UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖ ВОССТАНАВЛИВАЕТ СТАТУС-КВО В ДЕЛЕ «ОДЕССАОБЛЭНЕРГО»

Сейчас, когда близится приватизация остальных энергоснабжающих предприятий страны, есть необходимость вернуться к печальному опыту «Одессаоблэнерго» и посмотреть на допущенные ошибки и просчеты...

Автор: Владимир Тарасюк

Сейчас, когда близится приватизация остальных энергоснабжающих предприятий страны, есть необходимость вернуться к печальному опыту «Одессаоблэнерго» и посмотреть на допущенные ошибки и просчеты. А их, как ясно теперь, было немало. Впрочем, это было видно невооруженным глазом с самого начала. Беда в том, что эти просчеты не желали замечать те, от кого зависел исход дела. В итоге 35-процентный пакет акций одесской компании был продан таким образом, что теперь, по истечении двух лет, у облэнерго, похоже, не осталось ни инвестора, ни надежды на инвестиции. Вернее, не останется, если не будут ликвидированы нарушения, допущенные в ходе проведения коммерческого конкурса летом 1998 года, что весьма и весьма проблематично. Речь, как вы, наверное, уже догадались, идет о возврате 35-процентного пакета акций на исходную позицию.

Дело в том, что 11 августа этого года Высший арбитражный суд (о чем, к сожалению, не все знают) повторно рассмотрел материалы дела, связанные с результатами конкурса, и потребовал от Фонда госимущества вернуть все на круги своя. Говоря языком документа, он отменил решение ВАСУ от 20.08.98 г. и прекратил делопроизводство по иску компании FS Trading Ltd. к ФГИ о признании недействительным протокола №4 заседания комиссии по проведению коммерческого конкурса по продаже пакета акций «Одессаоблэнерго» от 17.07.1998 г.

Но чтобы понять суть происходящего, стоит вернуться к событиям 1998 года и посмотреть, как проходил коммерческий конкурс. Посмотреть, как грубо был отодвинут в сторону иностранный инвестор, о необходимости привлечения которого в Украину так долго и бесконечно говорят на всех уровнях. Наконец, посмотреть, что представлял собой сам конкурс и его условия. Ведь речь идет не о рядовом предприятии, а о приватизации энергетической компании, относящейся к стратегически важной отрасли экономики. Причем компании-монополисте, от работы которой зависит снабжение электроэнергией региона с многомиллионным населением и с развитой промышленностью.

Мечты о стратегическом инвесторе

С самого начала оговорюсь, что, несмотря на возражения Минэнерго, конкурс ФГИ решил проводить коммерческий, что сразу вызвало недовольство со стороны министерства, мечтавшего о стратегическом инвесторе. (Напомню, цель коммерческого конкурса — наивысшая цена за пакет, а для некоммерческого — наивысший объем инвестиций.) Однако, несмотря на коммерческую окраску конкурса, для комиссии, в которую, помимо двух специалистов ФГИ, входили представители Минэнерго, «Одессаоблэнерго», Одесской облгосадминистрации и Одесского горисполкома, главными были все же инвестиции и опыт работы в энергетической отрасли. Из этих критериев они и исходили при определении победителя.

Напомню, что в конкурсе участвовали четыре компании: Оvercon Enterprises Ltd., ЕDF International S.A., Vostion Group и FS Trading Ltd. Члены конкурсной комиссии внимательно изучили их предложения и на своем очередном заседании 29 июня 1998 года объявили предварительным победителем компанию Оvercon Enterprises Ltd., предложившую наибольшую цену за пакет — 18 300 тыс. грн. (начальная цена — 18 254 тыс.). На втором этапе после рассмотрения дополнительных предложений, поданных участниками конкурса, комиссия большинством голосов вновь отдала предпочтение компании Оvercon Enterprises Ltd., предложившей самый высокий объем инвестиций. В течение пяти лет она планировала внести на техническую реконструкцию электрических сетей «Одессаоблэнерго» 95 млн. грн. и дополнительно в течение 30 лет вложить в ее развитие еще 360 млн. долл., тогда как все остальные участники не вышли за рамки фиксированных условий конкурса (49 млн. грн., которые должны быть внесены в течение пяти лет). Комиссия, отдав предпочтение Оvercon, руководствовалась и тем, что эта компания — единственная из всех претендентов, кто представил документы, подтверждающие опыт управления энергетическими предприятиями. За исключением, конечно, ЕDF, но ее предложения не вышли за рамки фиксированной цены и объема инвестиций.

Следует сказать, что в ходе конкурса были предприняты попытки дискредитировать компанию Оvercon. Несмотря на представленные документы, подтверждающие ее статус, на нее пытались навесить ярлык оффшорного посредника. Хотя было известно, что эту компанию зарегистрировал в оффшорной зоне на Кипре консорциум иностранных инвесторов, в состав которых входят такие всемирно известные компании, как ЕDF (Франция), АВВ (Швейцария), FondElec Group (США), Tomen Corporation (Япония), ECM (Чехия). В апреле 1998 года эта группа ведущих западных инвесторов приняла стратегическое решение об инвестировании значительных средств в энергетику Украины. С целью реализации этого инвестиционного плана консорциум зарегистрировал в штате Делавер (США) «Украинское энергетическое партнерство» и создал компанию Оvercon как инструмент для реализации своих инвестиционных проектов. Так что Оvercon являлся собственностью этих компаний и полноправным представителем. И участие его в конкурсе по продаже пакета акций «Одессаоблэнерго» — это и есть первый шаг консорциума в реализации инвестиционной программы в Украине.

В июне 1998 года к этому проекту присоединилась всемирно известная французская компания EDF, владеющая энергетическими предприятиями во всем мире. Она согласилась работать вместе с «Украинским энергетическим партнерством» с тем, чтобы выиграть конкурс и совместно участвовать в управлении одесской компанией. Обо всем этом директор компании Оvercon Петер Феллеги и представитель компании ЕСМ в Украине сообщали в своих письмах в Кабмин, администрацию Президента, ФГИ и другие инстанции.

Назначенный победитель

Однако, несмотря на все вышесказанное, владельцем пакета акций стала компания FS Trading Ltd. Она предложила наивысшую цену за пакет — 26 898 тыс. грн., то есть больше на 3 млн. с лишним, чем Оvercon. Поэтому она тут же подала иск в Высший арбитраж с просьбой признать протокол №4 заседания комиссии недействительным на том основании, что конкурс — коммерческий и главное его условие — наивысшая цена за пакет.

Как известно, суд ее просьбу удовлетворил. (Решение от 20.08.98 г.) Но при этом ВАСУ почему- то наотрез отказал Минэнерго, Одесской облгосадминистрации и компании Оvercon в их просьбе поучаствовать в деле в качестве третьей стороны, тем самым лишив их возможности защищать свои права в законном порядке. Однако самое интересное происходило дальше. Суд своим решением обязал ФГИ продолжить конкурс, определить победителя и заключить с ним договор. Но Фонд госимущества почему-то не понял, что от него хотят и даже обратился в суд за разъяснениями. Это несмотря на то, что в решении черным по белому было написано «продолжить коммерческий конкурс». В своем определении от 8.09.98 г. ВАСУ разъяснил Фонду госимущества, что «необходимо продолжить коммерческий конкурс и определить победителя из числа претендентов в соответствии с положением, согласно которому победителем конкурса определяется претендент, предложивший наивысшую цену за пакет». Но ФГИ на этот раз снова ничего не понял. Надо сказать, его представители на заседании комиссии голосовали «за» FS Trading Ltd., предложившую наивысшую цену. Поэтому 18 сентября ФГИ, не ломая больше головы над формулировками ВАСУ, своим приказом определил победителем конкурса FS Trading Ltd. и в этот же день заключил с ним договор купли-продажи. Хотя для этого он обязан был продолжить конкурс и затем издать приказ, а в случае невозможности принятия решения — снять объект с продажи.

Что бы это значило?

Естественно, реальный победитель конкурса — компания Оvercon — возмутилась таким исходом. Возмутились и Минэнерго, и руководство «Одессаоблэнерго», и Одесская облгосадминистрация. К их возмущению присоединился и Научно-технический союз энергетиков и электротехников Украины. За подписью членов правления этого союза — академиков НАНУ, докторов технических наук, было отослано письмо в Верховную Раду с просьбой немедленно обратить внимание на то, что творится с приватизаций в стратегической отрасли экономики. А Генпрокуратура даже обратилась с иском в суд на незаконные действия ФГИ. Однако ее исковое заявление пролежало в Печерском райсуде г. Киева бог знает сколько времени, и в апреле 2000 года суд вынес решение: Генпрокуратуре, требовавшей признать незаконным приказ ФГИ № 1796 от 18.09.98 г., в иске отказать.

Всех возмутил тот факт, что пакет достался финансовому посреднику — оффшорной компании, не имеющей опыта управления в энергетической отрасли. Во всяком случае, комиссии не были представлены документы, подтверждающие опыт работы компании FS Trading Ltd. Хотя это требование было определено дополнительными условиями конкурса. Об этом члены комиссии сообщили в своем письме в адрес премьер-министра Украины, министра энергетики, председателя контрольной комиссии по вопросам приватизации Верховной Рады и, конечно, главы ФГИ. Но их голоса услышаны не были.

Зато услышан был голос оффшорной компании. В письме на имя тогдашнего премьер-министра Украины Пустовойтенко компания FS Trading Ltd. сообщила, что она, цитирую, «представляла интересы консорциума западных компаний как стратегических, так и финансовых, имеющих намерение выполнить фиксированные условия конкурса и дополнительно инвестировать средства и ноу-хау в развитие ГАЭК «Одессаоблэнерго». Однако, что это за компании, никому не было ведомо. Хотя FS Trading Ltd. обязана была представить и о них, и о себе элементарные сведения. Известно только, что FS Trading Ltd. и Vostion Group — другой участник конкурса, который тоже сыграл в этой конкурсной истории свою роль, о которой пойдет речь ниже, зарегистрированы в оффшорной зоне по одному адресу.

Тогда можно было только догадываться, судя по их поведению, о том, что FS Trading Ltd. и Vostion Group играют в одну игру. Теперь это ни у кого не вызывает сомнения. Хотя тогда уже «гуляла» информация о том, что эти две компании контролируются банком «Финансы и кредит». Данный факт, кстати, впоследствии сильно возмутит представителей Оvercon. Как известно, в этом банке находились счета ФГИ. И, естественно, хранились деньги, которые получил Фонд от участников конкурса в качестве конкурсных залогов. Так вот, после того как ФГИ заключил договор купли- продажи с FS Trading Ltd. и была поставлена точка в конкурсной эпопее, Оvercon стала писать письма во все инстанции с просьбой помочь вернуть залог.

Дело в том, что возня вокруг итогов конкурса, несмотря на то, что пакет уже был продан, оказывается, на этом не закончилась. В игру вдруг неожиданно вступила компания Vostion Group, до этого спокойно наблюдавшая за происходящим. Спустя месяц после решения ВАСУ о признании протокола № 4 недействительным и после заключения договора купли-продажи с FS Trading Ltd. она подала иск в тот же самый суд с просьбой признать тот же самый протокол недействительным. И ВАСУ, как ни в чем не бывало, принял дело к рассмотрению и назначил слушание на... 18 ноября. Это означало, что все действия со стороны ФГИ, связанные с окончанием конкурса, запрещаются. И по возврату залога, как вы сами понимаете, тоже.

Между тем, компания Оvercon для участия в конкурсе перечислила залог в сумме свыше 1 800 тыс. грн. (10% от фиксированной цены пакета) по существующему на тот момент курсу 2,058 грн. за доллар. Поскольку деньги были заблокированы на счетах три месяца, то на тот момент ее потери составили свыше 300 тыс. долл. Об этом Оvercon сообщила в своем письме в Кабмин, администрацию Президента и ФГИ. «Кроме того, нас удивляет, — говорилось в нем, — что наши деньги находятся не на счете государства, а на счете нашего конкурента — коммерческого банка «Финансы и кредит», который является хозяином компании FS Trading Ltd.». В другом письме в адрес ФГИ, посольств США, Японии, Чешской Республики в Украине Оvercon пишет: «Компания считает, что все происходящее есть намеренное затягивание процесса возвращения залога, который с каждым днем обесценивается, с одной стороны, и вызвано неспособностью компании FS Trading Ltd. рассчитаться за приобретенный пакет, с другой». С ее точки зрения, об этом свидетельствует и иск в суд компании Vostion Group, которая принадлежала тому же собственнику.

За время, пока велись споры, действительно обесценились не только деньги Оvercon, но и сумма, которую FS Trading Ltd. должна была заплатить государству за пакет акций. Об истинных намерениях так называемого «инвестора» свидетельствует и дальнейшее его поведение. По условиям конкурса, в течение 60 дней после подписания договора купли-продажи FS Trading Ltd. должна была внести 10 млн. грн. на пополнение оборотных средств «Одессаоблэнерго». Так вот, она внесла их после того, как Генпрокуратура подала иск в суд с просьбой расторгнуть с этой компанией договор купли-продажи.

Конечно, можно говорить, что ФГИ в этой истории стал заложником несовершенных инструкций, нормативных актов. Ведь конкурс-то, как ни крути, был коммерческим. Отдать предпочтение Оvercon — это значило нарушить им же утвержденное положение о порядке продажи пакета акций ОАО, согласно которому победитель тот, кто предложил наивысшую цену. Но что мешало ФГИ продолжить конкурс? Ведь речь шла о стратегически важном объекте, который нуждается в реконструкции и развитии, то есть в больших инвестициях. К тому же его просило об этом Минэнерго. В письме на имя и.о. председателя ФГИ Бондаря тогдашний министр энергетики Шеберстов писал: «Минэнерго предлагает повторно провести конкурс по продаже пакета акций ГАЭК «Одессаоблэнерго» на условиях, которые будут утверждены постановлением Кабмина». Но, увы. Вместе с тем, сам и.о. председателя ФГИ в письме в Кабмин говорит: «Определяя окончательного победителя, конкурсная комиссия руководствовалась не «формальным подходом», а реальным положением дел. Хотя ее решение не отвечает требованиям п. 14 Положения о порядке продажи пакетов акций ОАО… Поэтому ситуация, возникшая вокруг конкурса, требует отдельного решения, которое должно учесть интересы ГАЭК, не нарушая законодательной базы». Законодательная база в итоге нарушена не была, а интересы ГАЭК «Одессаоблэнерго»?..

Справедливость восторжествовала

Но справедливость, как говорится, рано или поздно, а должна восторжествовать. И она восторжествовала. Хотя и по прошествии двух лет. В августе этого года Высший арбитраж вернулся к рассмотрению дела и пришел к выводу, что суд в августе 1998 года, принимая решение о признании протокола № 4 недействительным, фактически вышел за рамки своих полномочий. Это во-первых. А во-вторых, он вообще не имел права принимать дело к рассмотрению. Аргументы? Очень простые. Как сказано в решении ВАСУ от 11.08.2000 г., суд принимал решение, исходя из того, что «победителем должно быть иное лицо, чем то, которое определено конкурсной комиссией, и этим самым фактически присвоил полномочия конкурсной комиссии, что не является компетенцией суда и не могло быть предметом судового рассмотрения». Дело в том, что решение конкурсной комиссии — это не приказ. Оно «непосредственно не порождает возникновения гражданских прав и обязательств между государством в лице ФГИ и участниками конкурса и его победителем. Лишь только после утверждения протокола и выдачи приказа о результатах конкурса орган приватизации обязан заключить договор купли-продажи». А суд, рассматривая спор по существу, не имел и не мог иметь в своем распоряжении приказа ФГИ, поскольку он появился только после решения суда. И последнее. Суд не обязывал ФГИ признать победителем FS Trading Ltd., поскольку это не его компетенция, а он обязывал только продолжить конкурс.

Но история с назначенным победителем на сегодняшний день, как вы сами понимаете, не закончилась. Несмотря на то, что суд потребовал от ФГИ, как сказано в определении ВАСУ от 11.08.2000 г., «соответствующего реагирования и принятия решения относительно правомерности выдачи приказа № 1796 от 18.09.98 г.», Фонд госимущества пока ничего не сделал. Однако как стало известно, ФГИ не будет оспаривать решения ВАСУ от 11.08.2000 г. Более того, он намерен отменить свой приказ. Что же касается разрыва договора купли-продажи и возвращения 35-процентного пакета акций, то с этим делом посложнее.

Проблема в том, что FS Trading Ltd. продал свой пакет другим компаниям, которые являются добросовестными покупателями. И, по имеющейся информации, эти компании уже перепродали часть акций физическим лицам, которые, по сути, не могут быть инвесторами крупных промышленных объектов.

Между тем, несмотря на всю сложность ситуации, специалисты считают, что вернуть пакет акций можно. При желании. Вопрос в том, будет ли такое желание у тех, от кого зависит судьба «Одессаоблэнерго». И других предприятий энергетики тоже. Ведь судебные разбирательства, нечестные правила игры, нестабильность предварительных договоренностей, что и было продемонстрировано в ходе проведения коммерческого конкурса, отпугивают реальных инвесторов. И теперь главная задача — продемонстрировать обратное. Восстановление справедливости и исправление ошибок, допущенных в ходе приватизации «Одессаоблэнерго», для этой цели самый подходящий случай.

Когда верстался номер. 19 сентября с.г. Фондом госимущества Украины издан приказ «О выполнении решения ВАСУ по коммерческому конкурсу ГАЭК «Одессаоблэнерго». Пункт 2 этого документа гласит: «Признать окончательным победителем коммерческого конкурса по продаже пакета акций ГАЭК «Одессаоблэнерго» размером 35% уставного фонда общества ООО «Оверкон Энтерпрайзес Лимитед».