Администрация США ввела таможенные тарифы на ряд товаров китайского производства на общую сумму свыше миллиарда долларов (в годовом исчислении). Так американская сторона ответила на многочисленные факты нарушения Пекином прав компаний США, защитивших в международном плане свою интеллектуальную собственность.
Пекин немедленно заявил, что вводит ответные санкции на ряд американских товаров и ограничит деятельность американских компаний в Китае. Впрочем, они и до этого не пользовались большой свободой на китайском рынке.
Американские компании не имеют свободного доступа на китайский рынок со своей электроникой, компьютерами и автомобилями. Их возмущает, что китайцы свободно торгуют своими товарами в США, а у себя дома сбывают товары, изготовленные с нарушением патентных прав американских фирм.
США в 1994 году продали в Китай гораздо меньше товаров, чем купили китайских: разрыв в денежном выражении составил 29 миллиардов долларов. Внешнеторговый представитель США Мики Кантор в канун Нового года заявил: «Произвол китайцев в обращении с американской интеллектуальной собственностью дольше не может быть терпим. Видеопиратство превзошло всякие границы, но Пекин не пытается схватить за руку грабителей. Американские компании теряют на этом миллионы долларов».
Белый дом требовал от Пекина на протяжении всего последнего года, чтобы китайские власти ликвидировали подпольные предприятия по выпуску компьютерного обеспечения и музыкальных компакт-дисков западных исполнителей. Если Пекин не одумается, сказал Кантор, то 23 категории китайских товаров, включая игрушки и обувь, общей стоимостью 2,8 миллиарда долларов подвергнутся таможенным репрессиям.
СШA уже намеревались повысить таможенные тарифы на китайскую электронику, автоответчики, радиоприемники, переносные и радиотелефоны, телеантенны, противоугонные устройства, провода, арматуру, часы на батарейках, деревянную и металлическую мебель, спальные гарнитуры, шелковые перчатки, шарфы и детскую обувь, — в целом на 2,8 млрд. долларов в год, а повышают их ныне на куда меньшую сумму — один миллиард.
Отсюда можно сделать вывод, что клинтоновская администрация скорее грешит мягкостью, резко сократив эту сумму по сравнению с первоначально предполагавшейся.
Ввозные тарифы на китайские товары вводятся в размере ста процентов их стоимости. В категорию облагаемых товаров вошли многочисленные изделия, от шелковых блузок до радиотелефонов. Китайцы немедленно заявили об ответной полномасштабной «торговой войне»: в Китае уже начали вводиться таможенные тарифы на американские товары.
По словам китайских властей, американцы полностью игнорируют «нашу борьбу с пиратами всех мастей: за один только прошлый год в Китае было конфисковано 1,58 миллиона пиратских книг и 2,2 миллиона лазерных дисков».
Говоря о полномасштабной торговой войне, китайцы дают понять, что от их мести могут пострадать американские производители игральных карт, компьютерных игр, кассет, компакт-дисков, косметики и спиртных напитков. Под угрозой окажутся планы авто- мобилестроительных фирм США, стремящихся внедриться на китайский рынок вслед за европейцами. Пекин может приостановить импорт американских фильмов, телепрограмм, а также запретить американцам учреждать холдинговые компании.
Момент для удара выбран довольно сложный: американо-китайские отношения ухудшились уже до этого в результате споров о контроле над международной торговлей оружием и о соблюдении прав человека в Китае. «Архитектор экономических реформ Дэн Сяопин», судя по неофициальным сообщениям, находится при смерти, и в китайском руководстве разгорается борьба за власть. Поэтому весьма трудно предсказать, как сложатся отношения двух стран дальше и как на них отразятся нынешние торговые санкции.
Пока что США и Китай объявили, что введение санкций намечено на 26 февраля. Приблизительно месячный срок между объявлением санкций и их вводом в действие всегда предусматривается для того, чтобы не штрафовать товары, отправленные задолго до введения ужесточенных тарифов.
Американские власти, конечно, понимают, что, вводя новые таможенные тарифы, они подвергают удару в первую очередь американского потребителя, ибо, к примеру, китайский велосипед, стоивший в США сто долларов, будет теперь стоить все двести. Но американские торговые представители подчеркнули, что они старались облагать повышенным тарифом «те товары, в отношении которых на американском рынке существует достаточно широкий выбор». Кроме Китая, в США ввозят велосипеды своего производства Великобритания и Япония. Таким образом, у американцев есть выбор.
Однако этот выбор, строго говоря, неравнозначен, ибо китайские товары, как правило, добротны и недороги, в отличие от, скажем, английских и японских.