэссэй» были узаконены. В конце 1995 г. появилось сообщение, что правительство намерено изменить законодательство с тем, чтобы не ущемлять права женщин, решивших сохранить свою фамилию.

Но нельзя игнорировать и издержки женской эмансипации. Резко снижается уровень рождаемости (1,53 ребенка на одну женщину). Это один из самых низких показателей в мире. Следует сказать, что в Японии к проблеме контроля над рождаемостью, и в том числе к абортам, относятся довольно утилитарно. В период экономического бума были введены определенные ограничения на аборты. Однако мощное врачебное лобби Японии добилось их отмены. В конце 80-х годов обсуждалась даже идея об объявлении ежегодного общенационального «Брачного дня», когда все супружеские пары должны способствовать увеличению числа японских беби. Но всенародной поддержки эта идея не получила. По мнению социологов, падение рождаемости свидетельствует о недовольстве японок низким качеством жизни: маленькой квартирой, чрезвычайно большими расходами по обучению детей, а также отсутствием теплоты или, как они говорят, романтических чувств со стороны супругов.

Сексуальная революция фактически разрушила водораздел, который существовал между порядочными женщинами и теми, кто предназначался для услады и комфорта мужчин. Школьницы старших классов сегодня позируют для низкопробных секс-журналов и участвуют в «секс-беседах» на так называемых «горячих» линиях. Студентки престижных университетов подрабатывают в ночных клубах. Японские газеты сообщили о том, что жены состоятельных мужей заводили знакомства на улицах, чтобы пополнить семейный бюджет или внести разнообразие в свою сексуальную жизнь.

Японки все более настойчиво утверждают в различных формах свое женское начало, пытаясь убедить своих мужчин, что они ни в чем не уступают западным женщинам. Мадонна стала идолом для многих молодых японок. До недавнего времени японки переполняли классы по аэробике, сейчас начался бум культуризма.

Значительное влияние на повышение самосознания японских женщин после Второй мировой войны оказала женитьба в 1957 г. нынешнего императора Акихито на Митико Сёда, «девушке из народа», как тогда писали японские газеты. Правда, будущая принцесса была дочерью крупного текстильного магната, но, учитывая, что невесты для императорской семьи тысячелетиями подбирались из наследниц древних феодальных кланов, этот «неравный брак» и имидж самой невесты, чрезвычайно привлекательной, имеющей высокий спортивный разряд в теннисе, привел к так называемому «Буму принцессы Митико». Она долго оставалась идеалом для японских женщин.

Но особенно значительное влияние на японских женщин оказал «роман» и женитьба весной 1993 г. наследного принца Нарухито на 28-летней сотруднице министерства иностранных дел Масако Овада. Их не мог не привлечь ее современный имидж, ее целеустремленность. Она одержала победу над пятьюдесятью соперниками на чрезвычайно сложных экзаменах при поступлении на работу в японский МИД и успешно работала в качестве эксперта по высокой технологии. На японок произвел глубокое впечатление независимый характер этой молодой женщины, которая в течение шести лет отказывалась стать женой наследного принца. Причем это было с ее стороны не кокетством, а нежеланием оставить свою работу и возложить на себя обязанности и следование строгому жизненному укладу будущей императрицы. В то же время женщины с сочувствием восприняли решение Масако Овада стать в конце концов женой наследного принца, если это послужит интересам Японии. Понятие «долга» и «обязанностей» все еще остается для японцев чрезвычайно важным символом идентичности японской нации. Однако предсказания социологов, что женитьба наследного принца приведет к буму свадеб в Японии, не оправдались.

Тихая война, которую ведут японские женщины против своих мужчин является частью послевоенного феминистского движения. Но это японская война, и ведется она в рамках японской культуры, предусматривающей поиски компромиссов, чтобы не дать воюющим сторонам «потерять свое лицо». В этой войне отсутствует агрессивность, свойственная определенной части американского феминистского движения.

Процветание США в значительной степени обусловлено огромной территорией страны, ее сырьевыми богатствами и постоянным притоком иммигрантов, которые были и остаются важнейшим источником творческого потенциала Америки. Для Японии единственная возможность оставаться великой державой - это человеческий потенциал самих японцев. И, несомненно, его резервом являются японские женщины. В 60-70-е годы сотни тысяч молодых японок, зарабатывая себе на приданое, собирали транзисторы, их истинно золотыми руками закладывался фундамент экономической супердержавы. Вполне возможно, что именно нынешнему поколению образованных японских женщин удастся сделать то, что до сих пор не удалось мужчинам: покончить с коррупцией, цинизмом политиков и засильем бюрократии и, главное, добиться, чтобы Япония славилась не только своей технологией, но и качеством жизни народа, которое оставляет желать лучшего. Однако хочется пожелать, чтобы в этой войне со своими мужчинами японские женщины не лишились бы присущего им таинственного очарования, без которого трудно представить Японию.